Рабочая программа по географии (8-9 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа №28

$

Рабочая программа

по географии

для 8-9 класса

Автор: Рекуть Алла Станиславовна,

учитель географии

г. Калининград,

2013 г.

$

ГЕОГРАФИЯ 8 – 9 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

$Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего обра­зования по географии, а также программы курса географии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов). Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в 8 классе и 68 учебных часов в 9 классе. В ней пре­дусмотрено практических работ.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по географии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1. Баринова И.И. География России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2011год.

2. Дронов В.П., Ром В.Я., География России, 9 класс. Учебник для общеобразовательных уч$реждений. Дрофа, 2010 год.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны, народы и стра­ны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

$ Главная цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

$ Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны в ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства;

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • $показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными рег$ионами мира.

Данный курс с одной стороны опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

$ Структура курса

п/п

Наименование раздела

Количество

часов

Практических работ

Контроль

$8 класс

1

$ Введение.

1

Географичесое положение, история исследования

6

2

1 контр. р-та

3

Природа России.

$45

Рельеф, геология

6

1

$1 тест

4

Климат

7

4

5

Внутренние воды

$

4

1

6

Почвы

3

1

$

7

Растительный и животный мир

3

1контр.р-та за полуг

$8

Природные комплексы

5

1

9

Природа регионов России

17

$

2

зачет

10

Калининградская область

$10

3

11

Рациональное прирродопользование

$5

12

Резерв

3

итого

70

15

$

9 класс

1$

Введение.

3

1

2

$Население

6

2

3

Общая характеристика хозяйства России

5

4

Межотраслевые комплексы

20

5$

1(тест)

$5

Регионы России

20

7

2 (комбиниров)

6

$

Новое Зарубежье

6

7

Россия на мировом рынке

4

$

8

Повторение, резерв

4

1 (комбиниров)

итого

68

15

$ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

8 класс –70 часов в год (2 часа в неделю)

Введение $

Что изучает география России. Источники географических знаний.

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Практические работы:

  • Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  • Определение поясного времени для различных пунктов России.

Часть II ПРИРОДА $

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компо$ненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

$Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

$ Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы:

  • Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  • Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов.

  • Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для х$а­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

$ Внутренние воды и водные ресу$рсы своего региона и своей местности.

Практические работы:

  • Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

  • Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы $образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

$ Тема 6: Природное районирование

$

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

$Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ

экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Региональная часть России.

$ Восточно-Европейская равнина

Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географи­ческое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих про­цессов. Влияние географического положения на климат региона. Са­мый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Ев­ропейская Россия — основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга — великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы

Урал. Различия по геологическому строению и$ полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.

Влияние рельефа на заселение Урала.

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сто­рон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части реги­она: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологиче­ское строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культу­ра, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.

$Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.

Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севе$ра и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических усло­вий. Высотная поясность.

Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.

Восточная Сибирь. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, ка­менный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние клима­та и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.

Вели$кие сибирские реки: их водность, питание, режим, энергети­ческие и водные ресурсы. Тайга — основная природная зона. Высот­ная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ре­сурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в ре­гионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения.

Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в поло­се гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспорт­ные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Ка­захстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ

Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Ал­тай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.

Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергети$ческое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.

Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полу­шария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., ус­тановление русско-китайской и русско-японской границ.

Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Текто­ническая подвижность территории: частые землетрясения и вулка­низм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источни­ки.

Калининградская область

Географическое положение Калининградской области. Определение физико- географического положения. Исторические особенности заселения области. Геология и рельеф. Климат и связанные с ним стихийные явления.$ Внутренние воды: реки, озёра. Почвы и почвенные ресурсы. Выявление по картам природных ресурсов. Растительный мир. Животный мир. Выявление по картам чрезвычайных ситуаций.

9 класс – 68 часов в год (2 часа в неделю)

Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы $и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Этапы и методы географического изучения терри­тории Росс$ии.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Численность населения

Численность населения России в сравнении с дру­гими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Национальный состав

$Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Межнациональные про­блемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География ре­лигий.

Городское и сельское население страны

Особенности ур­банизации в России. Концентрация населения в круп­нейших городах и обострение в них социально-эконо­$мических и экологических проблем. Городские агло­мерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности рас­селения сельского населения. Современные социаль­ные проблемы села.

Географические особенности размещения населе­ния: их обусловленность природными, исторически­ми и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Миграции населения

Внешние и внут­ренние миграции: причины, порождающие их. Ос­новные направления миграционных потоков на раз­ных этапах развития страны.

$Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размеще­нии хозяйства. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.

Практические работы:

  • Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.

  • Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

Общая характеристика хозяйства России.

$ Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал Рос­сии, его оценка, проблемы и перспективы использ$ова­ния. Основные ресурсные базы.

Межотраслевые комплексы

Научный комплекс

Роль, значение, состав, география научного комплекса. Технополис.

Машиностроительный комплекс

Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с други­ми отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприя­тий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Военно-промышленный комплекс России$. Факторы размещения предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значе­ние в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

$

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современ­ном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Ос­новные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефте­проводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая п$ромышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газо­вой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Соци­альные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинст­ва и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов стан­ций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанци$и. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практическая работа. Составление характерис­тики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Комплекс конструкционных материалов и химических веществ

Классификация конструкционных материалов, проблемы про­порциональности производящих их отраслей.

Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с дру­гими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.

Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тя­желых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экон$омике страны.

Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группиров­ка отраслей химической промышленности, особенности их геогра­фии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплек­сы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность $и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.

Практические работы:

  • Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветно$й металлургии.

  • Определение по кар­там главных факторов размещения металлургических предприятий по произ­водству меди и алюминия.

  • Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности.

Агропромышленный комплекс

Состав, значение АПК. Земледелие, животноводство.

Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Про­блемы развития легкой промышленности.

$ Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйст­ва от других хозяйственных отраслей. Земля — глав­ное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство$. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География •лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины — традиционная от­расль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысло­вых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бас­сейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

$ Практические работы:

  • Определение тенденций изменения числа занятых в различных сферах народного хозяйства.

  • Составление типовой схемы АПК.

  • Определение по картам основных районов выращивания с/х культур, главных районов животноводства.

Инфраструктурный комплекс

Классификация услуг. Роль третичног$о сектора в хозяйстве, про­блемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружаю­щая среда.

Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рын­ку. Перспективы развития комплекса.

Практическая работа: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

$Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье — одна из главных по­требностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низ­кие показатели его благоустроенности в России. Географические раз­личия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Региональная часть курса

Тема 1. Районирование России

Районирование — важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономи­ческое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частн$ое и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.

Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)

.

Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохо­зяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.

Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. По­лезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресур­сов.

$Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие ре­ки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия — очаг русской наци­ональной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение юж­ной части региона. Высокая численность и плотность населения. Ко­личество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и про­блемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки.

Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, хи$мическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Аг­ропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топлив­но-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональ­ные различия. Основные географические фокусы экономических, со­циальных и экологических проблем региона.

Возникновение и развитие Москвы. Москва — столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. Московский столичный регион.

Нижний Новгород, его географическое положение и торговые функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.

Современность и проблемы древних русских городов — Новгоро­да, Владимира, Пскова, Смоленска.

Практические$ работы:

  • Сравнение географического положения и плани­ровки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледо­витому океану. Особенности экономико-географического, геополити­ческого и эколого-географического положения. Влияние географиче­ского положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.

Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, река­ми, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и сред­няя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.

Историко-географические особенности формирования. Населе­ние: национальный состав, традиции и культура. Города региона. От­ток населения с Севера и его причины.

Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, хи­мической $и лесной промышленности. Хозяйственные различия Коль­ско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.

Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в горо­де Мирном.

$Практические работы:

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.

Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменнос­тей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древ­него заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербур­га. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, со­циальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург — северная столица России. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».

Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сто­рон природными рубежами. Ге$ополитическое положение района.

Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского насе­ления. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основ­ные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.

Агропромышленный комплекс: единственный в стране район суб­тропического земледелия. Ведущая р$оль региона в производстве сель­скохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности вод­ными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабаты­вающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энер­гетическое машиностроение.

Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фо­кусы экономических, социальных и экологических проблем региона.

Практическая работа. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района.. Поволжье — место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав н$аселения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Рус­ское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агро­промышленного комплексов. Система трубопроводов $и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК — ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощ­ная пищевая промышленность.

Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы рес­публик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основ­ные географические фокусы экономических, социальных и экологи­ческих проблем региона

Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала — на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.

Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.

Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.

География и проблемы современного хозяйства: горнодобываю­щая промышленность, металлургия, химическая и лесная промыш­ленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидов­ские города-заводы и современная система расселения в районе. Про­блемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития соц$иальной сферы. Крупней­шие города Урала.

Зональность и высотная поясность почвенно-растительного по­крова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологиче­ские проблемы региона. Кыштымская трагедия.

Практическая работа. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)

$Географическое положение. Большая площадь территории и ма­лая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Кон­центрация основной части населения на юге.

Разнообразие природных условий. Богатство природными ресур­сами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добы­вающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отрас­лей. Трудности организации производства и жизни населения в экс­тремальных условиях.

Западная Сибирь. Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лес­ные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс — основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские неф$тяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение террито$рии, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Трансси­бирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень — Сургут — Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих от­раслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.

Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Запад­но-Сибирского района для жизни и быта человека.

Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положе­ние к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследова­тели северных морей.

Коренные на­роды, особенности их жизни и быта, проблемы.

Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Откры­ти$е медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.

Топливно-энергетический комплекс — основа хозяйства террито­рии. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких произ­водств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышлен­ность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития про­мышленности.

Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.

Якутские алмазы, город Мирный.

$Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспорт­ных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-истори­ческие, промышленные, транспортные центры.

Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.

Практические работы:

  • Составление характеристики Норильского про­мышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры).

  • $Оценка осо­бенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

Юг Сибири. Природные ресурсы: минеральные, лесные.

Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.

Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Со­здание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новоси­бирск — научный центр.

Канско-Ачинский бассейн. Гид­роресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселе­ние территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красно­ярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.

Горные системы, землетрясения, бай­кальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземель­ные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перс­пективы освоения зоны БАМа.

Основные экономические, социальные и экологические пробле­мы региона.

Практическая работа. Составление сравнительной характеристики под­районов Южной Сибири.

$ Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.

Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., ус­тановление русско-китай$ской и русско-японской границ.

Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.

Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной се­ти. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние примор­ского положения на см$ещение границ природных зон к югу. Гиган­тизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлю­лозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоре­сурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перс­пективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке ре­гиона.

Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработ­ка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транс­портная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агрокли­матические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интег­рация со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток — торговый, про­мышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основ­ные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Практические работы:

  • Выделение на карте индустриальных, транспорт­ных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

Калининградская область

Гео. положение, Определение ЭГП Калининградской области.Природные условия и ресурсы.История заселения Отрасли промышленно$сти и территориальная структура хозяйства. Агропромышленный комплекс. Транспортный комплекс. Роль и место в экономике России.

Практические работы:

  • Составление картосхемы внешних связей

  • Приоритетные отрасли развития

  • «Разработка маршрутов путешествий с целью изучения культурно-исторических достопримечательностей.

$

Тема 4. Россия в современном мире

Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

$

$ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

8 класс

Всего часов 70

Практических работ: 15

п/п

$

$

$

Раздел,

$тема урока

Дата

Тип урока

Элементы обязательного минимума образования

Метапредметные навыки

Формы контроля

$

Практические

работы

Где смотреть

1

2

$3

4

5

6

7

8

9

Введение 1ч I четверть

1

Ввведение. Что изучает физическая география

$сентябрь

2-7.09

Изучение нового материала

Знакомство со структурой учебника, требованиями

Работа с различными источниками информации

Вводная беседа.

$

1

Гео. положение 6ч

2

Гео. положение, границы, крайние точки. «Определение гео. положения, границ, крайни$х точек»т

Изучение нового материала, 3практикум

Ближайшие соседи, границы, крайние точки.

Работа в группах, составление схемы и представление на карте

Индивидуальный, каждому

1

2

3

$Моря, омывающие Россию

9-14

Моря у берегов России, экологические проблемы морей, ресурсы морей

Перевод текстовой информации в табличную на карту

Индивилуально, каждому

$

2

4

Разница во времени, часовые пояса

$Индивилуально, каждому

2

$

5

История освоения территории России

16-21

Открытия новгородцев, поморов, походы Ермака, выход к Тихому океану

Перевод информации в табличный вариант

индивидуально

$

4

6

История исследования территории России в 18 – 19 в.

I и II Камчатские экспедиции, их роль , знчение

Перевод информации в табличный вариант

1 (контор. р-та )

7.

Изучение территории Россиив в 19 – 20 в.

Советские экспедиции, достижения советских первоооткрывателей

Работа в маых группах

$

Рельеф, геология – 7 ч

$

8

Главные особенности рельефа России

23 — 26

Изучение нового материала

Основные формы рельефа России.

Умение использовать знаково-символические средства

Р-та на конт. карте

$

9

Геологическое строение России

Изучение нового материала

Складчатая и платформенная область, соответствующие им форы рельефа

Составление схемы по тексту учебника

$Самостоятельная работа. (отм. выборочно)

5

10

Геологическое летоисчисление

$

октябрь

1-5.10

Изучение нового материала

Геохронологическая таблица, эрыы, периоды, области складчатости их обозначение на карте

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Самостоятельная работа. (отм. выборочно

$

6

11

Взимосвязь рельефа и внутреннего строения Земли «Сопоставление тектонической и физической карты»

Практикум

Практические навыки работы с артой

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Практикум. Отметки всем

3

7

12

$Минеральные ресурсы

7-12

практикум

Знакомство с видами природных ресурсов

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Практикум. Отметки выборочно

$

$

13

Развитие форм рельефа. Внутренние и внешние процессы, влияющие на рельеф.

Изучение нового материала

Понятия, связанные с деятельностью эндогенных и экзогенных процесссов.

Понимать основные гео. термины уметь применять их в нужной ситуации

Индивидуальный, фронтальный опрос

$

7

14

Урок обобщения и контроля знаний

14-19

$

Основные понятия темы, их применение в конкретной ситуации

Умение планировать и организовывать своё время

тест

7

Климат – 7ч

15

$

Факторы, влмияющие на климат, Солнечная радиация. «Определение по картам R суммарной, и поглощённой»

Изучение нового материала

R суммарная , и поглощённая,её изменения и причины

Работа и с различными источниками информации

$Всем

4

10

16

Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны

21- 26

Понятия циркуляция, циклоны и антициклоны и погода, приносимая ими.

Умение составлятьб прогноз погоды$

Индивидуальный, фронтальный опрос

9

17

Распределение t° воздуха по территории. «Определение закономерностей распределения t°»

$

Изучение нового материала

Изменение t° зимой и летом

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

$Всем

5

9

18

Распределение О , коэффициент увлажнения,

28-02.11

Изучение нового материала

коэффициент увлажнения, достаточное, избыточное, недостаточное увлажнение$

Необходимость расчёта коэффициента при ведении с/х

Всем

13

19

Климатические пояса и типы климата «Определение к увлажнения»

ноябрь

11 -16

Практикум $

Климатические пояса и типы климата, их отличие

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

6

20

Н$еблагоприятные явления, связанные с климатом. «Определение по картам особенностей погоды в различных частях страны»

Изучение нового материала

Типы явлений, их характеристики

Классификация явлений

Индивидуально

7

$11

21

Обобщение и повторение по теме «Климат»

18-23

Урок-проект

Составление прогноза погоды по данным

Индивидуально

$

Внутренние воды — 4ч

22

Разнообразие внутренних вод. Режим, источники питания

$

Изучение нового материала

Главные реки Росси, бассейны океанов, направления течения.

Влияние на реки рельефа и климата

Индивидуальный, фронтальный опрос

$

12

23

«Характеристика по картам реки»

Практикум

Применение знаний в новой ситуации

Составление характеристики по разным источникам информаци$и.

всем

8

12

$

24

Озёра, болота, водохранилища

25 -30

Изучение нового материала

Типы котловин, крупнейшие озёра .

Индивидуально

13

$

25

Водные ресурсы

Обобщения

Работа в группах

$14

Почвы 3 ч

26

Факторы почвообразования, строение почв.

декабрь

2 -7

Актуализация знаний.

Понятие почва, почвенный профиль, его влияние на плодородие.

Составление схемы текста, составление профиля

$

Индивидуальный, фронтальный опрос,

практикум, выборочно.

15

$27

Главные типы почв

«Определение факторов почвообразования»

Изучение нового материала

Типы почв, их размещение

Составление таблиц по тексту

Индивидуально, каждом$у

9

16

28

Почвенные ресурсы.

9-14

практикум

$Применение полученных знаний в новой ситуации

Умение пользоваться различными атласами, находить инф., переводить в текст

индивидуально

Растительный и животный мир — 3ч

29

Типичные представители растительного мира

Актуализация знаний.

Взаимосвязь растительного мира с другими компон$ентами природы

Составить схему текста

индивидуально

$

9

18

30

Типичные представители животного мира

16-21

Актуализация знаний.

Элементы рельефа дна океана.

Составление схемы по тексту$

Индивидуальный, фронтальный опрос

27

Охрана и восстановление биологических ресурсов

$

обобщение

Контроль знаний по теме с использованием знаний

Комбинированная контрольная работа №2

32

Обобщение и повторение по теме Основные ком$поненты природы»

23- 28

проект

Презентация любой темы по выбору

Природные комплексы – III четверть

33

Разнообразие ПТК России. Природное районирование

13 — 18

Изучение нового материала

Принципы районирования,$ ПТК природные и антропогенные

Умение составлять схему по тексту, выделять главное

Индивидуальный, фронтальный опрос

21

34

Природные зоны «Выявление зависимости м-ду ПК арктических пустнь и тундры»

$

Изучение нового материала

Характерные представители северных природных зон.

Составление таблицы, работа с атласом

Всем

10

23, подписать на карте

35

Лесные зоны России$

20-25

Изучение нового материала

Типы лесов по преобладающим видам растений

Нахождение в тексте нужной информации

$Фронтальный опрос

24

36

Безлесные зоны России

Изучение нового материала

$

Причины изменения растительности

Логические операции: сравнение, синтез, обобщение.

Индивидуально, каждому

25

37

Высотная поясность

27 -2.02

Обобщения

Балтийское море сточки зрения с$пециалистов разных профессий.

Развитие монологической речи, умение донести тему до аудитории

Индивидуально, каждому

26

$Природа регионов России — 16 ч

38

Русская (Восточно-Европейская равнина)

Изучение нового материала

Основные объекты природы равнины

Умение составлять схему по тексту, выделять главное

$Индивидуальный, фронтальный опрос

§27

$

39

Природные комплексы и уникумы природы Русской равнины

февраль

3 — 9

Комбинированный

Характеристика природных зон равнины, униикумов

Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия

Группам

§28,29

$

40

Кавказ: особенности гео. положения, рельефа.

$Изучение нового материала

Хребты Кавказа, влияние рельефа на другие компоненты природы.

Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа

Индивидуальный, фронтальный опрос

§30

41

Особенности климата, природных комплексов, Уникумы природы

10 — 16

Изучение нового материала

Характеристика высотных поясов, униикумов$

Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия

Индивидуальный, фронтальный опрос

$

§29

42

Урал – особенности природных компонентов

Изучение нового материала

Изменение природы с севера на юг и с запада на восток

Составление схемы по тексту

Индивидуальный, фронтальный опрос

§30

$

43

Урал: природные комплексы и уникумы природы

17 — 22

Изучение нового материала

Характеристика природных зон равнины, униикумов.

Выделение опорных слов в тексте, составлени$е рассказа

Индивидуальный, фронтальный опрос

§31, инд. задания

44

Западная Сибирь: природные компоненты

практикум

Заболоченнос$ть, её причины

Умение делать краткую запись по подготовленным картам

$

Всем

11

§35

45

Западная Сибирь

«Выявление по картам природных ресурсов и условий их освоения»

24 — 1.03

$

Урок контроля знаний

Знание понятий, причинно-следственных связей

Умение делать краткую запись по подготовленным картам

Индивидуально, каждому

§36

46

Восточная Сибирь: особенности гео. положения, рельефа.

Изучение нового материала

Причины суровости природы

$Составление схемы по данным

Индивидуально, каждому

§36

$47

Природные комплексы Восточной Сибири: Якутия, Минусинская котловина

Март

3 -7

Изучение нового материала

Причины суровости природы

Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа

$

Индивидуально, каждому

§37

48

Природные комплексы Восточной Сибири: Алтай,

Изучение нового материала

Вчем своеобразие природы Алтая, его уникальность

$

Умение пользоваться различными атласами, находить инф., переводить в текст составление рассказа

Индивидуально, каждому

§38

49

Озеро Байкал

10- 15

Проект

$

Уникальность Байкала

Выделение опорных слов в тексте, составление рассказа

Индивидуально, каждому

§39

50

Дальний В$осток: компоненты природы

$

Характеристика природных зон, климата

Составление схемы по тексту

Индивидуально, каждому

§40

51

Природные комплексы и уникумы природы Д.Востока

17 — 21

Изменение природы с севера на юг и с запада на восток

Презентация уникальных явлений, реклама для путешествия

$Индивидуально, каждому

§41

$52

Итоговый урок «Природные районы России»

Обобщения знаний и контроль (зач)

Всем

Калининградская область 10 ч IV четверть

53

$

Гео положение К/о «Определение физико-географического положения К/о

апрель

1-5.04

$

Изучение нового материала

Специфика гео.положения

Схема

Всем

12

Атлас, записи, схемы

54

Исторические особенности заселения области

8-13

Изучение нового материала$

История формирования населения

Сомставление рассказа по различным источникам

Индивидуальный, фронтальный опрос

$Атлас, записи, схемы

55

Геология и рельеф

Изучение нового материала

Основные формы рельефа

Влияние рельефа на заселение и занятия населения

$Индивидуально, каждому

Атлас, записи, схемы

56

Климат и связанные с ним стихийные явления

7 – 12

практикум

Определение средней t°, амплитуды.

Умение прочитать готовый график и составить свой

Индивидуально, выборочно

$Атлас, записи, схемы $

57

Внутренние воды: реки, озёра

Комбинированный

Реки, озёра области

Перевод информации в схему

Индивидуально, каждому

Атлас, записи, схемы

58

Почвы и почвенные ресурсы

14 — 19

$Комбинированный

Типы почв, их распространение

Сравнение почв области и России.

$Индивидуальный, фронтальный опрос

Атлас, записи, схемы

59

«Выявл$ение по картам природных ресурсов»

Комбинированный

Прирдные пресурсы, их классификацию

Умение составвить схему тексту и объяснить

Индивидуально, каждому

13

Атлас, записи, схемы

60

Растительный мир К/о

21 -26

$

Актуализация знаний.

Основные представители флоры и фауны

Влияние человека на изменение

Индивидуальный, фронтальный опрос

$

Атлас, записи, схемы

61

Животный мир К/о

май

28 – 3.05

Актуализация знаний.

$

Основные представители флоры и фауны

Влияние человека на из+ние

Индивидуально, каждому

Атлас, записи, схемы

62

Итоговый урок по теме «Выявление по картам чрезвычайных ситуаций»

$

Урок-конференция

Работа с атласами К/о

Умение сделать вывод на основе просмотренного материала.

Индивидуальный.

14

Атлас, записи, схемы

$Рациональное природопользование

63

Влияние п/у на жизнь и здоровье людей

5 – 10.05

$Актуализация знаний.

Экстремальные и оптимальные п/у

Влияние на занятия населения, примеры этих занятий

Индивидуальный

§44

64

Стихийные природные явления

Актуализация знаний.

Стихийн$ые явления

Классификация стихийных явлений

Индивидуальный

§45

65$

Изменение человеком природы

12 — 17

Примеры положительного и отрицательного изменения природы

§46

66

Сохранение и улучшение природы – задача человека

§47

67

Рол$ь гео. науки в решении проблем взаимодействия

19 — 24

§48

Резерв — 3ч $

Post Comment