Конспект урока «Япония: население, культура, обычаи и традиции» 9 класс

Дата : _______г. Класс: $ 9 Предмет: география Учитель Коржуева Т.В.

Тема: Япония: население, культура, обычаи и традиции.

Цель: Обучающиеся узнают о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.

Задачи :

образовательные: Закрепление полученных знаний о географическом положении ,рельефе, природе Японии . Формирование наглядно-образного представления о населении, культуре, обычаях и традициях Японии.

$

коррекционно — развивающие : Коррекция и развитие связной устной речи, коррекция и развитие мыслительной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств учащихся.

воспитательные : Формирование положительного восп$риятия элементов культуры другого народа (произведения изо, музыки и др.); Создание условия для воспитания географической культуры учащихся, формирование у учащихся правил коллективной и индивидуальной работы на уроке.

Тип урока: комбинированный

Основные знания: Япония, Токио, монархия, иероглифы, убранство в японском доме, икебана, национальная одежда женщин, традиционная еда , достопримечательности Токио, император .

Понятийные значения на уроке: иероглиф, татами, икебана, кимоно, каллиграфия, сумо, айкидо, карате, дзюдо,

Оборудование: учебник, физическая карта мира, глобус, предметы обихода, раздаточные материалы, компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Япония», запись японской музыки, фрагмент видео-урока «японский журавлик».

Технологии:$ личностно-ориентированная, компьютерная (новая информационная) , $игровая, здоровьесберегающая, индивидуально-дифференцированная, технология мастерских.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

1.Организация начала урока

Цель : подготовка учащихся к

работе на уроке.

$Организация внимания:

Звучит лирическая японская музыка.

Приветствие детей. Проверка готовности к уроку.

-Мы продолжаем изучать удивительную страну,

которую. называют очень странно – «страна-наоборот». И для этого есть все основания.
В этой удивительной стране пальто подает не мужчина, а женщина, руль в машин$е не с левой, а с правой стороны, кошки здесь бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

— О какой стране идет речь? Вы догадались?(Япония)

И сегодня мы еще больше узнаем о ней интересного и увлекательного.( первичное целеполагание)

Приветствуют учителя

готовят рабочее место

слушают музыку

отвечают на вопрос

$

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция эмоционально-волевой сферы.

$2.Проверка домашнего задания.

Цель : установить правильность

и осознанность выполнения д/з,

определить типичные недостатки,

устранить их в ходе проверки,

обнаружение пробелов

в знаниях.

Части: Разноуровневые задания.

1.уплотненный опрос(сочетание индивидуального, устного и письменного).

1группа-(2чел-ка)у доски-по физической карте мира. Рассказать и показать географическо$е положение Японии, опираясь на слова-подсказки.(на доске)

По глобусу(с места)-рассказать о рельефе Японии.

$2группа-(2чел-ка)- составить рассказ, вставляя нужные по смыслу слова.

Карточка №1.

Климат в разных частях Японии неодинаковый. На севере зимы ________________________ . На востоке, юге страны – зимы _____________. Лето _____________ __________________, потому что холодному воздуху мешают проникновению на юг __________ .С середины августа по октябрь приходят тайфуны. Они приносят ______________с сильными _______ . В Японии тёплый и влажный климат. Из растений можно встретить: ___________________________________________________________________________________

В лесах обитают звери:

Карточка №2

В Японии хорошо развита промышленность. В ней производят:____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________.Во всём мире известны японские фирмы:_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________. На дорогах встречаем автомобили известных компаний ______________________ _______________ . На равнинах крестьяне выращивают___________$___________________________________________________

__________________________________________$_______________________. Япония занимает 3 место в мире по улову ____________, добыче ………..продуктов и их потреблению.

Проверка выполнения задания.(взаимообмен в парах)

3группа(2-чел-ка)-карточки. (глобус)

Карточка№1

Географическая задача:

Приведите примеры континентальных государств:

-Азии

-Европы

островных государств:

-Азии

Карточка№2

Найди страну и назови

столицу:

$Китай

Великобритания

Россия

Япония

Итог выполнения д/з.

Оценки.

У доски, по карте рассказывает, показывает геогр. объекты.

С места, по глобусу, рассказывает.

Обучающиеся выполняют задания.

$

Работают в парах, проверяя друг друга.

Выставляют оценки друг другу.

По глобусу называет

географические объекты.

По к$арте, у доски показывает географические объекты.

Коррекция пространственного восприятия(расположение, объектов на карте, глобусе)

Коррекция мышления, путём упражнений в анализе и синтезе, р$ечи.

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция пространственного восприятия ,восприятия физической карты, глобуса

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

$3. Актуализация знаний

Цель : установить уровень

усвоения материала /предыдущих знаний, знаний по теме ; привлечь внимание и вызвать интерес к теме.

1.Проблемный вопрос о вещах, взятых на урок ( палочки, ветка сакуры, веер, статуэтка японки в кимоно)

Посмотрите на предметы лежащие на моем столе. Как вы думаете зачем они здесь? Какое отношение они имеют к нашему уроку?

-да они имеют отношение к нашей теме ,а какое ,вы мне надеюсь ответите в конце урока более точно.

2.Сообщение темы и цели урока:

-Тема урока: «Япония: насе$ление, культура, обычаи и традиции».

Цель урока: узнать особенности населения – его культуру, традиции, обычаи, быт.

Дети слушают учителя.

Смотрят демонстрацию вещей.

От$вечают на вопросы учителя.

Коррекция и развитие устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение

4.Физминутка/

Под японскую музыку.

«оригами,каллиграфия»

$Цель: смена деятельности; снятие напряжение мышц

спины, плечевого пояса, кистей рук/ отдых для глаз, снятие напряжения.

-(включение обучающего видео)

1группа:

-В Японии есть древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Давайте мы с вами станем на несколько минут японскими мальчишками и девчонками и попробуем овладеть этим искусством. Я предлагаю вам из листов цветной бумаги сложить журавлика оригами.

-А о какой японской традиции мы уже знаем, что символизирует журавлик?

2группа: рисуют японский иероглиф.(счастье)

-Каллиграфия — самый распространенный вид искусства. Это — национальное пристрастие, общая эстетическая натура, воспитанная у японцев с самых малых лет.

Итог.

$

Рассказывают о японской девочки, которая пострадала во время атомной бомбардировки в 1945г.

Делают бумажного журавлика.

Рисуют иероглиф.

$Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Коррекция и развитие кистей мелкой моторики рук.

5.Сообщение нового материала

Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе ,правиле, явлении и т. п.

1.Чередование рассказа и беседы.

Проблемный вопрос:

$Что такое культура? обычаи? традиция?

-1 слайд. Словарная работа : культура-это…..

Обычаи-это….

Традиция –это….

$Итог: -и сегодня мы познакомимся с обычаями, культурой и традициями Японии.

2слайд-императорская семья. Рассказ учителя о форме государственного правления в Японии.

3слайд- Словарная работа: иероглиф. Рассказ о письме в Японии.

4слайд.-Япония –страна древней культуры. Рассказ об отношении японцев к друг другу.

5слайд.- в японском доме.

-Расскажите о внутреннем убранстве традиционного японского дома. Свой рассказ начните со слов «В традиционном японском доме….»

(рассказ п$о картинке)

Словарная работа: та-та-ми

-Как относятся японцы $к природе?

6 слайд.- Икебана.-рассказ об искусстве составления цветов.

Программированное задание-Словарная работа.( на слайде)

Прочитай названия растений, которые растут в Японии:

Лиственница, японский кедр, бук, липа, клен, береза.

Выделенные буквы выпиши. Так называется японское искусство $составления букетов.—и-ке-ба-на

-какое слово получилось?

-Так называется японское искусство составления букетов.

$7слайд-Кимоно. Рассказ о национальной одежде японцев.

демонстрация куклы.

Словарная работа: ки-мо-но

8слайд-«Японская кухня». (демонстрация палочек)

— Расскажите о традиционной еде жителей Японии, опираясь на картинку. Как вы думаете что составляет основу японской кухни?(рис)

Работа с текстом учебника:-Найдите в тексте абзац(с.184) , в котором говорится о японской кухне.

9слайд-Традицион$ные виды спорта.( сумо, дзюдо, карате, айкидо).

-Какие традиционные японские виды спорта вы знаете?

10слайд- Национальный театр ,поэзия. Рассказ учителя.

11слайд-таблица «Средняя продолжительность жизни в некоторых странах мира»

Программированное задание: (по таблице)

-Сравните уровень продолжительности жизни в р$азных государствах.

-Где самая высокая продолжительность жизни? (Япония)

-Сколько в среднем живет японский мужчина ,японская женщина?

Вывод-В Японии самая высокая в мире продолжительность жизни.

12 слайд-«Токио-достопримечательности». Чтение абзаца.

-Найдите в тексте последний абзац (с 184) и прочитайте о достопримечательностях Токио.

-Назовите главные достопримечательности города?

Отвечают на вопросы.

Читают со слайда.

Слушают р-з учителя.

Рассказывают по карти$нке.

Отвечают на вопрос.

1 ученик у доски записывает слово.

$Смотрят картинку, куклу.

Читают словарное слово.

Отвечают на вопросы

Выборочное чтение-1ученик.

Отвечают на вопросы

Сравнивают, делают вывод.

Выборочно читают.

Отвечают на вопрос.

Коррекция устойчивости внимания.

$Коррекция ,обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Коррекция внимания(объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

$Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

6. Закрепление полученных знаний.

Цель$: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы уч-ся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации.

1.Беседа

А теперь давайте повторим японские слова, с которыми мы познакомились сегодня уроке.  Дети вспоминают их значение.(на доске)

$-Возвращение к проблемному вопросу о вещах с начала урока.(ветка сакуры, японская кукла, палочки, веер)

Вывод: это вещи имеют большое значение для каждого японца. Это неотъемлемая часть их культуры, традиций.

2.Практическая работа

-Итак, ребята, вы услышали и узнали очень многое об этой удивительной стране, о жизни японцев, их традициях, культуре и увидели другую сторону их жизни.

И последний этап нашей работы – «Блиц-турнир», вопросы для закрепления.

У вас лежат карточки с заданиями ,вы быстро ответите на них, поменяетесь карточками и выставите оценку, положите свои карточки на стол , а я их проверю.

  1. 99% населения в Японии составляют? (Японцы)

  2. Маты из рисовой соломы? (Татами)

  3. Национальная женская одежда в Японии? (Кимоно)

  4. Самая высокая священная гора? (Фудзияма, 3776 м.)

  5. $

  6. Что такое «сакура»? (Вишня-символ японской весны)

  7. Любимая еда японцев? (Рис)

  8. Как называется японское искусство составления букетов?(Икебана)

  9. Столица Японии? (Токио)

Итог.

Отвечают о взаимосвязи продемонстрированных

вещей

$

Выполняют практическое задание

$

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

7.Подведение итогов урока, оценивание обучающихся.

Цель : сделать вывод, подвести итог работы класса и отдельных учеников, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

Вывод: Ребята мы с вами закончили ,надеюсь, увлекательное путе$шествие по Японии. Я думаю , что пробудила у вас большой интерес к Японии и японцам , к их образу жизни, традициям, культуре и вызвала у вас симпатию. Я очень хочу, чтобы вы тоже были вежливы и уважительны в отношениях с другими людьми. Были верны своему слову или обещанию. Любили свою родину, семью, работу. Были трудолюбивыми и тогда в жизни у вас будет всё хорошо.

Рефлексия. (Подведение итогов занятия).

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задание…

Я понял, что…

$Теперь я могу…

$У меня получилось…

Я научился…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

-Получают оценки за урок (с обоснованием).

Благодарность за работу и участие.

-Д/з. стр.183-185(чит.,отв.на в-с-№2)

3группа-(для любознательных.)

Принимают участие в рефлексии.

Читают фразы, дополняют.

$

Записывают д/з.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Post Comment