Конспект урока по географии в 6 классе «Состав, строение и значение гидросферы»

$Конспект урока по географии в 6 классе

«Состав, строение и значение гидросферы»

Название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района Республики Татарстан.

Автор: Ибрагимова Татьяна Сергеевна, учитель географии.

$Класс- 6

Цель: сформировать представление о единстве водной оболочки Земли — гидросфере.

Задачи:

Образовательные:

  1. $сформировать понятия «гидросфера», «Мировой круговорот воды в природе», «водный голод»,

  2. сформировать представления о Мировом круговороте воды в природе и связи гидросферы с другими оболочками Земли;

  3. $

  4. раскрыть значение гидросферы в жизни Земли и человека.

  5. сформировать представление о ограниченности ресурсов пресной воды и необходимости ее экономии.

Развивающие:

  1. р$азвивать мыслительные операции на основе установления причинно-следственных зависимостей,

  2. способствовать развитию аналитического ума, географического мышления;

  3. способствовать развитию навыков коллекти$вного решения учебных задач и представления результатов работы;

  4. способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные:

  1. способствовать воспитанию экологического м$ышления, чувства ответственности за сохранение пресной воды на Земле.

Тип урока: урок освоения новых знаний и умений, проблемно- эвристический урок.

Оборудование: учебники, физическая карта мира, атласы, презентация «Состав, строение и значение гидросферы» (Приложение №1), мультимедийный проектор, компьютер,

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные результаты обучения:

$овладение навыками самостоятельной и коллективной деятельности в процессе решения учебной задачи, знаниями способов экономии воды в домашних условиях.

  • Мет$апредметные результаты обучения:

развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний, обнаружения причинно-следственных связей, навыков работы в группе, построения прогнозов развития планеты.

  • Предметные результаты обучения:

учащиеся должны: знать/понимать объем воды на Земле; основные свойства воды, обеспечивающие жизнь на планете; части гидросферы; три агрегатных состояния воды; уметь объяснять взаимосвязи отдельных частей круговорота воды, процессы,$ происходящие при круговороте воды; описывать значение воды для жизни на планете; объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать единство гидросферы.

$Структура урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, подготовка к уроку.

  2. Актуализация знаний. В одной сказке легендарный король, собираясь отдать руку своей дочери, задавал женихам загадку « Что везде?». И только один человек отгадал ее. Попробуйте и вы отгадать эту загадку. Действительно вода окружает нас пов$сюду. Сегодня мы познакомимся с таким знакомым и незаменимым источником жизни- водной оболочкой Земли- гидросферой. Записываем тему урока «Состав, строение и значение гидросферы».

  3. Изучение нового материла.

Составим схему «Строение гидросферы». Посмотрите внимательно на физическую карт$у мира и ответьте на вопросы:

  • Почему нашу планету справедливо было бы назвать не «Земля», а «Вода»?( большая часть Земли покрыта океанами и морями).

  • Какие воды встречаются на суше? ( реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды).

  • Часть воды постоянно находится в атмосфере. Чем она представлена? (испаряющимися каплями, облаками, туманом).

  • Часть воды содержится в организмах животных, растений и людей. Человек на 60% состоит из воды. Это значит, что у взрослого человека весом примерно 70 кг., 45 кг. приходится н$а воду. Вода входит в состав всех органов и тканей, она переносит питательные вещества по всему организму, в каждую клетку. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена веществ, выводя их из организма в виде пота и мочи. Все процессы в $организме протекают с помощью воды. При недостатке воды в организме происходит обезвоживание и гибель.

Вода самая загадоч$ная жидкость на Земле. Вода обладает уникальными свойствами. Это единственное вещество на Земле, которое в обычных условиях встречается одновременно в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Второе уникальное свойство воды описано в стихотворении А.Дитриха «Гидросфера».

В супе, в чае, в каждой капле

В каждой звонкой льдинке,

$И в слезинке, и в дождинке, и в росинке-

Нам откликнется всегда океанская вода.

О каком природном явлении идет речь? (о круговороте воды в природе). С помощью рисунка 116 на стр. 130 опишите, как происходит круговорот воды в природе и какого его значение.

Третья уникальная особенность воды- она едина и непрерывна. Океан начинается с маленького ручейка, который перерастает в реку, впадающую в море.

Жизнь современного человека невозможно представить без воды. Поиграем в игру «Капля в океане». ( Учащиеся делятся на три команды. Представители каждой команды поочерёдно подходят к сосуду, достают каплю и называют способы использова$ния воды. Ответы не должны повторяться).

Учитель делает вывод: увеличение численности населения, широкое применение воды в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, собственных нуждах, загрязнение вод приводит к возникновению дефицита пресной воды. Человечество стоит на грани «водного голода». Жители жарких стран вынуждены опреснять морскую воду, закупать пресную воду в соседних государ$ствах. Ежедневно миллионы людей тратят пресную воду понапрасну, не задумываясь о ее экономии. А ведь пресная вода составляет лишь 2, 8% от общего объема гидросферы, из них 2,15% заморожено в горах и ледниках, льдах Арктики и Антарктиды, и только 0, 65%- это готовая к употреблению вода рек, озер и подземных источников. Обсудите в команде способы экономии воды в повседневной жизни. Выберите капитана команды, который озвучит ваши идеи по сохранению пресной воды на Земле и внесет вклад в сохранение ги$дросферы в виде капель. Экономия и забота о воде- залог нашего здоровья, жизни на планете Земля.

$Гидросфера играет огромное значение не только в жизни человека, но и существования природы в целом. Послушайте высказывание Леонардо да Винчи о воде: « Вода- сок жизни на Земле». В чем смысл высказывания? Согласны ли вы с ним?

Подумайте и составьте логическую цепочку « Последствия нерационального использования воды» ( возможные компоненты цепочки: загрязнение воды- болезни людей, растений, животных- вымирание растений, животных- война за воду- гибель всего живого на Земле).

Домашнее задание: §33, найти и выучить с$тихотворения о океанах и морях, подготовить сообщение «Исследование океанов».

Список литературы:

  1. Дронов В.П. География. Землеведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева- 6-е изд. стереотип.- М.: Дрофа, 2011- 221с.$

  2. Инновационный учебно-методический комплекс «География. Планета Земля. 6 класс» : Методические рекомендации / В. П. Дронов, Е. Ю. Мишняева, Л. Е. Савельева, О. Г. Котляр, А. А. Лобжанидзе. – М., 2008.

  3. Широкова В. Вода.-М.:СЛОВО,2001.-48с.

Post Comment