Контроль знаний и умений школьников по географии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.САМАРА

$

ДОКЛАД

по теме «Контроль знаний и умений школьников по географии»

Выполнила:

Полянскова Н.М.

учитель географии

$ высшей квалификационной категории

$Самара

2014

Проблема контроля знаний и умений учащихся по географии занимает важное место в учебно-воспитательном процессе, поскольку от того, как организован контроль, $во многом зависят результаты обучения и воспитания школьников.

Контроль знаний имеет более широкое значение, чем проверка. Процесс контроля включает не только проверку, но и оценку знаний и умений, фиксирование результатов, корректировку ошибок. Проверка – это промежуточный этап контроля, осуществляемый на каждом уроке. А контроль знаний подразумевает подведение итоговых результатов обучения по теме, разделу, курсу.

$Контроль знаний и умений школьников – одно из важнейших звеньев процесса обучения. С его помощью учитель выявляет качество знаний и умений школьников, их достижения и ошибки.

Контроль выполняет и обучающие функции. Он позволяет учителю проследить движени$е учащихся по ступенькам знаний, выяснить причины отставания и помочь им в ликвидации пробелов в знаниях и умениях.

Важна и такая функция контроля, как управление учебной деятельностью. Без правильно организованной проверки и оценки знаний и умений невозможно успешно управлять учебной деятельностью, так как проверка дает учителю необходимую информацию для ориентирования в учебном процессе и управления им.

Ещё одна важная функция контроля – развивающая. Некоторые ученики не умеют говорить связанно и логично. Поэтому при контроле необходимо учить логике и культуре мысли и речи.

$Велика воспитательная роль контроля. Умело организованный контроль воспитывает у школьников такие качества личности, как трудолюбие, чувство долга и ответственность, помогает им осознать личную значимость своей учебной деятельности.

$Отношения, складывающиеся между учителем и классным коллективом, а также между учителем и отдельным учеником, во многом определяет объективность контроля со стороны учителя. Объективная оценка знаний и умений, неформальный подход к оцениванию результатов работы вызывают уважение и доверие к учителю со стороны ученика. Отсутствие четких критериев оценки отталкивают ученика не только от учителя, но и от предмета, снижают воспитательные функции обучения.

$Благодаря контролю учитель критически может подойти к анализу и оценке своей работы, увидеть, насколько эффективны применяемые им методы и средства обучения, формы организации.

Какие же наиболее важные проблемы связаны сейчас с контролем знаний и умений школьников по географии?

Изменения в целях географического образования требуют пересмотра организации учебно-воспитательного процесса, а значит, и контроля – его составной части.$

Анализ практики работы школы, а также методической литературы позволяет выделить два наиболее важных вопроса, на которые надо ответить, чт$обы эффективно решить проблему контроля. Это – что и как проверять.

Решение проблемы контроля неразрывно связано с определением обязательного уровня усвоения материала, поскольку каждый вопрос содержания, каждое умение можно усвоить на разном уровне. Например можно требовать от школьников знания определения понятия «мелиорация», а можно просить их объяснить по карте, какие виды мелиорации распространены в нашей стране и почему.

$Также важен вопрос о том, как организовать и провести контроль знаний и умений.

Наблюдения показывают, что около 60% «слабых» уроков связано с неумением учителя организовать этап контроля, когда проверка домашнего задания занимает 20-25 минут времени урока. В основном это время уходит на индивидуальный опрос или фронтальную беседу. Естественно, что такая организация урока не $рациональна. При этом не обеспечивается не только высокое качество контроля, но и нормальная организация других этапов урока – изучения нового, закрепления, разъяснения.

Такие уроки особенно типичны для начинающих учителей. Опытные же педагоги проверку усвоения знаний и умений часто сочетают с изучением нового материала. При такой организации проверки пробелы в знаниях и умениях учащихся ликвидируются сразу с помощью специальных упражнений и заданий (индивидуальный учебный опрос, фронтальный и уплотнённый опрос, географические игры, тестовый контроль).

Творчески работающие учителя совершенствуют как текущий, так и итог$овый контроль путем активизации деятельности школьников, внедрения в учебно-воспитательный процесс таких форм контроля, как зачеты, пресс-конференции, деловые игры. Виды контроля показаны на схеме 1.

Схема 1.

Виды контроля

$(по времени и объему содержания)

Текущий

(проверка знаний и умений на разных этапах урока)

$Тематический

(контроль знаний и умений после изучения темы)

$

Итоговый

(контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела, курса в целом)

Каждая форма контроля, имея свои преимущества, не является вместе с тем универсальн$ой. Выбор той или иной формы контроля определяют цели и задачи обучения и воспитания на данном этапе, тип урока, специфика проверяемого учебного материала, уровень подготовленности класса.

Именно выбор и оптимальное сочетание разных форм контроля – наиболее трудный и мало разработанный вопрос в методике обучения географии.

$Сочетание организационных форм контроля на уроке может осуществляться многовариантно: фронтальный контроль может предшествовать индивидуальному, или наоборот. Он может проводиться перед организацией групповой формы контроля, которая, в свою очередь, может переходить в индивидуальную.

Важно избежать механического соединения разных форм контроля, погони за «методической модой» без учета конкретных условий. Если учитель уверен в том, что учебный материал усвоен всеми учащимися, то можно провести фронтальный устный опрос.

Сложный учебный материал, большой по объёму, тр$ебующий анализа и обобщения знаний, предполагает проведение индивидуального устного опроса с целью привлечения внимания класса к узловым вопросам темы.

$Групповая форма работы будет эффективна при решении проблемных заданий, при проведении зачетов.

Например при групповой форме контроля выполнение общего задания предполагает сотрудничество узкого круга учеников (5-6 человек). Во главе группы – контролёр, помощник учителя. Работу в группе строят на основе самоуправления, и контролирующая роль учителя при этом сведена к минимуму. Преимущества, которые имеют групповые формы контроля по сравнению с общеклассной:

— каждая группа учащихся имеет возможность выбрать определенный темп работы;$

— ученики могут показать индивидуальные способности;

— дети приобретают полезный опыт общения друг с другом;

$— формируются такие важные качества, как самоконтроль, умение объективно оценивать работу другого.

При изучения начального курса физической географии очень важно привить школьникам интерес и любовь к предмету, научить работать самостоятельно.

Привлечение учащихся 6 класса к этапу контроля желательно начинать с темы «Географическая карта».

На первом уроке по данной теме необходимо предложить учащимся задание: к концу изучения темы составить 5-6 вопросов по ней с использованием географической карты. Тре$бования к знаниям и умениям, которые при этом учащимся предъявляет учитель, целесообразно записать в тетрадь.

Они должны знать и уметь:

$— длину окружности Земли;

— линии градусной сетки – меридианы и параллели;

— способы изображения неровностей земной поверхности;

— определять направления, географические координаты и высоту точек;

— находить местоположение своего населенного пункта на карте.

На заключительном уроке по теме знания и умения ученика, вызванного к доске, контролируют все учащиеся класса, используя $самостоятельно составленные вопросы, например:

  1. Покажи город, в котором ты живёшь, и определи его географические координаты.

  2. Покажи самую длинную параллель. Как она называется?

  3. Какими способами изображаются горы и равнины на карте?

Проверка знан$ий и умений одновременно показывает достижения ученика и имеющиеся пробелы в его знаниях. При этом учитель может обратиться к отвечающему ученику: «Чей вопрос и задание ты считаешь наиболее удачно составленным и почему?

В результате такого контроля можно установить знания не только у отвечающих у$чеников, но и у всех учащихся.

При изучении тем «Литос$фера», «Атмосфера», «Гидросфера» формы контроля усложняются.

С первых уроков изучения темы «Литосфера» учащиеся учатся контролировать знания своих товарищей. Требования к знаниям и умениям по данной теме учитель сообщает им на вводном уроке.

Умения показывать по физической карте России и мира горы и равнины, определять их географическое положение и высоту можно проверить, проводя «географическую зарядку». Эта форма проверки – один из этапов урока. К доске приглашаются два ученика (один работает с физической картой мира, другой с физической картой России). Контрольные вопросы задают учащиеся. Вопросы для ученика, работающего с физической картой России:

$1.Найти, назвать и показать горы, расположенные на материке Евразия, являющиеся природной границей между Европой и Азией.

2.Найти самую высокую вершину этих гор и определить её координаты.$

Вопросы для ученика, работающего с физической картой мира:

1.Как называется низменность, простирающаяся с запада на восток материка Южная Америка и по которой протекает крупнейшая река мира Амазонка?

2.Найти и показать эту низменность на карте и определить её географическое положение.

$Остальные учащиеся в это время выполняют фронтальное задание по вариантам.

Вариант 1.

Определите географическое положение Кавказских гор.

Вариант 2.

Определите географическое положение Восточно-Европейской равнины.

$Проверку выполнения этих заданий проводят устно. Ученики поочередно дают характеристику географического положения названных географических объектов. Если есть неточности в отв$етах, исправляют их сами учащиеся. А учитель подводит итог, обобщая ошибки и уточняя ответы.

Правильности выполнения заданий учениками, работающими у доски, проверяют все учащиеся. При этом любой ученик может задать отвечающему дополнительный вопрос.

Например:

$1.Можно ли по карте определить преобладающие высоты Уральских гор?

2.Какие дополнительные сведения об Амазонской низменности можно получить, используя физическую карту?

Знания, полученные учащимися путем ответов на дополнительные вопросы, послужат опорными при изучении следующих тем.

На заключительный урок по данной теме учитель назначает группу контролёров из числа учащихся, имеющих достаточно $глубокие знания по теме. Группа контролеров под руководством учителя разрабатывает контрольные вопросы и задания.

Примерные вопросы и задания:

1.Что называется литосферой?

2.Назовите основные формы рельефа Земли.

3.Докажите, что формирование земной к$оры не закончилось.

4.Какие явления и процессы свидетельствуют о том, что движение земной коры продолжается?

Список использованной литературы

  1. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998.

  2. Душина И.В. и др. Мето$дика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2002.

  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: 1999.

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.

    $

  5. Журнал “География в школе”, № 1/1990.

Post Comment