Обобщающий урок по теме «Африка»

Обобщающий урок по теме «Африка».

Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме «Африка», продолжить формирование умений работы с картой; продолжить работу$ по развитию познавательного интереса к учебному предмету; воспитание чувства товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование: физическая карта Африки, географические атласы, компьютер, раздаточный материал (карточки).

Опережающее домашнее задание (индивидуально): «Самый интересный объект материка Африка». Подготовить интересные факты, презентации, используя различного рода источники информации.

Ход урока:

Класс делится на три команды. На классной доске три дорожки (соответствует количеству команд). Каждая клетка дорожки соответствует этапу работы команд. Последняя итоговая.

$

I

II

III

IV

$

V

Итоговая

I

II

III

Результаты работы на каждом этапе отражаются в клетках дорожки каждой команды.

Вступительное слово учителя:

— Ребята, сегодня по электронной почте мы получили сообщение, в котором говорится, что мы должны выполнить следующее задание.

Задание:

— Назовите объект, географическое положение которого можно охарактеризовать следующим образом: «Его пересекает Южный тропик, он находится в южном и восточном полушариях».

А. Африка

$ В. Озеро Виктория

С. Южная Америка

Д. о. Мадагаскар

Учитель:

— Так как мы с вами оказались на о. Мадагаскар, нам предстоит соорудить «сухопутный мостик», чтобы оказаться на материке Африка. Для этого необходимо выполнить следующее задание. (Слайд №2. Викторина.)

Африка

$

Вопросы викторины:

  1. Столица ЮАР;

  2. Постоянный поток воды, текущий в углублении;

  3. Родственники жирафа, обитающие только в Африке;

  4. Царь зверей;

  5. Его выносит река Нил

  6. Поток воды, низвергающийся с уступа.

Первые заглавные буквы по вертикали (ответ).

У$читель: «Сухопутный мостик» мы с вами соорудили через пролив.

— Как называется этот пролив? (Мозамбикский)

Учитель:

— Итак, ребята, мы вместе успешно справились с заданием. Наш урок продолжается (работа в группах).

1. «Узнай объект».

(Слайд №2. Контурная карта Африки.)

$ Цифрами указаны объекты: Гвинейский залив, мыс Игольный, остров Мадагаскар, Суэцкий канал, полуостров Сомали, Гибралтарский пролив, Красное море, Средиземное море, Мозамбикский пролив.

На столах карточки – таблицы с заданием:

Объект №

Название объекта

1.

2.

3.

4.

$

5.

6.

7.

$8.

9.

10.

Задание:

— Укажите название объектов, указанных цифрами, заполнив таблицу.

Отчёт групп (подведение итогов).

2. «Климатическая».

(Слайд №3. Физическая карта Африки). На карте указ$аны цифры 1,2,3.

Задание №1:

  1. Укажите точку, описание климата которой соответствует.

  2. Назовите климатический пояс, о котором идет речь.

Каждая команда получает карточку, где дано описание климата только одной из точек указанных на карте.

Карточка№1.

Точка расположена в области высокого атмосферного давления. Осадков мало (менее 100мм). Средняя январская температура воздуха 10 0С, июльская 38 0С.

Карточка №2.

Здесь сезонная смена воздушных масс. Зима сухая, лето влажное. Температура января 24 0С, июля 30 0С. Годовое количество осадков 600-1000 мм.

Карточка №3.

$ Низкое атмосферное давление и значительное количество осадков(1500-1800) на протяжении года. Январская температура воздуха здесь 260С, а июльская 280С.

Отчет команд. Подведение итогов.

3.«Удивительный мир».

Учитель:

— Случилось так, что вы оказались в природных зонах. Где можно было бы увидеть удивительных обитателей?

(Слайд №4. Органический мир Африки.)

Обитатели растительного и животного мира материка в рисунках: масличная пальма, кофейное дерево, банан, лианы, молочаи, алоэ, саркоцефалюс, зонтичная акация, финиковая пальма, горилла, шимпанзе, бегемоты, муравьи, крокодилы, муха-цеце, нектарницы, медовед, слоны, жирафы, антилопа канна, трубкозуб, страус, зебры, бабочки змеи.

Задание №1:

— Укажите природные зоны на материке Африка.

Задание №2:

— Проведите группировку растительного и животного мира по их принадлежности к природной зоне.

Каждая команда получает карточку – таблицу, заполняя её.$

Название природных зон

Обитатели растительного и животного мира

1.

$

2.

3.

Подведение итогов на данном этапе работы.

(Слайд №5)

— Подумайте, правильно ли даны ответы на вопросы (“Да”, “нет”)

— Найдите ошибки, исправьте их и объясните свои действия.

— Заполните карточки-таблицы.

Отчет команд о выполнении задание. Подведение итогов.

4.Знаете ли вы?

Каждой группе предстоит выбрать один из трех конвертов, в которых карточки – таблицы с ответами на вопросы.

Конверт №1.

Ответы на вопросы

$

Да,нет

1.Атмосферное давление на экваторе высокое.

2.Растение вельвичия растет во влажных лесах.

3.Родина кофе – Эфиопия.

4.В зоне саванн выпадают осадки по сезонам.

5.Нигер – река бассейна Индийского океана.

Конверт №2.

Ответы на вопрос

Да,нет

1.В зоне саванн животные живут в основном на деревьях.

$

2.Туареги — жители тропических пустынь.

3.Африка — самый жаркий материк.

$4.Большинство рек материка относятся к бассейну Индийского океана.

5.Река Конго – самая полноводная река материка.

Конверт №3.

Ответы на вопрос

Да”, “нет”

1.Площадь материка Африка 9млн км2

$2.Пересыхающие русла рек материка- вади

3.Баобаб-дерево африканских пустынь

4.Атлас-горы, протянулись на юго-востоке материка Африка

5.Пигмеи-жители экваториальных лесов бассейна реки Конго

5. «Самый интересный объект».

Путешествие по самым интересным объектам материка Африки:

— водопад “Виктория” (Слайд№6,7)

— вулкан “Килиманджаро” (Слайд №8).

— национальный парк Крюгера (Презентация).

Подведение итогов урока.

$

Post Comment