Конспект урока по географии «Западно – Сибирская равнина. Особенности природы» 8 класс

Схема конспекта урока

(ФИО) Иванова Надежда Ивановна

Предмет география Класс 8 «А»

$Тема урока Западно – Сибирская равнина. Особенности природы.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

$

Организационный момент

включающий:

Цели:

создать условия для возникновения у ученика внешней и внутренней психологической готовности к уроку;

подвести детей к осознанию темы;

подготовить учащихся к восприятию нового материала; $

настроить на положительные эмоции;

способствовать созданию внутреннего комфорта.

Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности.$

Методы: словесно – наглядный, фронтальная работа.

Цели и задачи

1. рассмотреть особенности природы Западно – Сибирской равнины;

2. создание у учащихся целостного представления о Западной Сиб$ири.

Обучающие:

сформировать представление о главных чертах природы (рельефа, геологического строения, климата, внутренних вод, ПК);

рассмотреть взаимосвязи природных компонентов;

$продолжить формировать умения работать с тематическими картами, различными источниками географической информации.

Развивающие:

продолжить работу по развитию познавательного интереса школьников;

развивать умения составлять географические характеристики территории;

развивать логическое мышление, память и навыки самостоятельной практической деятельности;

сп$особность анализировать, обобщать, делать выводы;

умение применять полученные $знания на практике.

Воспитательные:

продолжить работу по формированию географической культуры;

формирование научного мировозрения через восприятие и усвоение новых знаний;

воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде.

Мы продолжаем изучать природу нашей страны. На предыдущих уроках мы познакомились с Уралом, подробно рассмо$трели природный район.

Урал! Невольною печалью

Я отдаю прощанью дань…

А за Уралом – Зауралье,

А там своя иная даль.

Посмотрите на карту и скажите, как называется эта даль. За Уральскими горами начинается азиатская часть России – Сибирь, которую иностранцы $ассоциируют со всей нашей страной. Если путешествовать на поезде по Транссибирской магистрали, то после холмисто – возвышенной Русской равнины в Западной Сибири поражает необозримые плоские прстранства, а с самолета в хорошую ясную погоду можновидеть море тайги, болотную зелень. Нигде в мире нет такого огромного, площадью почти 3 мл.км², пространства состоль плоским рельефом (слайды презентации). Для географов она интересна не только плоским рельефом. Сибирь – это сибирские морозы, это сибирская тайга, это огромные запасы нефти и газа. Западная Сибирь является одним из красивейших в природном отношении регионом. Природа ее уникальна и своеобразна. Наша задача выявить уникальные черты природы. На уроке мы постараемся создать географический облик данного района, установить взаимосвязи между компонентами природы.

Проблемный вопрос: может ли плоский рельеф сыграть решающую роль в формировании природных условий?$

2.

$

$

3.

$

4.

Изучение нового учебного

материала.

Цели: определить ФГП Западной Сибири;

охарактеризовать природные условия;

установить причинно – следственные связи между компонентами природы;

выявить главные черты природы;

$продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, определять причинно – следственные связи, работать и общаться в группах;

На данном этапе используются активные формы работы с детьми: групповая, презентация, проблемные задания,практические задания, игровая форма (учащиеся выступают в роли ученых).

Методы: репродуктивный, исследовательский, проблемный, наглядный, практический.

Критерии оценивания:

устные ответы, выполнение практических заданий;

работа в группах;

Критерием определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому учебному материалу является:

правильность и обоснованность ответов учащихся, умение самостоятельно анализировать и обобщать информацию, делать выводы;

$умение быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать собственную оценку.

$

$

Закрепление учебного

материала.

Цели:

обобщить и систематизировать знания по данной теме;

определить уровень усвоенности детьми материала, выявить имеющиеся пробелы в знаниях, создать условия для их ликвидации;

Цель для учащихся:

уметь применять полученные знания в практической деятельности;

оценить свою деятельность на уроке.

Определения степени

усвоения учащимися учебного материала станет выполнение практических, самостоятельных и творческих работ, требующих применения полученных знан$ий.

Задание на дом,

Цели:

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения;

обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

Цель для учащихся: подготовиться к следующему уроку.

Домашнее задание дано с учетом индивидуальных особенностей, чтобы создать ситуацию успеха детям разного уровня подготовки.

Критерием успешного выпо$лнения домашнего задания станет реализация необходимых и достаточных условий для успешного его выполнения всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

2.1 Географическое положение.

Границы равнины – это отчетливо выраженные естественные рубежи: на севере – береговая линия Карского моря, на юге – подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаирского кряжа и Кузнецкого Алатау, на западе – Уральские горы, на востоке – река Енисей. Протяженность с севера на юг на 2500, а от Урала до Енисея до 1900 км. В северной части пересекает северный полярный круг, большая часть расположена в умеренных широтах.

$Черты ФГП:

1. Удаленность от Тихого и Атлантического океанов.

$2. Открытость к Северному Ледовитому океану.

3. Большая протяженность по широте и долготе.

4. Расположение в умеренных широтах.

Многие особенности природы Западной Сибири обусловлены характером геологического строения и историей развития (сообщение уч – ся), слайды презентации.

В палеозое на месте равнины было море, в конце палеозоя, в герцинскую складчатость, здесь возникли высокие горы. В начале мезозоя они разрушились и образовали фундамент платформы. В мезозое и кайнозое равнина испытывала опускания и не раз покрывалась морями. Мощная толща морских отложений покрыла фундамент и выровняла поверхность. Мощность чехла в некоторых местах достигает трех и более км. Но современный рельеф равнины сформировался в четвертичное время. В этом процессе принимали участие различные факторы, среди$ которых главным был ледник. Граница максимального оледенения проходит по широте 60°$. Таким образом, современный рельеф низменности обусловлен ее четвертичной историей, но ему предшествовала исходная равнинность в связи с платформенным строением территории. История формирования современного рельефа Западно – Сибирской равнины – яркий пример взаимодействия внутренних и внешних процессов Земли.

Географическое положение и история развития помогут нам при изучении природных условий.

2.3 Самостоятельная работа по изучению нового материала.

Следующий этап – исследовательская деятельность (работа в группах).
1 группа – «Геоморфологи» — будет исследовать рельеф Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Какие формы рельефа наиболее характерны для Западно-Сибирской равнины?»
2 группа – «Климатологи» — исследует климат Западно-Сибирской равнины и ответит на вопрос: «Чем характеризуется климат Западно-Сибирской равнины?
3. группа – «Ландшафтоведы» — исследует ландшафт Западно-Сибирской равнины и приготовит отчёт по теме «Как$овы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западно-Сибирской равнины?»

Геом$орфологи

Вопросы

1. На какой тектонической структуре

раположена Западно – Сибирская равнина?

$

2. Какие высоты преобладают (минимальные и максимальные)..

3. Характер рельефа (плоский, холмистый, горный).

4. Как образовался рельеф (разрушение гор, накопление морских отложений и т.д.).

5. Какие есть полезные ископаемые и почёму.

6. Главные черты рельефа.

$Практическое задание: сравните рельеф Восточно – Европейской равнины и Западной Сибири.

Климатологи

1. В каком климатическом поясе расположена территори$я.

2. Какие климатообразующие факторы оказывают наибольшее влияние на климат территории.

3. Каковы средние температуры зимы и лета, почему.

4. Какое количество осадков выпадает за год, как они распределяются по сезонам года и почему.

5. Каков коэффициент увлажнения.

$6. Оценка климата территории для жизни и деятельности человека.

Проблемные вопросы:

1.Объясните, почему зима повсеместно суровая, даже на юге?

2. Почему при равном ср$еднегодовом колличестве осадков на юге и севере тундра заболочена, а влесостепях недостаточное увлажнение?

Ландшафтоведы

1. Какие природные зоны расположены на Западно – Сибирской равнине?

2. Как происходит их смена?

3. Назовите природные факторы, которые объясняют смену растительности на равнине.

4. Составьте описание ПК.$

Вопрос:

1. Почему тундра в Западной Сибири занимает большую площадь, чем на Восточно – Европейской равнине?

2. Почему на Западно – Сибирской равнине отсутствуют широколиственные леса?$

Уникальность рельефа Западной Сибири — наличие огромного плоского пространства, понижающегося к центру, на котором не увидишь ни увала, ни бугорка. Причина такого характера рельефа— в геологическом строении. Эта равнина расположена на плите палеозойского возраста, которая перекрыта мощным осадочным чехлом (3—4 тыс. м.) Горизонтальное наслоение осадочных пластов — главная причина плоского рельефа равнины. Повлияло на рельеф равнины и древнее оледенение.

В целом территория Западной Сибири имеет вогнутую форму. Самые пониженные ее участки (50-100 м) располагаются преимущественно в центрально$й (Кондинская и Среднеобская низменности) и северной (Нижнеобская, Надымская и Пурская низменности) частях страны. Отчетливо выраженную полосу возвышенностей образуют во внутренней части равнины Сибирские Увалы (средняя высота — 140-150 м), простирающиеся с запада от Оби на восток до Енисея, и параллельная им Васюганская равнина.

Работая с «Тектонической картой», выяснил$и, что Западная Сибирь (слайд презентации)
— уникально богатая нефтегазоносная провинция Земли (крупнейшие месторождения нефти и газа),
— на юге – богатейшие месторождения соли (поваренная и глауберова соль), сода,
— на её территории – 60 % общих запасов торфа России,
— залежи бурового угля в Тюменской области,
— на юго-востоке найдены железные руды.

На большей части территории континентальный климат умеренного пояса. Северная часть территории расположена в субарктическом климатическом поясе.

На формирование кллимата повлияли $следующие причины:

1. Положение преимущественно в умеренных широтах.

2. Удаленность от Атлантического и Тихого океанов.

3. Равнинность территории.

4. Горы по переферии.

Средняя температура января от -25° до -18°, минимумы до -50°; средняя температура июля от +2° до +22°, максимумы до +40°. Годовое колличество о$садков 400 мм.в год. Увлажнение на севере и в центральной части

избыточное, на юге недостаточное.

Вывод: континентальность климата возрастает при движении с севера на юг.

Арктический воздух, антициклон(Восточная Сибирь).

Коэффициент увлажнения

$Рельеф и климат оказывают существенное влияние на внутренние воды. Обратите внимание на физическую карту. Равнина богата внутренними водами и исключительно заболочена(30%). Наиболее заболочены Васюганская низменность, крупнейшее в мире болото площадью 53 тыс.км².

Причины

1. Избыточное увлажнение.

2. Плоский рельеф.

3. Многолетняя мерзлота.

$Большая протяжённость с севера на юг (огромные размеры и плоский рельеф) позволяет уместиться нескольким природным зонам от тундры на севере до степей на юге.$
1. Тундра
— Суровость климата:
— Зима долгая, холодная, ветреная.
— Лето прохладное, ср температура июля + 5 — 10 градусов.
— Осадков выпадает 200-300 мм в год.
— Мало тепла, испарение невелико,
— Увлажнение избыточное,
— Распространена вечная мерзлота.
РАСТЕНИЯ: Мхи, лишайники, карликовые берёзы, ивы, много ягод: морошка, клюква, брусника, много грибов.

Приспособления растений: 

— с осени подготавливают зимующие почки,
— короткий вегетационный период.
ЖИВОТНЫЕ: олени, песцы, лемминги.
Гнездится много растительноядных птиц.

3. ТАЁЖНАЯ ЛЕСОБОЛОТНАЯ зона
— самая большая по площади,
Царство ели, пихты, кедра, лиственницы, сосны (елово — пихтовых, лиственично – кедрово — сосновых лесов, с лишайниками и кустарничками).
Южная часть тайги – берёзово – осиновые мелколиственные леса.
(Норка, куница, соболь, бурундук, белка, барсук, медведь, волк, лиса, крот, заяц-беляк.
Глухарь, рябчик, горлица, дятел, кулик, серый журавль, бекас, дупель.)
— Отсутствует зона широколиственных лесов.
УРМАНЫ – это заболоченные участки тайги ( в междуречье Оби и Иртыша)
3. ЛЕСОСТЕПЬ — (КУЛУНДА) 
— её ширина небольшая,
— сосновые боры со степными видами животных: овсянкой, полев$ым коньком, тушканчиком,
— таёжные виды: белка, глухарь,
— много озёр, 
— плодородные почвы ,
— пашни.
Колки – это рощицы берёз и осин.
Гривы – это песчаные гряды высотой до 10 м .
Встречаются солонцы и солончаки — в условиях недостаточного увлажнения.
4. СТЕПИ

— занимают небольшие площади на юге Западной Сибири,
— осадков здесь выпадает мало от 300-350 мм
— травянистые, $с плодородными чернозёмными и каштановыми почвами,
— может давать высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей (но часто мешает недостаток влаги и пыльные бури в начале лета).

Вывод: смена природных зон происходит в широтном направлении.$

1. Размеры территории.

2. Климатические условия.

3. Плоский рельеф.

Физкультминутка

3.1 Этап обобщения и систематизации.

Главные черты природы

положение на молодой платформе с мощным осадочным чехлом, поэтому плоский рельеф,

континентальность климата нарастает, т.к. ослабевает влияние Атлантики,$

80% территории — область и$збыточного увлажнения, поэтому территория сильно заболочена.

обилие поверхностных и подземных вод,

среди природных зон преобладает лесоболотная таежная зона.

 богата природными ресурсами, известны крупные месторождения нефти и газа.


Работа с интерактивной электронной картой

Географическое положение

Восточно – Европейская равнина

Западно – Сибирская

равнина

В каком полушарии

$

На мате6рике

Омывается водами океанов

Широты

$

В основании лежит

Тип поверхности

$

Пребладающие высоты

Климатообразующие факторы

Тип климата

$

Средние t января, июля

Среднегодовое кол-во

осадков

Внутренние воды

$

Природные зоны

Вывод

— А сейчас проверим, насколько вы запомни$ли особенности Западной Сибири.

 Мини – игра

—     Государство, с которым граничит Западная Сибирь на юге (Казахстан)

—     Река, название которой напоминает посуду (Таз)

—     Судоходная река Западной Сибири (Объ с Иртышом)

—     Море, омывающее северные берега равнины (Карское)

—     Самое большое озеро Западной Сибири среди безводья степей (Чаны)

—     Часть света, в составе которой находится равнина (Азия)

—     Классический пример заболоченности Оби и Иртыша (Васюганье)

—     Природный объект, перед которым заканчивается Западной Сибирь на востоке (р. Енисей)

—     Горы, препятствующие проникновению на равнину воздушных масс с Атлантики (Урал)

—     Самая крупная река Западной Сибири (Объ)

3.2 Рефлексия.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Чему научились на уроке?

О чем бы вы хотели узнать больш$е?

ИТАК, мы рассмотрели главные особенности природы Западной Сибири,

её необъятные просторы, её бескрайняя тайга, её топкие болота,

её богатые природные ресурсы, её плодородные земли степей – всё это наша Родина. Хороша она, велика, и вся она наша – твоя и моя!$

Д/З § 35 Подготовить сообщения по теме: природные ресурсы, экологические проблемы Западной Сибири

Post Comment