Конспект урока по географии «Взаимодействие компонентов природы» 6 класс

Интегрированный урок по географии и биологии в 6а классе

Тема. Взаимодействие компонентов природы.

Природный комплекс. Биогеоценоз, экосистема.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «природный комплекс», «биогеоценоз», «раститель$ное сообщество».

  2. Выявить взаимодействие компонентов природы.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование умения работать с текстом учебника, иллюстрациями, таблицами.

  2. Содействовать воспитанию школьников по охране отдельных компонентов природы, например, растительности, животных и в целом природных комплексов (лес, водоём и т.д.)

  3. Способствовать развитию умения применять ранее полученные знания при выявлении взаимосвязей живой природы с неживой в биогеоценозе, природном комплексе и при выявлении отличия между понятиями.

Средства обучения: учебник географии §50, учебник биологии §56, рис. уч-ка (101 с. 154 – география) табл. «Круговорот воды в природе», «Речная долина и её части», «Растительные сообщества», «Биоценоз».

$Форма обучения: фронтальная.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материал$а с элементами повторения пройденного.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Назвать тему, цель и задачи урока$

Записывают в тетрадь дату, тему урока

Изучение нового материала

1) Взаимодействие организмов друг с другом

и средой обитания.

Биотические и абиотические факторы.

2) Знакомство с понятиями

а) «Природный комплекс»,

«природные компоненты»

ГОРНЫЕ

$ПОРОДЫ

3) Разновидность ПК. Понятие о географической оболочке, биосфере.

4) Изменения ПК

$

5) Понятие о биогеоценозе, растительном и природном сообществе:

А) природное сообщество и

биогеоценоз

Сукачев В.Н.(понятие о биогеоценозе)

Б) структура биогеоценоза

Абиотич. условия.

(неживая природа)

$ В) понятие

«экосистема»

6) Роль зеленых растений в экосистеме

7) Понятие растительное сообщество

(фитоценоз)

8) Разнообразие фитоценозов

Вступительное слово учителя о взаимодействии организмов друг с другом и средой обитания.

$

Подводит итог по этому вопросу.

Учитель географии объясняет с использованием схемы, которая на доске.

На доске показаны природные компоненты. А как показать, что они взаимосвязаны между собой и образуют единое целое – ПК? (вопрос к классу)

ВОЗДУХ ВОДА

ЖИВОТНЫЕ

Учитель дает задание: прочитать § 50 пункт 3, провести какие компоненты входят в состав ПК ГО и показать это на схеме.

Далее учитель показывает на схеме разновидность ПК (по размерам) и объясняет. На примете какого процесса можно проследить взаимодействие компонентов.

Приложение №1

Задает вопрос классу.

$Что может привести к изменению ПК? Докажите, покажите на конкретных примерах.

Учитель подводит итог по проделанной работе на данном этапе урока.

Учитель биологии объясняет понятие, используя схемы на доске.

Раст-сть животные

Неживая при$рода

(абиотич. факт)

+территория.

Примеры: луг, болото, лес и т. д.

Учитель задает задание.

Что входит в состав

биогеоценоза?

Зеленые животные

растения (пит.раст.)

(созд.орг.вещ.)

Объясняет значение этого понятия. Ставит вопрос. Отличаются ли меж$ду собой понятия «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема»? какой можно сделать вывод?

Задает вопрос: какова роль зеленых растений в экосистеме?

Осуществляет проверку, дополняет.

Объясняет

$Объясняет, используя схему на доске.

Фитоценозы

Еловый Сосновый

лес бор

Березняк Дубрава

Учитель подводит итоги по этому этапу работы.

Учащиеся используют ранее полученные знания, приводят примеры взаимодействия организмов

$а) между собой/на примере цепи питания

б) с окружающей средой (например, процесс фотосинтеза)

1)учащиеся проводят словарную работу, записывают понятия например.

Природный комплекс с 154 по ходу объяснения чертят схему в тетради. Ответ на вопрос. Показывают стрелочками связи между компонентами.

ПОЧВЫ

РАСТЕНИЯ

Работают с учебником

§50 пункт 3, проводят словарную работу и показывают по схеме состав ПК ГО (самостоятельная работа)

Состав ГО:

Верхняя

часть литосферы,

гидросфера, нижняя часть атмосферы, биосфера. В тетрадь записать кто разработал учения о биосфере (В.И. Вернадский). Уч-ся схему заносят в тетрадь.

Ответ: на примере большого круговорота воды. Табл. «Круговорот воды в природе.» (показ. взаимодействия)

Работа с рис. 101 с. 154 и таблицей, делают вывод о количественном с$оставе ПК, их отличии.

Уч-ся читают §50 п 2 (2 абзац), отвечают на вопрос.

Уч-ся проводят словарную работу и по ходу объяснения заносят схемы в тетради.

Уч-ся читают §56 с.206 и выписывают 4 звена

Организмы

(бакт., грибы),

разруш. орган. вещ.

до неорган.

Уч-ся проводят словарную работу.

$Уч-ся отвечают на вопрос и записывают вывод о том, что все эти понятия обозначают одно и то же природное сообщество -взаимодействие комплекса организмов и условий окружающей среды.

Читают §56 с.207 2 абзац, отвечают на вопрос.

  1. Автотрофная функция;

  2. Опред. внеш. вид прир. сообщества;

    $

  3. Влияет на условия среды обит. др. орган.;

  4. Участв. в строении биогеоценоза;

  5. Участв. в формир. состава его жителей.

Записывают в тетради термины.

Уч-ся делают записи и делают выводы, что фитоценозы отличается видовым составом организма.

II закрепление материала

  1. По вопр. §50 (№ 1-3, 5, 6)

  2. По вопр. §56

  3. Будет ли лес являться ПК и биогеоценозом? Докажите «да» или «нет».

    $

III подведение итогов по уроку. Выставление оценок.

Д/з §50 –география

§56-биология

$Запись в тетраде, термины

Учителя контролируют ответы.

Записывают на доске.

Уч-ся отвечают на вопросы

Записывают в дневники.

Post Comment