Конспект урока по географии «Заочное экологическое путешествие» 6 класс

Урок – игра по географии , 6 класс

. Автор Иванова Ирина Геннадьевна учитель географии МБОУ «Щеколдинская ООШ» Зубцовский район Тверская область.

Тема урока «Заочное экологическое путешествие».

Цел$ь игры. Привлечь внимание к проблемам реки Волга

Задачи урока$

  • Повысить социальную активность обучающихся в вопросах экологического образования и охраны окружающей природы.

  • Повысить уровень экологической культуры детей.

Ход игры.

$Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим путешествие по экологическим станциям.

1-я станция: «Значение воды в природе и в жизни человека».

Учитель. Вы слыхали о воде? Говорят она везде.

Первая капелька. В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Вторая капелька. Ледником в горах зовётся,

$Лентой серебристой вьется.

Средь высоких стройных елей

Рушится потоком селей.

$

Третья капелька. На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Учитель. Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Капельки (вместе). Без меня вам не умыться,

Не наесться, ни напиться!

Учитель. Смею вам я доложить:

без воды нам не прожить.

На экране фотография «Значение $воды»

Учитель. Вода – чудесный дар природы. Вода – самый удивительный минерал на Земле. Удивительный потому, что она создаёт условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности. Удивителен этот минерал ещё и тем, что вода находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретёт новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у ко$торого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.

— Как замечательно говорили о воде великие люди!

— Ребята, прочитайте высказывания о воде.

Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. (Леонардо да В$инчи.)

Капля воды дороже золота. (Д. Менделеев.)

Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды. (В. Песков)

Спаси себя, человече,

Сыне, родимый, спаси!

Чтоб реки текли, а не речи

По наше$й великой Руси.

М. Рудаков

— Объясните данные высказывания. О чём они?

2- я станция «Откуда пришла вода?».

Учитель. Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше воды на Земле? ( Водой $наполнены моря и океаны.)

— Может ли человек использовать эту воду? (Нет.)

— Почему? Какая вода нам нужна? (Пресная.)

На экране схема «Соотношение солёной и пресной воды».

Учитель. Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Солёной воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. 2/3 её находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах.

На экране фотографии Антарктиды, рек, озёр.

Станция 3 «Жила – была река Вазуза».

Учитель. Ребята послушайте экологическую сказку.

$Жила – была река Вазуза. Сначала она была маленьким весёлым ручейком Смоленской области, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили : «Какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой. Водилось много рыбы и раков.

На экране фотография «Река Вазуза».

$Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в Зубцовском районе. Здесь вокруг стояло много домов, в которых жили люди. Они обрадовались реке и попросили её остаться. Река согласилась. Люди использовали воду для питья, плавали на лодках, ловили рыбу.

$При Петре I по Вазузе по притоку Гжати перевозили строительные материалы в Петербург. По этому же пути сычевские купцы вели торговлю хлебом, смолой, пенькой, льном.

          В годы Великой Отечественной войны разгорелис$ь жаркие бои на берегах Вазузы. Особенно ожесточенными они были на берегу Вазузы у деревни Хлепень.

А в 1977 году её перегородили плотиной и создали водохранилище. Вазуза стала шире и глубже. Её вода стала нужной для города Москвы. По ней стали ходить моторные лодки и катера, яхты, на берегах отдыхали люди.

На экране фотография «Вазузское водохранилище»

Шли годы. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё что им вздумается. Строили по берегам животноводческие фермы, благоустроенные дома, обрабатывали и удобряли поля. Потекли в реку грязные потоки. В ней мыли машины и $бросали мусор.

На экране фотография «Загрязнение реки Вазузы».$

Потемнела Вазуза от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил : «Какая чистая, красивая речка!». И никто из людей не подумал, что река живая. А она переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя?» — думала она.

Шло время люди всё больше загрязняли реку, и она всё терпела, ждала, когда они , наконец опомнятся.

На экране фотография «Авария нефтеналивного поезда в Зубцовском районе».$

Однажды 15 июня 2005 года произошло крушение нефтеналивного поезда. Из 22 цистерн вылился мазут массой 700 тонн. Люди днём и ночью собирали его с берегов и поверхности воды. Очень боялась Вазуза, что загрязнит свою матушку- реку Волгу. Так и случилось. На Волге появились разноцветные пятна. А один ученый химик высказал следующее : «Очищать землю от мазута — это занятие не для слабонервных. Процесс

$

займет достаточно долгое время. Гораздо большее, чем восстановление железнодорожных путей на участке, где произошло крушение поезда, — сообщил Лев Федоров. — Там, где нефть пропитала землю, теперь уже долго ничего не вырастет. В испарениях нефти содержатся канцерогенные вещества. Моментальной

и непосредственной опасности для здоровья и жизни человека они не представляют, но в перспективе их губительное воздействие на человеческий$

организм несомненно».

«Попадание мазута в реку Вазузу и близлежащие водоемы так же весьма губительно, — отметил он, — какая-то часть, находящейся там живности просто

$

погибнет, а оставшаяся переместится в другие водоемы и долго уже не вернется».

Всем стало страшно. Совсем заболела река.

«Нет , — думает, — Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогит$е мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили Вазузу.

$А жители деревень и города Зубцова на следующий день обнаружили, что остались одни, без реки. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал : «Дорогие граждане! Я знаю, почему от нас ушла река. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели реку и должны попросить у неё прощения. М$ожет тогда она вернётся».

Отправились самые сильные и выносливые искать Вазузу. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди речку поскорее вернуться , рассказали как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.

$Вернулась она к жителям помогать. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже выдели специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки. С тех пор люди и река живут дружно, а День её возвращения отмечают как самый главный праздник.

Станция 4 «Мозговой штурм».

Обсуждение по вопросам:

— Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми?

— Как речка помогала людям?

$— Как люди сначала относились к реке?

— Что случилось с жителями населённых пунктов, когда река ушла?

— Правильно ли поступили люди в конце сказки?

— Что можно сделать для охраны реки?

Запретить $сбрасывать мусор в воду.

Не мыть машины.

Запретить кататься на моторных лодках и яхтах.

Не сбрасывать сточные воды в реку.

Расставить предупреждающие стенды по берегам реки.

Создавать специальные места$ для

отдыха на реке.

Не рубить лес вокруг реки.

Станция 5 «О чем может попросить река Волга?»

$Перед ребятами выступает река Волга (переодетая в русский народный костюм старшеклассница ).

На экране фотография реки Волги.

« Я, крупнейшая река Европы, протекая по Тверской области, принимаю 150 притоков.$ Моя судьба зависит от малых рек. Они очень уязвимы и беззащитны. Вмешательство человека может привести к самым непредсказуемым последствиям.

В 1970-х годах пароходы ходили до Ржева, сейчас нет. И всё это происходит из-за того что на их берегах вырубают лес, добывают песок, и грунт выносится во время паводка прямо в моё русло, я мелею.

$Протекая от истока 685 км, я принимаю тысячи тонн отходов. По берегам находятся сибироязвенные скотомогильники, местонахождение многих из них неизвестно. При случайном вскрытии возможен смыв заразы. Моё состояние находится в условиях стресса.

Человек, ты в ответе за нас и за наше будущее!»

Вывод учителя.

Будем же активными участниками охраны природы. Нельзя проходить мимо всего, что нарушает её единство, наносит непоправимый вред природе.

$

Post Comment