Конспект урока по теме «Разнообразие горных пород» 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №32»$

Конспект урока по географии в 5 классе

тема урока «Разнообразие горных пород»

Дорофеева Ирина Викторовна,$

учитель географии первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №32»

г. Нижнекамск Республика Татарстан

$

2014

Предмет: география

Класс: 5

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, практическая работа)

План-конспект урока по теме «Разнообразие горных пород»

Цель урока:

$образовательные: создание условий для достижения планируемых результатов освоения темы;

развивающие: продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником географии; совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля; стимулировать эмпатию (сопереживание) и любознательность;

воспитательные: формирование бережного отношения к объектам природы, формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемый результат:

Предметные

Знать:

основные понятия урока;

$основные виды осадочных горных пород;

неоднородность состава твердой оболочки Земли;

круговорот горных пород.

Уметь:$

определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения;

объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету, твердости, прозрачности, происхождению, свойствам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

$формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать дост$игнутые результаты;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу с помощью технических средств и информационных технологий;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы;

умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

$смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Основные понятия:

минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; магма; круговорот горных пород.

Межпредметные связи:

геология, биология.

Ресурсы:

-основные:

$-дополнительные

Коллекции горных пород, таблички с названиями горных пород, инструктивная карта для практической работы; учебник «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа», 2012.

$Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах

$

Технология проведения

$

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Этап 1. Актуализация, проблематизация, мотивация.

Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация.

«Включение» в учебную деятельность.

1. Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку

2. Проверка домашнего задания.

Прежде нам нужно вспомнить то, что мы изучали на прошлом уроке. А для этого разгадаем кроссворд.

  1. Третья планета от Солнца (Земля).

  2. Твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии (Литосфера).

  3. Самая большая из внутренних оболочек Земли (Мантия).$

  4. Природные вещества, с разными свойствами и внешними признаками (Минерал).

  5. Природные тела, состоящие из минералов (Горная порода).

  6. $

  7. Центральная часть Земли (Ядро).

  8. Минерал в составе гранита (Кварц).

  9. Минерал, составляющий половину массы земной коры (Полевой шпат).

  10. Верхняя часть мантии (Астеносфера).

  11. Наука, которая отвечает на вопросы: Что? Где? Почему? (География).

Давайте проверим правильность ваших ответов. Поменяйтесь тетрадями партнёром по лицу.

3. Предлагает сформулировать тему урока и её ко$рректирует.

-Какая есть взаимосвязь между ключевым понятием кроссворда и горными породами, которые лежат на ваших столах?

— Ребята, попробуйте сформулировать тему урока

4. Создание проблемной ситуации.

На столах есть образцы горных пород и минералов. На экране также фотографии различных минералов и горных пород. Чем они отличаются друг от друга?

Как вы считаете, в чём причина разнообразия горных пород в природе? Обсуждаете партнёром по плечу по 15 секунд, начинают первые номера. Отвечают №2.

Побуждает учащихся на создание проблемной сит$уации.

5. Целеполагание.

Оказывается, всё зависит от условий образования горных пород. То, что мы наблюдаем сегодня, является результатом очень долгой и динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: “Какая может быть жизнь у неживых камней?” – Самая настоящая, – отвечу я, так как горные породы рождаются, живут и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение земной коры.

-Ребята! Думаю, что вы уже можете сформулировать цель урока. А я помогу вам, подсказывая ключевое слово

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают и$зученный ранее материал. Отвечают на вопросы кроссворда в тетрадях.

$

Меняются ответами партнёрами по лицу. Проверяют, выставляют оценки по схеме.

Оценка «5» — 10 правильных ответов,

«4» — 7-9,

«3» — 5-6,

«2» — менее 5 правильных ответов.

Земная кора состоит из горных пород и минералов

Определяют тему урока. Горные породы, слагающие земную кору, другие варианты.

$Дети рассматривают образцы горных пород и перечисляют внешние признаки различий: цвет, блеск, прозрачность, твёрдость, плотность.

Предполагаемые ответы: состав минералов в горной породе, прочность их соединения, условия образования, разное происхождение.

Обсуждают по ходу часовой стрелки по 15 секунд, начинают первые номера, один представитель отвечает.

Вступают в беседу, проговаривают и осознают.

Цель появляется на экране и обсуждается:

Выяснить условия образов$ания горных пород.

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные, регулятивные.

Регулятивные

$

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Этап 2. Освоение нового материала. Первичное ознакомление.

Цель: «Включение» в целенаправленное действие.

1. -Вспомните, на какие группы делятся горные породы по происхождению. (По происхождению горные породы делят на магматические, осадочные, мет$аморфические.). Создаёт готовность к предстоящей деятельности.

2. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Предлагаю вам в тексте параграфа 21 найти и узнать информацию о том, как образовались магматические, осадочные, метаморфические горные породы. Работаете по группам, ищете ответы на вопросы карточки. (Отвечают №1 сильные ученики). Дополнение по мере выступления учащихся.

$

3. — А какие горные породы залегают в земной коре в пределах Республики Татарстан?

Вспоминают материал ранее изученной темы.

$

Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание. Работают по группам, готовят ответ на вопрос карточки. Отвечают, демонстрируют горные породы.

1. Как образуются магматические горные породы? Какие из них называются глубинными?

2. Как образуются магматические излившиеся горные породы?

$ №3. Как образуются обломочные и глинистые осадочные горные породы?

4. Как образуются осадочные горные породы химического происхождения?

5. Как образуются органического происхождения горные породы?

6. Как образуются метаморфические горные породы?

Сравнивают, анализируют, обсуждают (П, К). По мере получения информации заполняют таблицу №5 на с.52 в рабочей тетради.

Демонстрирует горные породы и рассказывает. На территории Татарстана выявлено 108 залежей каменного угля. В недрах республики также имеются промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, гипса, песчано-гравийн$ой смеси, торфа. Основным ресурсом недр республики является нефть. Республика обладает 800 млн. тонн извлекаемой нефти, а размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 млрд. тонн. Какое происхождение имеют горные породы Татарстана? (Имеют осадочное происхождение)

Познавательные

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Познавательные,

$коммуникативные

Этап 3. Отработка и за$крепление.

Цель: «Включение» в тренировочную деятельность.

1. Закрепление новых знаний в сочетании с физкультминуткой.

-А теперь установите соответствие между горной породой и его происхождением. Вы — горные породы, а по углам – их происхождение. Распределились! Поднимите таблички! Проверяю! А теперь, внимание!

— Как вы считаете, какие горные породы – магматические, осадочные, или метаморфические – образовались на Земле первыми? Если затрудняетесь, используйте рис.66. Подумайте, поделитесь мыслями друг с другом.

(Магматич$еские. Горные породы разного происхождения тесно связаны между собой. При изменении условий видоизменяются горные породы).

Распределяются по углам в соответствии «горная порода-происхождение. Углы названиями «магматические горные породы», «осадочные горные породы», «метаморфические горные породы» оформлены заранее, таблички с названиями горных пород лежат на столах. Объясняют свой выбор, отвечают на поставленный вопрос.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Этап 4. Обобщение, систематизация, применение.

$Цель: «Включение» в продуктивную деятельность

1. Применение нового знания в практике.

Предлагает задания на «новое» знание. Стимулирует активное участие всех детей в практической части.

-Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Изучите инструктивные карты и выполняйте практическую работу согласно инструкции. Горную породу, которую нужно$ охарактеризовать, найдите на столе. При этом цвет и строение определяет участник №1, массу и строение участник №2, растворимость в воде и кислоте участник №3, следы наличия органического вещества и происхождение участник №4. Вывод формулируете вместе, кто будет защищать работу определяете самостоятельно.

Практикум: работа в шести группах изучают горные породы, заполняют таблицу.

Взаимоконтроль: трое учащихся знакомят класс со своими ответами. При этом информация не исправляется.

Самоконтроль по ключу: ученики сверяют свои ответы с данными таблицы и фиксируют в тетради количество неверных ответов. Работу сдают.

$

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Регулятивные, коммуникативные

Этап 5. Обратная связь: диагностика, контроль, само и взаимоконтроль, рефлексия.

$Цель (для учителя): получение данных для корректировки и индивидуализации.

Цель (для ученика): постановка личных и познавательных задач

1. Ребята! Наш урок подошёл к концу. Давайте поделимся впечатлениями по изученному материалу. Закончите мысль: сегодня на уроке
я узнал
я был удивлён
я открыл для себя
я пришёл к выводу

я научился
я всё же не понял

$2. Д/з:

§ 21; ответить на вопросы стр. 64;

составить кроссворд по теме «Горные породы»;

составить рассказ об использовании горных пород в Республике Татарстан.

Определяют степень продвижения к цели.

$Записывают домашнее задание.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Список использованной литературы

1. Дронов В.П., Савельева Л.Е., География. Землеведение 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений –М.:Дрофа, 2012.

2. С.Ю. Игнатьева География. Нетрадиционные уроки. –Волгоград: Учитель, 2003

Интернет-ресурсы

$http://school-collection.edu.ru

Приложение

Характеристика горных пород

План характеристики

Ответы

1. Цвет (цвет черты на фарфоровой пластинке)

2. Структура:

$а) плотная;

б) пористая;

в) рыхлая;

г) сыпучая;

д) землистая.

3. Масса:$

а) тяжёлая;

б) средней тяжести;

в) лёгкая.

4. Твёрдость:

а) мягкая (царапается ногтём);

б) средней твёрдости (не царапается ногтём, не царапает стекло);

в) твёрдая (царапает стекло).

$5. Растворимость в воде:

а) растворяется;

б) не растворяется.

6. Растворимость в кислоте:

а) Растворима (шипит, если капнуть на породу кислотой);

б) Нерастворима (не шипит, если капнуть на по$роду кислотой)

7. Следы органического вещества:

$а) нет;

б) скелеты мелких морских животных;

в) остатки растений.

Название горной породы

Происхождение:

а) магм$атическое;

б) осадочное;

в) метаморфическое.

Вывод:

Фамилии учащихся, входящих в группу:

1.

2.

3.

4.

Практическая работа «Изучение свойств горных пород и$ минералов»

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.

Оборудование: инструктивные карты, коллекция минералов и горных пород, фарфоровая ступа, предметное стекло.

Форма проведения: составление таблицы «свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Ход работы.

1. Выясните, как происхождение горных пород влияет на их свойства.

2. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах.

3. Для каждой из горных пород определите свойства, перечисленные ниже и впишите их в таблицу.

$ 4. Сделайте вывод.

Post Comment