Конспект урока по географии «Экономическая и социальная география мира» 10 класс

Мастер-класс по курсу «Экономическая и социальная ге$ография мира»

Тема: Государственный строй стран мира.

Цели: 1. Дать знания о формах государственного правления и административно-

территориального устройства.

2. Расширить знания о классификации стран мира.

3. Закрепить знания номенклатуры.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебный мультимедийный диск,

Презентация «Государственный строй», опорный конспект.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Повторение изу$ченного (тестирование – 2 уровня сложности).

1 уровень.

1. В конце XX века количество стран и территорий достигло:

а) 120 б) 230 в) 200 г) 320

2. Политически независимыми государствами называются:

а) колонии б) суверенные в) метрополии г) «ключевые» страны

3. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:

а) Канада б) Россия в) Китай

4. Страны-архипелаги – это…:

а) Индонезия б) Япония в) Исландия г) Шри-Ланка

5. Рос$сия относится к странам:

а) «ключевым» б) НИС в) странам с переходной экономикой

г) нефтеэкспортирующим

2 уровень.

1. К микрогосударствам Европы относятся:

а) Ватикан б) Монако в) Бруней г) Португалия

2. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:

а) Швейцария б) Венгрия в) Дания г) Швеция

3. В «большую семерку» не входит страна:

а) США б) Канада в) Япония г) Франция д) Россия

4. Показатель, характеризующий$ стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется …

5. К НИС относятся страны:

а) Сингапур б) Тайвань в) Таиланд г) Республика Корея

III. Тема и цель урока.

— Государства мира многообразны. И мы их классифицируем.

Тема сегодняшнего урока – государственный строй стран мира.

IV. Материал урока.

1. Форма правления. Объяснение нового материала.

— Страны различаются по нескольким признакам. Один из самых важных – тип государственного устройства. Государственное устройство включает форму правления, административно-территориальное устройство и тип политического режима.

(сообщение подготовленного учащегося)

на основе презентации

2. Анализ карты$ (слайд мультимедийного диска)

— В каких регионах преобладают монархии?

— Где на планете монархии отсутствуют?

3. Заполнение таблицы.

Задание:

-Впишите в каждую колонку таблицы в опорном конспекте примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия

$

Абсолютная монархия

Теократическая монархия

$

Монарх «царствует», но не правит

Власть монарха не ограничена

Монарх является и главой церкви, и главой государства

— Проверьте выполнение задания друг у друга.

4. Республики (анализ таблицы на слайде презентации).

— Наиболее распространенной формой правления является республика. Проанализируйте таблицу и выявите отличительные черты республик.

5. Фор$ма административно-территориального устройства (объяснение учителя).

Слайд мультимедийного диска «Федерализм»

— Кроме того, существуют различные формы административно-территориального устройства. По формам административно-территориал$ьного устройства страны делятся на унитарные и федеративные. Преобладающее количество стран в мире имеют унитарное устройство. Среди стран выделяется Швейцария, которая является союзом суверенных государств или кантонов.

6. Заполнение таблицы.

Задание:

— Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

$

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)

Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы — субъекты)

Конфедерация

(форма федеративного государства)

1.

2.

$

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Швейцария – союз суверенных государств или независимых кантонов.

23 кантона (3 из них разделены на полукантона).

— Проверьте выполнение задания друг у друга.

7. Словарная работа.

-Перед вами карточки с терминами. Познакомьтесь с ними. Постарайтесь повторить определе$ние, не переворачивая карточки. (На работу 2 минуты)

Республика –

Монархия –

Унитарное государство –

Федеративное государство –

— Запишите 2 из этих понятий в опорный конспект.

V. Закрепление (по группам).

1 человек у доски. Индивидуальная работа:

а) «Нанести монархии на карту Зарубежной Европы» (слайд тесты, 2 уровень, 2 задание)

1 группа.

б) Заполни логическую схему урока:

форма правления

$

_______________ _______________ ______________ _______________

__________ __________ ___________ _________ ___________

форма административно-территориального устройства

___________________ ___________________

2 группа. Работа с контурной картой:

— Нанесите и подпишите по 3 государства: КМ, АМ, Р, Ф, У.

3 группа. Цифровой диктант.

«Да» — 1, «Нет» — 0.

1. В р$еспубликах и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.

2. Верховная власть в монархии передается по наследству.

3. Республик в мире меньше, чем монархий.

4. Среди монархий современного мира преобладают империи.

5. В Содружество стран, возглавляемых Великобританией, входит 51 страна.

VI. Домашнее задание.

Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;

опережающее задание: материал о «горячих» точках $планеты;

٭ составить презентацию основных понятий по 2 параграфам.

VII. Итог урока.

Опорный конспект урока

Дата

Тема урока__________________________________________________________________

Задание № 1:

-Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, яв$ляющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит

Власть монарха не огранич$ена

Монарх является и главой церкви, и главой государства

Республика –

Уни$тарное государство –

Задание №2:

— Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)

Федерати$вное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы — субъекты)

Конфедерация

(форма федеративного государства)

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Швейцария – союз суверенных государств или н$езависимых кантонов.

23 кантона (3 из них разделены на полукантона).

Самостоятельно. Заполни логическую схему урока:

форма правления

_______________ _______________ ______________ ________________

__________ __________ ___________ _________ ___________

форма административно-территориального устройства

______________$_____ ___________________

Домашнее задание

Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;

$

Опорный конспект урока

Дата

Тема урока__________________________________________________________________

Задание № 1:

-Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия

$

Абсолютная монархия

Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит

Власть монарха не ограничена

Монарх является и главой церкви, и главой государства

$

Республика –

Унитарное государство –

$Задание №2:

— Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац учебника с «Визитной карточкой» стран.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)

Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы — субъекты)

Конфедерация

(форма федеративного государ$ства)

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Швейцария – союз суверенных государств или независимых кантонов.

23 кантона (3 из них разделены на полукантона).

Самостоятельно. Цифровой диктант.

«Да» — 1, «Нет» — 0.

1. В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. ___

2. Верховная власть в монархии передается по наследству. ___

3. Республик в мире меньше, чем монархий. ___

4. Среди монархий современного мира преобла$дают империи. ___

5. В Содружество стран, возглавляемых Великобританией, входит 51 страна. ___

Домашнее задание

Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;

Опорный конспект урока

Дата

$Тема урока__________________________________________________________________

Задание № 1:

-Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран, являющихся конституционными, абсолютными и теократическими монархиями. Используйте форзац учебника с$ «Визитной карточкой» стран.

Конституционная монархия

Абсолютная монархия

Теократическая монархия

Монарх «царствует», но не правит

Власть монарха не ограничена

$

Монарх является и главой церкви, и главой государства

Республика –

Унитарное государство –

Задание №2:

— Впишите в каждую колонку таблицы примеры стран с разной формой административно-территориального устройства. Используйте форзац $учебника с «Визитной карточкой» стран.

Унитарное государство (единая законодательная и исполнительная власть)

Федеративное государство (наряду с едиными законами есть отдельные самоуправляющиеся единицы — субъекты)

$

Конфедерация

(форма федеративного государства)

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

1. Швейцария – союз суверенных государств или независимых кантонов.

23 кантона (3 из них разделены на полукантона).

Самостоятельно.

Работа с контурной картой:

— Нанесите и подпишите по 3 государства:

  • Конституционная м$онархия

  • Абсолютная монархия

  • Республика

  • Унитарное государство

  • Федеративное государство

Домашнее задание

Тема 1, § 2, дополнительный материал о монархиях;

Post Comment