Конспект урока по географии «Жизнь в Океане и на суше» 6 класс

Урок в 6 классе на тему:

Жизнь в Океане и на суше

Цель урока: развивать интеллектуальные способности учащихся: географическую зоркость, умение сравнивать, определять причины и делать выводы.

Задачи урока:

  1. $Формировать информационную компетентность

  2. Сформировать понятия: бентос, нектон, планктон.

Оборудование: учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля», рабочий лист «Жизнь в Океане и на суше», презентация SMART NOTEBOOK «Жизнь в Океане и на суше».

Ход урока

I Организационный момент СЛАЙД 1$

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Подним$ете тот кружочек, который соответствует вашему настроению. (красный— «у меня хорошее настроение», желтый— «мне тревожно»; зеленый— «у меня плохое настроение»)

II Актуализация знаний

  1. Учащи$еся работают с презентацией на которой написано:

СЛАЙД 2

1.Живая оболочка Земли- это (биосфера)

2. Основоположник учения о биосфере… (Владимир Иванович Вернадский)

3. Верхняя граница биосферы- это (озоновый с$лой)

2. На доске разбросаны слова:

Царства: растения, животные, грибы, бактерии

Реликты- это древние виды

Масса организмов суши в 800 раз больше массы организмов Мирового океана.

Масса растений в 1000 раз больше массы животных.

Задание: на доске перепутаны слова, сопоставьте их в предложения.

3.Фронтальный опрос

1) Где находится биосфера? (В области взаимодействия воздуха, воды и горных пород)

2) Из чего состоит биосфера? (Царства животных, царства растений, царства грибов и царства бактерий)

3) Кого больше среди животных? (Насекомых)

4) А каких растений больше всего? (Покрытосемянных)

5) В каких условиях встречаются живые организмы? (во льдах, в пустынях, соленых озерах, нефтяных пластах)

$ III Основная часть

Вступительное слово учителя.

$— Как вы считаете, мы все узнали о биосфере? (ответы учащихся)

— А какие вопросы на ваш взгляд нам нужно рассмотреть еще? (Как распространены живые организмы в разных сферах)

— Ребята попробуйте сформулировать тему урока?

Тема урока: Жизнь в Океане и на суше. (запись в рабочий лист)

$-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока? СЛАЙД 4 (на слайде разбросаны слова, задача учащихся правильно сформулировать цель урока)

-Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь намеченной цели? (Как распространена жизнь в океане и на суше, на какие части она делится. Почему это происходит?)

Я предлагаю решить параллельно еще одну проблему. Мы уже изучили литосферу, атмосферу и гидросферу. Поэтому кроме закономерности распространения живых организмов и установления зависимости живых организмов от окружающей природы попробуем ответить на СЛАЙД 5 проблемный вопрос: «Повлияла ли биосфера на другие оболочки Земли»

$ Чтобы ответить на данный вопрос мы должны с вами решить определить как распространены живые организмы в Океане.

Для этого откройте учебник параграф 49 (5-6 класс) или 39 (6 класс) и выполните в рабочих листах задание № 1., 2. СЛАЙД 6

Задание №1. Осо$бенности распространения живых организмов в океане зависят от:

1. географической широты

2. глубины

3. наличие кислорода

(Проверка у доски, запись на презентации)

Задание №2. СЛАЙД 7

Группы водных организмов:

  1. Нектон (от греческого «$nektos»-плавающий) –это животные, которые активно плавают в водной толще ( рыбы, киты, дельфины, кальмары, морские змеи и черепахи).

  2. Бентос –( от греч. «benthos»- глубина) –это организмы, обитающие на дне морей и океанов (моллюски, губки, черви, кораллы, раки, морские звезды).

  3. Планктон – (от греч. «planktos»- блуждающий) –это мелкие орган$измы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды: одноклеточные водоросли, личинки животных, мелкие ракообразные. Животные этой группы носят название зоопланктон, а растения-фитопланктон.

Задание №3. СЛАЙД 8

Учащиеся выполняют в рабочих листах, а один ученик работает с презентацией, в которой показана схема «Зона освещенности толщи вод Мирового океана» и картинки животных. Задание: поместить картинку с животным в ту или иную зону освещенности.

СЛАЙД 9

$Подведем итоги:

  1. От чего зависит распространение жизни в океане? (географической широты, глубины, наличие кислорода)

  2. Чем отличается зоопланктон от фитопланктона? (зоопланктон-это животные, фитопланктон-растения)

  3. Больше всего организмов обитает в поверхностных водах океана, где много света и тепла. Как вы считаете почему? (это идеальные условия для жизни)

  4. Если мы двигаемся от экватора к полюсам, то количество видов… сокращается.

Таким образом: для организмов живущих в океане нужно тепло, свет и кислород.

$IV Физкультминутка СЛАЙД 10

А теперь рассмотрим второй вопрос: Распространение живых организмов на суше.

Работаем с рабочим листом и параграфом учебника, ответьте на задание №4. СЛАЙД 11

Задание № 4. Особенности распространения живых организмов на суше зависит от:

  1. $Географической широты

  2. Соотношения тепла и влаги

Проверка у доски, запись в презентации.

Переходим к следующему заданию №5. СЛАЙД 12

Рассмотрите смену растительности от экватора к полюсам, какую закономерность вы увидели?

$Вывод: Вдоль экватора распространены влажные экваториальные леса, т.к. там очень тепло и влажно, ближе к полюсам сформировалась зона тундры, т.к. холодно и сухо. Следовательно, смена растительности зависит от соотношения тепла и влаги.

СЛАЙД 13

Подведем итоги:

  1. Где на суше распространены места с наибольшей массой живого вещества? (экваториальные леса). С меньшей массой живого вещества (пустыни)

  2. От чего зависит количество сообществ живых организмов в горах? (высота, расположение склонов)

  3. $

Вывод: количество сообществ живых организмов на суше зависит от соотношения тепла и влаги, а в горах зависит от высоты гор и географического положения гор.

СЛАЙД 14

Возвращаемся к проблемному вопросу: «Повлияла ли биосфера на другие оболочки Земли» (ответы учащихся)

-Ребята, а какие цели мы ставили вначале урок? (ответы учащихся)

-А мы их достигли? (да)

$

V Закрепление

СЛАЙД 15

Учащиеся выполняют тест в рабочих листах, а потом проверяем на слайде.

Тест

1.Многообразие видов жи$вых организмов: а) уменьшается от экватора к полюсам; б) возрастает от экватора к полюсам; в) не изменяется от экватора к полюсам.

2. Распространение живых организмов в Мировом океане зависит от: а) глубины; б) количества растворенного в воде кислорода; в) солености и температуры поверхностных вод; г) всех перечисленных факторов

$ 3. Установите соответствие между организмами и условиями их обитания.

Живые организмы Условия обитания

1)нектон А)обитают на дне океана

2)планктон Б) движутся самостоятельно

3)бентос В) движутся с током воды

4.Выберите неправильное утверждение: а) на равнинах суши число видов животных и растений в целом возрастает от полюсов к экватору; б) тропические пустыни обладают большим разнообразием живых организмов и массой живого вещества; в) смена растительности и животного мира на равнинах происходит в зависимости от географической широты

$

СЛАЙД 16

Выполните задание № 6 в рабочих листах.

Проверка задания на с$лайде.

А Б В

Г Д Е

Суша-море- А,Б

Толща воды- В, Д

Морское дно- Г,Е

СЛА$ЙД 17

Отгадайте загадки

  1. Лысые детки. В шапке одеты. Кудрявый пап. Ходит без шляпы. (ЖЕЛУДЬ)

  2. Пушист, да не пух, и бел, да не снег. На поле растет. Замечательный мех. (ХЛОПОК)

  3. Не заботясь о погоде. В сарафане белом ходит. (БЕРЕЗА)

СЛАЙД 18

$

VI Домашнее задание прочитать параграф 49 (5-6 класс) или 39 (6 класс); Подготовить презентацию, буклет, кроссворд на тему: «Самые удивительные обитатели Мирового океана».

СЛАЙД 19

VII Рефлексия

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • $я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • $я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Post Comment