Конспект урока по географии «Урок чистой воды»

Занятие по экологической тематике

$Урок чистой воды

Учитель географии МОУ Глебовской сош Ржевского района Степанова Елена Анатольевна

Цель занятия:$

Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к

воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы.

Побуждение школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и в будущем.

Структура урока:

  1. Постановка проблемы о состоянии водной среды в России, в местности.

  2. $Пробуждение познавательной активности, критического мышления и вовлечения школьников в общение по улучшению ситуации с водными ресурсами.

  3. Оформление домашнего задания по коллективному и личному участию школьников.

Оборудование: ф$ильм на тему » Родник моей любви» (о красоте местных вод, автор ученица 8 класса Ястребова Юлия), физическая карта России и Тверской области, рисунки на экологическую тему, рефераты учащихся о во$де.

План занятия.

I. Вводное слово учителя географии.

II. Основная часть:

  1. Показ фильма на тему » Родник$ моей любви».

  2. Выступления учеников о водных ресурсах Тверской области и их состоянии.

  3. Дискуссия по теме урока.

III. Обобщение и подведение итогов.

IV. Домашние задания – составление плана мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.

Ход занятия.

$I. Организационная часть: Слово учителя.

Сегодня мы будем вести разговор о воде.

Девиз нашего урока: «Вода – это жизнь».

В 2009 году в Москве состоялся международный форум «Чистая вода 2009». В нем приняли участие 950 человек представители 47 стран мира. В диск$уссии приняли участие 70 СМИ.

В рамках форума проходил круглый стол на тему: «Воспитание экологического сознания в России», где рассматривались следующие вопросы:

воспитание экологического сознания людей;

культура потр$ебления чистой воды;

процесс повышения эффективности использования воды и ресурсосбережения.

$Была разработана Государственная программа «Чистая вода».

II. Основная часть:

1. Показ фильма на тему «Родник моей любви». ( Видеоролик представлен отдельно).

2. Выступления учеников о водных ресурсах региона и их состоянии.

$1-й ученик. Вода на земле – самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только 1/4 поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4 – вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как “земной” шар, а скорее как водный (демонстрация глобуса). Однако пресной воды на Земле относительно немного и поэтому ее необходимо беречь. Представьте себе, что вода исчезла бы из нашей жизни. Появились бы мрачно сияющие глазницы морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем соли. Пересохли бы русла рек, замолкли бы родники. Горные породы стали бы разрушаться, поскольку в их состав тоже входит химически связанная вода. Ни кустика, ни единого живого цветочка, ни единого живого существа на Земле не осталось бы. $Значение воды трудно переоценить. Согласно эволюционной теории, жизнь на Земле зародилось в воде. Живые существа состоят на 2/3 из воды, вода – среда обитания многих растений и животных. Вода необходимо для процесса фотоси$нтеза. Человек использует воду в сельском хозяйстве, в промышленности – как сырье и растворитель.

2-й ученик. Вода – одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани – кровь, мозг, жировая ткань – больше чем наполовину (65%) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90%. Все химические реакции вещества при любом процессе в организме протекают в растворах. Понятно, что чем чище вода, которую $мы пьем, тем лучше для нашего организма.

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получит только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, необходимых живому организму. Морская вода содержит избыток различных солей, поэтому она также для питья не годится. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и пищей, составляет, в зависимости от климатических условий, физиологического состояния и физических нагрузок, 3-6 л в сутки.

Ч$истой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отх$одами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадает большое количество различных ядовитых веществ.

3-й ученик. Восточная мудрость гласит: “Ты то, что ты ешь”. Оказ$ывается, не меньшее значение для нашего здоровья имеет вода, которую мы пьем.

Не каждая вода может служить для питья. Природные воды могут содержать минеральные примеси, некоторые из которых вредны для организма. Кроме того, в природной воде могут встречаться болезнетворные бактерии. Поэтому прежде чем пить воду из родников, колодцев и тем более из открытых водоемов, ее необходимо обработать. Простейшим способом является кипячение.

$К питьевой воде предъявляются определенные требования. По своему внешнему виду питьевая вода должна быть совершенно прозрачной, пресной и не обладать каким-либо запахом. Кроме этого, питьевая вода по своему химическому составу должна быть совершенно безвредной и не содержать болезнетворных микроорганизмов.

4-й ученик. Наш поселок обеспечивается пит$ьевой водой за счет водонапорной башни, которая качает подземную воду.

Вода соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам, но при этом считается достаточно жесткой.

Изредка на водонапорной башне проводится хлорирование воды для уничтожения болезнетворных микробов.

В России практически все станции водоочистки используют в качестве обеззараживающего средства хлор. Хлор обладает очень высоким дезинфицирующим эффектом и успешно применяется во всем мире очистки воды с 1912 года. Но хлорирование воды дает и побочный отрицательный эффект: часть органических примесей в воде не разрушается (окисляется), а п$ереходит в $опасные для человека хлорорганические вещества. Пока загрязнение природной воды было небольшим, побочный эффект не представлял опасности. Но с ростом населения, промышленного и сельскохозяйственного производства возрастало и загрязнение природных вод.

В настоящее время, кроме хлора, для обработки воды могут применяться:

вещества, содержащие активный хлор (гипохлориты);
– двуокись хлора;
– перекись водорода;
– озон;
– специальные виды

Но главную роль во всем мире сохраняют хлор и вещества, содержащие активный хлор.

$4. Дискуссия по теме урока.

1. Опыт. (Проводит учитель географии.)

Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. $Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? $(Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).
2. Учитель географии: Выдающийся политический деятель Индии 20 века Индира Ганди утверждала, что цивилизация – это диалог между водой и человечеством. Согласны ли вы с этим утверждением?

Обсуждение.
3. Учитель географии: Как вы считаете, какими способами можно очистить воду?

$Обсуждение.

Я предлагаю один из способов очистки – фильтрование.

III. Обобщение и подведение итогов$.

Викторина.

  1. Перечислите города, в названии которых упоминаются реки. (Волгоград, Нижнекамск,..)

  2. Назовите плавающую птицу, лишенную способности, летать, которая является символом одного из полюсов Земли? (пингвин)

  3. Agua” в $переводе с латинского значит “вода”. Назовите как можно больше слов, используемых в русском языке, в составе которых упоминается латинское название воды. Разъясните значение этих слов.
    Аквариум – дом для рыб. Акватория – водное пространс$тво. Акваланг – водное снаряжение. Акварель – краска, для которой нужна вода.
    Понятно ли значение этих слов? Какое отношение они имеют к теме урока?
    Agua в переводе с латинского языка – вода. А алфавит начинается с буквы “А”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока: «Вода – это жизнь».

  4. Кто из ученых впервые осуществил анализ и синтез воды? Когда это произошло? Какое это имело значение? (Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода, причем масса полученной воды была равна массам водорода и кис$лорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провел опыт по ее разложению, пропуская водяной пар над раскаленным железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук. Почему? Вода стала причастна к первым полетам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет больши$е перспективы, так как водород в будущем – экологическое топливо. Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания) Но пока перед учеными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива.

  5. Как вы думаете, какова роль во$ды в организме?
    (Вода в организме выступает в ролях – как растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела).

  6. Какое физическое явление лежит в основе процесса растворения? Как ускорить процесс растворения в воде: а) твердого вещества, например сахара; б) газа, например угле$кислого газа?

  7. Почему воду используют для тушения огня?

  8. Что такое дистилляция? На чем основан этот метод разделения смесей?

  9. Что такое серебряная вода? Как ее можно получить? Какими свойствами она обладает?

  10. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов – шиповника, черники, калины, малины. Настой проводит электрический ток. Почему?

  11. $Назовите химическое название воды (оксид водорода).

  12. Назовите $источники загрязнения вод
    а) сточные воды;
    б) стоки от животноводческих комплексов;
    в) стоки с полей с минеральными удобрениями, пестициды, гербициды;
    г) промышленные стоки (химических производств, целлюлозно-бумажных комбинатов, металлургические заводы);
    д) автозаправочные станции;
    е) стоки от мытья автотранспорта;

ж) загрязнения земной поверхности и воды бытовыми отходами, вымывания ядохимикатов со свалок;
з) загрязнение Мирового океана нефтью.

Слово учителя: Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость$. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать активно участвовать в проектах по защите окружающей среды.

Составление плана действий по охране окружающей сред$ы и защите водоемов.

Что делать?

$

  1. Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоемы, а очищать и употреблять многократно;

  2. Очищать городские канализационные стоки;

  3. Употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоемы;

  4. Усовершенствовать уборку животновод$ческих ферм;

  5. Каждому человеку необходимо экономить воду.

IV. Домашние задание: Составить план мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.

Post Comment