ПЛАН – КОНСПЕКТ урока географии в 8 классе «Реки Пермского края»

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока географии в 8 классе

Тема: Реки Пермского края.

$ (звучит гимн Пермского края, на экране презентация)

Учитель:

«С чего начинается Родина?»

Для одного она начинается с берёзки у дома, для другого – с тропинки в лесу, для третьего – с набережной Камы, а для всех нас – с нашего замечательного края, родного Прикамья.

(на доске)

Если человек мало знает о том месте,

где он родился, вырос и стал взрослым,

$ то он не может называться

патриотом и гражданином.

Наш край очень богат.

— Что мы называем природными ресурсами?

То, что человек использует для своей жизни и деятельности.

— Какие природные ресурсы вы знаете?

Минеральные, лесные, водные, почвенные, рекреационные.

— Какими ресурсами богат наш край?$

(перечислить)

— Сегодня мы будем говорить о водных ресурсах.

Наш край не имеет прямого выхода к морям Мирового океана. Все воды Прикамья относятся к внутренним.

— Какие воды мы называем внутренними?

Внутренние воды – это реки, озёра, водохранилища, пруды, болота, ледники, снежники, подземные воды.

— Тема нашего урока «Реки Пермского края» (запись в тетради и на доске)

— Итак, вспомним основные понятия, которые относятся к данной теме. У $вас на столах лежат карточки с понятиями и определениями. Найдите правильные соответствия.

ЗАДАНИЕ № 1

(работа в парах)

Река – естественный водный поток, текущий в выработанном им русле.

Речная система – река со всеми притоками.

Речной бассейн – территория, с которой река собирает воды.

Водораздел – линия, разделяющая смежные речные $бассейны.

Падение реки – разность высот уровней воды между истоком и устьем.

Уклон реки – частное между падением реки и её длины.

Питание реки – поступление в реку воды от разных источников. Может быть: снеговое, дождевое, ледниковое, подземное, смешанное.

— Откройте, пожалуйста, атлас Пермского края на странице № 4.

— Территория Уральского Прикамья имеет хорошо развитую речную сеть, относящуюся, в основном, к бассейну реки Вол$га.

По расчетам учёных, общая длина всех рек региона превышает 80000 км, а их количество около 29000. (данные записываются в тетрадь)

(работа с атласом и тетрадью) На экране физическая карта Пермского края

Самыми крупными реками, чья длина превышает 300 км, являются (находим реку в атласе, записываем название в словарь в конце тетради):

Кама – 1805 км

Чусовая – 592 км

Сылва – 493 км

$Колва – 460 км

Вишера – 415 км

Яйва – 304 км

Презентации учащихся о реках

(мини-проекты учащихся)

$

Наши реки имеют интересные названия. Множество рек имеют в названии одинаковый слог. Какой? (ва)

— Мария Кудряшова провела небольшое исследование и выяснила историю названия рек Пермского края. На основании её работы я предлагаю поработать переводчиками.

ЗАДАНИЕ № 2

(работа в парах)

— У вас на столах по 2 карточки. На одной написаны слова на коми-пермяцком, манси и удмуртском языках и их перевод на русский язык, на другой – названия некоторых рек Прикамья. Объясните, почему реки имеют такие названия.

КАРТОЧКА № 1

«ВА» (коми-пермяцкий) – вода

«КОЛ» (манси) – рыба

«ЧЕЛ» (коми-пермяцкий) – тихий

«УЛЬ» (коми-пермяцкий) – сырой, мокрый

«УНА$» (коми-пермяцкий) – много

«ГАЙ» (коми-пермяцкий) – отклик, эхо$ в лесу

«ИНЬ» (коми-пермяцкий) – женщина

«ВИЛЬ» (коми-пермяцкий) – новый

«КОЙ» (коми-пермяцкий) – птица

«КОС», «КЭС» (коми-пермяцкий) – сухой, мелкий

«ЛЫС» (коми-пермяцкий) – хвоя

«НИЗЬ» (коми-пермяцкий) – соболь

«ПОЖ» (удмуртский) – мутный

«СЫЛ», «СЕЙ» (коми-пермяцкий) – глина

КАРТОЧКА № 2

Колва, Челва, Ульва, Уньва, Гайва, Иньва, Вильва, Койва, Косьва, Лысьва, Низья, Пожва, Сылва.$

— Как видите, название реки – это её характеристика, которую дали наши далёкие предки.

— А как и для чего используются наши реки?

(для судоходства, рыбной ловли, сплава леса, для хозяйственной деятельности человека, для отдыха)

— Действительно, для сплава леса используются Вишера и Кама, для судоходства – Кама, для рыбной ловли – все реки и речушки края. А есть реки, которые можно$ назвать истинно туристическими.

Презентации учащихся о туристических маршрутах

(мини-проекты учащихся)

Учащиеся нашего класса подготовили буклеты, в которых показаны самые лучшие, не только в России, но и, возможно, в мире, туристические маршруты по рекам Пермского края.
Мы приглашаем в путешествия всех желающих.

(видеосюжет о том, как ребята раздают буклеты жителям города)

Домашнее задание:

Подготовить интересный материал об озёрах и водохранилищах Пермского края.

$Домашняя работа может быть представлена в виде презентации, небольшого сообщения или доклада (по выбору учащегося).

Рефлексия

А сейчас – кроссворд. Можно объединиться по 4-5 человек. Для разгадывания кроссворда можно пользоваться картой атласа.

(проверка кроссворда – на экране, ответы вылетают по одному)

ЗАДАНИЕ № 1

Река

$

естественный водный поток, текущий в выработанном им русле

Речная система

река со всеми притоками

Речной бассейн

территория, с которой река собирает$ воды

$

Водораздел

линия, разделяющая смежные речные бассейны

Падение реки

разность высот уровней воды между истоком и устьем

Уклон реки

частное между падением реки и её длины

Питание реки

поступление в реку воды от разных источников. $Может быть: снеговое, дождевое, ледниковое, подземное, смешанное

$КАРТОЧКА № 1

«ВА» (коми-пермяцкий) – вода

«КОЛ» (манси) – рыба

«ЧЕЛ» (коми-пермяцкий) – тихий

«УЛЬ» (коми-пермяцкий) – сырой, мокрый

«УНА» (коми-пермяцкий) – много

«ГАЙ» (коми-пермяцкий) – отклик, эхо в лесу

«ИНЬ» (коми-пермяцкий) – женщина

«ВИЛЬ» (коми-пермяцкий) – новый

«КОЙ» (коми-пермяцкий) – птица

«КОС», «КЭС» (коми-пермяцкий) – сухой, мелкий

«ЛЫС» (коми-пермяцкий) – хвоя

$«НИЗЬ» (коми-пермяцкий) – соболь

«ПОЖ» (удмуртский) – мутный

«СЫЛ», «СЕЙ» (коми-пермяцкий) – глина

КАРТОЧКА № 2

Колва, Челва, Ульва, Уньва, Гайва, Иньва, Вильва, Койва, Косьва, Лысьва, Низья, Пожва, Сылва.

Post Comment