Конспект урока по географии «Великий шелковый путь» 8 класс

8 класс

Физическая геог$рафия Казахстана

Тема: Великий шелковый путь

Цели:
 1) раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии Казахстана и народов, находившихся на пути его следования; раскрыть причины быстрого роста и расцвета культуры городов Южн$ого Казахстана и Жетысу; объяснить влияние пути на социально-экономическое положение Казахстана, на складывание культурных, религиозных и международных отношений;
 2) развивать творческую активность учащихся, аналитические способности, понимание ценности памятников Великого Шёлкового пути; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой, работать в паре, группе; развивать картографические умения и навыки; развивать $умение работать с различными видами тестов;
 3) воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Родины, развивать творческий интеллект.

Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,$ интерактивный.

Оборудование: физическая карта Казахстана, интерактивная доска,карта «Шелкового пути»

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

— Как извес$тно, Шелковый путь — система караванных дорог, которые в древности и средневековье пересекали Евразию от Средиземноморья до Китая и служили истоками возникновения и развития торговых и культурных связей народов, государств, регионов, находившихся в зоне этого пути. Нас интересует в первую очередь вопрос: как реализовывался первый в истории человечества мирный контакт между народами Востока и 3а¬пада. Чтобы ответить на этот воп$рос, мы отправимся в экспедицию по трассам Великого Шёлкового пути.

Объявление темы урока (слайд №1)

Объявление цели урока (слайд №2) Цель урока (для учащихся): раскрыть роль и историческое значение Великого Шёлкового пути в развитии государств и народов, находившихся на пути его следования.

Проблемное задание: «Какое значение имеет из$учение Великого Шёлкового пути в наши дни?»

II. Изучение нового материала

— Начиная с 6 века, Великий Шёлковый путь стал $развиваться в двух направления: один по Сырдарье, второй- Тянь-Шанский.

Первый путь начинался в Китае и через Восточный Туркестан (Кашгар), шёл в Жетысу, далее по Сырдарье и побережью Арала (иногда через Хорезм в Мангыстау в нижнее течение Урала; вдоль берегов Волги и Дона, на Кавказе вдоль$ побережья моря Кара (Чёрного) на Ближний и в Византию). В этом направлении Восток и Запад соединяла река Сырдарья. Могучая река Сырдарья определяла судьбы народов, селившихся в бассейне с древнейших времён. Города возникали здесь не случайно и вовремя – каждая эпоха диктовала свои условия. Главными торговыми городами Южного Казахстана были Суяб, Навакент, Кула Испиджаб, Арсубанкент, Отрар, Шавгар, Янгикен.

Второй путь начинался в Восточном Туркесане (Кашгаре) и проходил через Жетысу (долины р$ек Чу, Или) вдоль Жунгарского, Илийского, Кыргызского Алатау и Таласских гор в Шаш (Ташкент). Далее путь через Самарканд, Бухару, Мерв шёл в Малую Азию и Византию. На этом пути стояли большие и богатые города – Суяб, Баласагун, Тальхир, Кулан, Тараз, Газгирд (Казыкурт), Испиджаб.

$III. Самостоятельная работа с текстом

Работа в группах.

Класс делится на 3 групп. Каждой группе определяется по 2 города: Сарайчик$, Тараз, Отрар, Кулан, Койлык, Саудакент.

На чтение текста и работу с ним группам даётся 5 минут. Учащиеся должны прочитать информацию о своём городе и кратко законспектировать наиболее важную информацию о нём.

Затем в течение 5 минут в группе происходит обсуждение прочитанного. Каждый учащийся группы рассказывает то, о чём прочитал в течение одной минуты (перед этой работой в каждой группе назначается таймер, который следит за временем). По окончании времени, рассказ продолжает следующий учащийся и так до тех пор. Пока не расскажет каждый$ учащийся или не кончится общее время работы.

Затем из группы выбирается один учащийся. Который будет рассказывать из$ученный материал группой.

Выступление представителей групп.

Каждому представителю группы на выступление даётся только 3 минуты.

Учащиеся других групп слушают выступающего и в тетради кратко конспектируют наиболее важную информацию.

Первичное закрепление.

Выполнение теста с «дополнением» (в текст вписывается пропущенное или дополнительное слово):

  1. О средневековом городке Кулан первые сведения появились от арабских путешественнико$в … (Ибн Хордадбека и Кудамы ибн Джагифара)

  2. Основным видом деятельности жителей Кулана было … (сельское хозяйство)

  3. Город Койлык славился своими… (базарами)

  4. В развалинах города Койлык археологами были обнаружены остатки … (буддистского) храма и … (во$допровода)

  5. Этот город находился на пересечении кар$аванных путей (Саудакен).

  6. В Саудакенте процветали … (торговля и ремёсла)

  7. Город Отрар располагался в устье реки… (Арысь)

  8. Известный философ и ученый аль-Фараби являлся выходцем из этого города (Отрар)

  9. Площадь древнего Отрара составляла … (200 га)

  10. Впервые данные о городе Тараз упоминаются в маршрутнике посла Византии … ($Земарха Киликийского)

  11. Тараз был торговым, политическим и … (экономическим) центром страны.

  12. Месторасположение древнего Тараза впервые было научно доказано известным востоковедом… (В. В. Бартольдом)

  13. Сарайчик расположен В 50 км от современного города… (Атырау)

  14. По одной из версий город Сарайчик был основан ханом… (ханом Батыем)

IV. Знакомство с памятниками культуры на$ протяжении Великого Шёлкового пути.

Знакомство$ с памятниками культуры проходит в виде игры с опорой на знания детей по Истории Казахстана.

Игра «Знаешь ли ты?»

Учитель описывает памятник природы, учащиеся должны догадаться о чём идёт речь.

  1. Расположен в Центральном Казахстане, на правом берегу реки Каракенгир. Имеет форму прямоугольника, высота 10 м. Выложен из жженого кирпича, внешняя кладка имитирует ковер с узора$ми алаши. (Кумбез Алаша хана)

  2. находится в одном из самых древних городов на земле Казахстана — Туркестане. Великий тюркский поэт и мыслитель Яссави был с почестями похороне$н в небольшом мавзолее, который стал местом паломничества и поклонения мусульман. Он был возведен в XII веке, в начале эпохи правления Караханидов. Спустя 233 года, в начале XV века, по приказу Тимура над скромной усыпальницей был возведен пышный мавзолей. В этом памятнике искусно отображены все виды исламских традиций и требования исламской религии. Если помещение, в котором расположен ритуальный казан, символизирует его святость, то мечеть считается символом исламской идеологии. (Комплексный мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави)

  3. Этот памятник воздвигнут создателю кобыза, певцу, композитору, акыну, покровител$ю поэтов и музыкантов. Он представляет собой четыре вертикальных стелы из железобетона высотой 8 м, с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по сторонам света. В той части, где сходятся раструбы, находится орган из 40 металлич$еских труб. При ветре он издает звуки, напоминающие звучание кобыза. Внутри памятник образует стрельчатый свод, покрывающий центральный символ — ось. Он украшен орнаментом «туйе табан» («след верблюда»), символизирующим верблюдицу Коркыта Желмая, которая обладала волшебной силой. (Памятник Коркыт ата)

В настоящее время ведётся комплексное международное исследование Великого Шёлкового пути. Обращение мировой науки к изучению Великого Шелкового пути — это поистине отсчет времени наз$ад, в глубь веков, попытка проследить вехи истории и «смену поколений».Кроме того, изучение Великого Шёлкового пути призвано поддержать сотрудни¬чество, научное и культурное, между учеными стран, входивших ког¬да-то в реги$оны влияния древнего пути. Наиболее полная оценка стоящих перед исследователями задач была дана Генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором: «Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, предоставлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможности взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Ш$елкового пути — содействовать тому, чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания, общения и взаимног$о обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути ».

V. Рефлексия:
На доске вывешивается плакат, ученики по очереди продолжают высказывание.
 1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. я научился…
7. урок дал мне для жизни…
8. мне захотелось…

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание$:
 1) придумать эмблему, или символ Великого Шёлкового пути; 2) заполнить контурную карту «Направления и трассы Великого Шёлкового пути».

Post Comment