рабочая программа по географии 9 класс

$

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.;

— примерной программы основного общего образования по географии;

— программы для общеобразовательных учреждений География 6-11 классы (составитель С.В.Курчина) Дрофа, Москва 2010 География России. Население и хозяйство. 9 класс, авторы: В.П.Дронов., Я.Ром (программа к классической линии учебников географии).

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 9 классе 70 часов (2 часа в неделю).

Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: всего 70 часов, в неделю — 2 часа.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цель программы заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачисформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

— сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

— научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

— развивать картографическую грамотность школьников;

— сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

— показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

$Таблица распределения количества часов.

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

$Введение

1

1

Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение

4

4

Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

5

Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

3

3

$

Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

21

24

$

Тема. Машиностроительный комплекс

5

5

Тема. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

3

4

Тема. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

7

7

Тема. Агропромышленный комплекс (АПК)

3

3

Тема. Инфраструктурный комплекс

3

5

$Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

32

33

Тема. Территориальная организация и районирование Росс$ии

1

1

Тема. Западный макрорегион — Европейская Россия

1

1

Тема. Центральная Россия

6

5

Тема. Европейский Север

2

2

Тема. Европейский Юг – Северный Кавказ

2

2

Тема. Поволжье

3

3

Тема. География Ульяновской области

9

9

Тема. Урал

2

2

Тема. $Восточный макрорегион — Азиатская Россия

6

8

Раздел 6.

Новые Независимые Государства

4

0

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в программу включены практические работы: итоговые ( * ), за выполнение которых, оценка ставится всем учащимся, и часть работ являются тренировочными или обучающими, которые оцениваются выборочно. В выборе и проведении практических работ учтены рекомендации Е.В.Храмовой, методиста кафедры естествознания УИПК ПРО («Программные практические работы по географии» Ульяновск 2011).

п/п

Разделы, темы

Обучающие

практические работы

Итоговые практические работы

$

Устные практические работы

Введение

Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение

Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ $

Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ $

Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Тема. Машиностроительный комплекс

№1

$

Тема. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

№2

№3

Тема. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества

№4,6

№5

Тема. Агропромышленный комплекс (АПК)

№7

Тема. Инфраструктурный комплекс

№8

$

Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

Тема. Территориальная организация и районирование России

№9

Тема. Западный макрорегион — Европейская Россия

Тема. Центральная Россия

№1$0,

№11

№12

Тема. Европейский Север

№13

№14

Тема. Европейский Юг – Северный Кавказ

№16

№15

$

Тема. Поволжье

№17

№18

Тема. География Ульяновской области

Тема. Урал

№19

$

№20

Тема. Восточный макрорегион — Азиатская Россия

№21,23

№22,24,26

№25,27

Раздел 6.

Новые Независимые Государства

Содержание курса.

Раздел 1.Общая часть курса.(28 часов)

Тема 1.Политико-государственное устройство Российской Федерации. Географическое положение России.(2 часа)$

Российская Федерация. Административно-территориальное устройство.

Государственная территория России. Географическое положение и границы России.

Тема 2.Население Российской Федерации.(5 часов)

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Национальный состав населения России.

Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями.

Городское и сельское население.

Трудовые ресурсы

Тема 3.Географические особенности экономики Российской Федерации.(3 часа)

Структурные особенности экономики России.

Природно-ресурсный потенциал России.

Россия в современной мировой экономике

Тема 4.Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.(7 часов)

Научный комплекс, его значение, состав и связь с другими комплексами.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Практическая работа №1.. Определение главных районов размещение отраслей трудоёмкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.

Нефтяная промышленность Практическая работа.1.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим данным.

Газовая промышленность.

Угольная промышленность. Практическая работа.№2 .Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим данным

$Электроэнергетика

Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химический состав (3часа)

Металлургический комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами Практическая работа № 1 .Составление характеристики одой из металлургических баз по картам и статистическим материалам. Практическая работа №2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических мероприятий по производству меди и алюминия.

Химико-лесной комплекс, состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами .Практическая работа№3 . Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы.

Тема 6. Агропромышленный комплекс.

(3 часа)

Агропромышленный комплекс, место и значение в хозяйстве, состав и связь с другими комплексами.

Основные направления использования земельных ресурсов. Практическая работа №1.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства..

Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.

Тема 7. Инфраструктурный комплекс (5 часов)

Инфраструктурный комплекс, его значение, состав и связь с другими комплексами.

Транспорт.

Связь. Сфера обслуживания, её состав и роль в современном обществе.

Жилищно-коммунальное хозяйство.

Рекреационное хозяйство. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда Практическая работа № 1.Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

Раздел 2. Региональн$ая часть курса.(38 часов)

Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов (1 час)

Районирование важнейший метод географической науки..Практическая работа № 1.Моделирование вариантов нового района России.

Тема 2.Западный макрорегион — Европейская Россия(18 часов)

Географическое положение на западе России. Место и роль в хозяйстве.

Центральная Россия. Состав района. Преимущество географического положения -важнейший фактор развития.

Современный характер и проблемы расселения

Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Районы Центральной России . Возникновение и развитие Москвы. Практическая работа №1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. Практическая работа № 2.Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России

Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально- Черноземный районы. Практическая работа №3.Объяснения взаимодействия природы и человека на примере одной из территории Центральной России.

Северо-Западная Россия. Состав. Особенности географического положения района.

Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга.

Европейский Север. Состав района. Географическое и геополитическое положение

Население: состав, традиции и культура. Хозяйство Европейского Севера. Практическая работа № 1.Составление и анализ хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона Практическая работа № 2. Выявление и анализ $условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг- Северный Кавказ. Состав района. Особенности географического и геополитического положения. Практическая работа №1 .Определения факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

Население: национальный и религиозный состав. Хозяйство района. Рекреационное хозяйство Северного Кавказа. Практическая работа № 2.Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Поволжье. Состав района. Географическое положение. Практическая работа №1.Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

Хозяйство района. Отросли социальной сферы.

Экологические и водные проблемы. Практическая работа № 2.Экологические и водные проблемы Волги- оценка и пути решения.

Урал. Состав и границы. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым.

Заселение Урала. Этнический состав Практическая работа №1.Определения тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

Антропогенные изменения природы Урала. Практическая работа № 2.Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.

Тема.3 Восточный макрорегион- Азиатская Россия(19 часов)

Общая характеристика. Географическое положение.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона.

Западная Сибирь. Географическое положение. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Практическая работа №1. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского (или Кузнецко-Алтайского) района для жизн$и и быта человека.

Коренные народы.

Нефтегазохимический комплекс- основа хозяйства района.

Современные проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства. Практическая работа № 2. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направления транспортировки топлива, экологические проблемы.

Основные проблемы Западной Сибири. Практическая работа №3. Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

Восточная Сибирь. Состав района. Географическое положение.

Население: заселение, национальный состав, размещение.

Экономика Восточной Сибири.

Топливно-энергетический комплекс- основа хозяйства территории. Практическая работа №1. Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры.

Транссибирская железная дорога- главная транспортная артерия региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практическая работа № 2.Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения.

Этапы освоения территории: русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.

Неравномерность размещения населения, его относительная молодость.

Характер межресурсных связей, исключающий их одновременное использование. Практическая работа № 1.Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока- проблемы и перспективы развития.

Богатство морей Тихого океана биоресурсами

Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Практическая работа №2. Учебная дискуссия: Свободные экономические зоны Дальнего Востока- п$роблемы и перспективы развития.

Обобщение по курсу (2 часа)

Обобщение по курсу

Требования к уровню подготовки учащихся.

Особое место в требованиях к уровню подготовки выпускников на базовом уровне включены требования, связанные с применением приобретенных знаний: сравнивать, оценивать, объяснять.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо — и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных фа$кторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Компетенции: Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической ин$формации, а также географические характеристики регионов России; таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады,$ творческие работы. Итоговая аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов; форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.

Используемый УМК:

1.Учебник: География России. Население и хозяйство. 9 класс Авторы: В.П.Дронов, В.Я.Ром. Дрофа. Москва – 2012.

2.Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3.Географическое краеведение Ульяновской области: учебное пособие для учащихся 6-9-х классов общеобразовательных учреждений/ под общей редакцией Н.В.Лобиной. – У.: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2000 – 239с.

Дополнительная литература:

Дронов В.П., Ром В.Я. Дополнительные главы к учебнику. – М.: Дрофа, 2000.

Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. – М.: Дрофа, 2004.

Сергеева К.П. За страницами учебника географии. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 1999.

Родионова И.А. Экономическая география Российской Федерации. – М.: Моск.лицей, 2001.

Дронов В.П. Рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2006.

Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. — М.: Дрофа, 2003.

Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии к учебному комплекту В.П.Дронова, В.Я.Рома, М.: Дрофа, 2009

Выполнение теоретической и практической части рабочей программы.

№ п/п

Разделы, темы

По плану

Фактически

Обучающие

практические работы

Итоговые практические работы

Устные практические работы

По плану$

Проведено фактически

По плану

Проведено фактически

По плану

Проведе-но факти-чески

Введение

1

Раздел 1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации, географическое положение

$4

$

Раздел 2.

НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5

Раздел 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

$

3

Раздел 4.

ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

24

6

$

1

1

Раздел 5.

РЕГИОНЫ РОССИИ

33

5

7

7

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ$

$

$

Дата проведения

Тема урока

Кол -во ча­сов

$Тип

урока

Элементы обязательного ми­нимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

$Практичес-кие работы

Домашнее зада­ние

Примечание/коррекция

План

Факт

1

$02.09.

$

Введение (1ч)

1

Повторение пройденного в 8 классе

С.3 читать

Раздел 1. Место России в мире (4 часа)

2

05.09.

$

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

1

Практикум

Государственная территория России. Географическое положение России и его виды

$Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы.

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: $показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно–географическому, геополитическому и эколого–географическому положению России.

Фронтальный устный опрос

§1, рис.2 выучить

3

09.09.

$

Географическое положение и границы России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Фронтальный контроль

§ 2

$В-4 (п)

4

12.09.

Экономико-и транспортно-географическое геополитическое и эколого-географическое положение России.

$1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Работа с кон­турной картой

§ 3

В-2 (п)

5

16.09.

Государственная территория России.

Входное тестирование

1

Урок изучения нового материала$

Фронтальный устный опрос

§ 4

ответить на вопросы

$Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (5 часов)

6

19.09.

Исторические особенности заселения и освоения территории России

1

$Урок изучения нового материала

Численность населения России. Особенности воспроизводства российского населения в20-21 вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий

Этнический состав населения России. Языковый состав населения. География религий.

Направления и типы миграции. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Географические особенности размещения населения. Основная полоса Расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие $на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять по$ловой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.

Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.

Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения.

Фронтальный опрос

§ 5

Ответить на вопросы

7

23.09.

$Численность и естественный прирост населения

1

Семинар

Фронтальный устный опрос

§ 6

$В-3 (п)

подготовить сообщение о религии

8$

26.09.

Национальный состав населения

1

Практикум

$Анализ карт, фронтальный устный опрос

§ 7

В-4 (п)

9

30.09.

Миграции населения

$1

Семинар

Индивидуаль­ный устный оп­рос. Фронталь­ный письмен­ный опрос

§ 8 пересказ

10

03.10.

Городское и сельское население.

Расселение.

$1

Семинар$

Индивидуаль­ный устный оп­рос

§ 9, нанести на

к/к табл.

10

>

Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа)

$ 11

07.10.

География основных типов экономики на территории России.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Основные этапы развития Российской экономики. Особенн$ости отраслевой и функциональной структур экономики. Отличие добывающей промышленности от других промышленных отраслей. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов.

Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами

Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.

$Фронтальный устный опрос

§ 10

Вопросы и задания

12

10.10.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

1

Урок изучения нового материала

$ Фронтальный устный опрос

§ 11

В-1,2 (п)

13

14.10.

$Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

$

1

Урок изучения нового материала

Место России в мировой экономике. Пути развития России. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики

индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 12

пересказ

Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ Р$ОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (24 часа)

14

$17.10.

Научный комплекс

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав и география научного комплекса.

Значение научного комплекса в экономике России. Влияние технополисов на географию науки.

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России;

что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

$Уметь: показывать на карте научные центры.

Фронтальный устный опрос

§ 13

пересказ

$

Машиностроительный комплекс (4 часа)

15.

21.10.

Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

$1

Урок изучения нового материала

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

$

§ 14

сообщение о машинострении У.о.

16.

$ 24.10.

Факторы раз­мещения от­раслей маши­ностроения

1

Практикум

Фронтальный устный опрос.

Работа с контурной картой.

§ 15

Вопросы и задания

$17.

07.11.

География машинострое­ния

1

Практикум

$Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 1 (об) Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и

металлоемкого машиностроения

§ 16

Вопросы и задания

$

18.

12.11.

Военно-промышлен­ный комплекс

$1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 17

Вопросы и задания

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) (4часа)

19.

14.11.

Роль, значение и проблемы ТЭК

1

$

Семинар

Состав и значение ТЭК, главные нефтя­ные, газовые и уголь­ные базы России, их географическое по­ложение и особенно­сти, основные типы электростанций и факторы их размеще­ния.

$Роль нефти и газа во внешней торговле. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей нат западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.

Фронтальный опрос

§ 18

Вопросы и задания

20.

18.11.

$Топливная промышленность.

1

Практи-кум

$

Нефтяная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи нефти, систем нефтепроводов, нефтепереработки.

Газовая промышленность: география основных и перспективных районов добычи нефти, систем газопроводов.

Угольная промышленность: значение угля в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость. География угольной промышленности.

Наносить на к/к основные районы добычи природного газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 2 (об)

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам

$

§ 19

Вопросы и задания

21.

21.11.

$

Угольная промышленность

1

Наносить на к/к основные районы добычи угля. Сопоставлять карты размещения предприятий угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать$ выводы.

Составлять характеристику

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 3(ит.)

Составлении характеристики одного из угольных бассейнов с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.

§ 19

Вопросы и задания

22.

$

25.11.

Электроэнер­гетика России

1

Семинар

$

Электоэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Проблемы электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.

Работа с атласом, заполнение таблицы.

§ 20

нанести на

к/к крупнейшие электростанции

$

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.(7 часов)

23.

28.11.

Состав и зна­чение комплексов

1

Урок изу­чения но­вого м$а­териала

Роль и значение ком­плекса конструкцион­ных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенно­сти их отраслевого состава, факторы раз­мещения основных производств, основ­ные районы разме­щения

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.

Фронтальный опрос

§ 21

$Вопросы и задания

24.

02.12.

Металлургический $комплекс

1

Практи-кум

Состав, место и значение в хозяйства

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.Р.№4 (об.)

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

§ 22

Вопросы и задания

$

$

25.

05.12.

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии черных металлов: основные районы и центры. Черная металлургия и охрана окружающей среды.

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

$

§ 23

Вопросы и задания

26.

09.12.

Цветная металлургия

1

$

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.

Цветная металлургия и охрана окружающей среды.

$Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор тазмещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 5 (Уст.)

Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия

§ 24

Вопросы и задания

$27

12.12.

$

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

1

Практи-кум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

$

§ 25

Вопросы и задания

28.

16.12.

Факторы размещения химических предприятий.

1

Практи-$кум

Фронтальный опрос

Пр.р.№ 6 (об.)

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статис-тическим материалам

§ 26

Вопросы и задания

$

29.

19.12.

Лесная промышленность

1

Беседа с элементами опроса

$Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды

Выявлять направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей. Определять по картам атласа географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием факторов их размещения.

$Выявлять роль потребительского и экологического факторов размещения.

Уметь объяснять проблемы и задачи развития лесной промышленности.

Составление схемы «связь межотраслевых комплексов»

§ 27

выучить схему

$

Агропромышленный комплекс (АПК) (3 часа)

30.

23.12.

Состав и зна­чение АПК

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, место и значение агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в экономике. Отличия сельского хозяйства от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

$Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 28

Вопросы и задания

31.

26.12.

$

Земледелие и животноводство

1

Практи-кум

География основных отраслей земледелия и животноводства.

$

Определять по картам и экономико-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства.

Фронтальный опрос

$

Пр.р.№7 (об.) Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§ 29

Вопросы и задания

$32.

13.01.

Пищевая и легкая промышленность

1

Практи-кум

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Предприятия пищевой промышленности и охрана окружающей среды

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. Приводить примеры предприятий своего края с указанием факторов их размещения.

$

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 30

Вопросы и задания

Инфраструктурный комплекс (5 часов)

33$.

16.01.

Состав инфра­структурного комплекса. Роль транспор­та.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала.

Состав, место и значение в хозяйстве. Универсальные и специализированные виды транспорта. Транспортная система. Типы транспортных узлов. Оценивание работы транспорта. Влияние на географию населения и хозяйства, состояние окружающей среды.

Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)

$$Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта.

Фронтальный опрос

§ 31

Вопросы и задания

34.

20.01.

Железнодорожный и автомобильный транспорт

1$

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Железнодорожный и автомобильный виды транспорта: место и значение в хозяйстве. Протяженность железных и автомобильных дорог, основные черты их географии.

Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

$

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

§ 32

35.

23.01.

$

Водный и другие виды транспорта

1

Практи-кум

Морской и речной транспорт: мес$то и значение в хозяйстве, распределение флота и портов между бассейнами, протяженность судоходных речных путей.

Анализировать преимущества и недостатки морского и речного транспорта. Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных бассейнов в работе транспорта. Определять по статистическим данным долю морского и речного транспорта в транспортной работе.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Заполнение таблицы «Виды транспорта»

§ 33

$Вопросы и задания после § 33

36.

27.01.

Связь. Сфера обслуживания.

1.

$Изучения нового материала

Роль, значение связи в жизни страны.

Сфера обслуживания, ее роль в жизни населения, Проблемы.

Знать значение терминов по теме. Уметь составлять классификацию услуг.

Пр.Р.№8 (об)

Экскурсия на местное предприятие. Составление карты его хозяйственных связей.

$ § 34

В-2 (п)

37.

30.01.

Итоговое контрольное тестирование по разделу «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

1

Повторение раздела Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география»

Повторить

§13- 34

$

Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (33 часа)

Территориальная организация и районирование России (2 часа)

38.

$

03.02.

$

Районирование

территории

России

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения. Проблемы экономического рай­онирования

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 9(уст.)

Моделирование вариантов нового районирование России.

§ 35

выучит округа и эк.районы

$

39.

06.02.

Общая характер$истика

Европейской России.

1

$Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов – Север и Северо-Запад, Цен­тральная Россия, По­волжье, Юг европей­ской части страны, Урал. Географическое положение ре­гионов, их природный и хозяйственный по­тенциал, влияние осо­бенностей природы на жизнь и хозяйст­венную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия.

Определение геогра­фического положения территории, основных

этапов ее освоения

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйств$енного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных

Работа с кар­тами атласа, заполнение таблиц, тести­рование, зачет

§ 36

В-2 (п)

$

Центральная Россия (6 часов)

40.

$10.02.

Состав Центральной России

1

Изучение нового материала

Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в разное время. Столичное положение района

Особенности природы и природные ресурсы Центральной России, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. Качество жизни населения, демографические проблемы.

$Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

§ 37 рассказать

$41.

13.02.

Население и главные черты хозяйства центральной России

1

Практи-кум

Пр.р.№ 10(об.)

Составление картосхемы

размещения народных промыслов Центральной России

§ 38

$Вопросы и задания

42.

17.02.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион

1

семинар

$Моска – столица Российской Федерации. Радиально-кольцевая структура Москвы Москва — крупнейший транспортный узел.

§ 39 Вопросы и задания

$

43.

20.02.

Географические особенности областей Центрального района

1

Практи-кум

$Пр.р.№ 11 (ит.)

Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России

§ 40

В-4 (п)

44

24.02.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы

$1

Урок-путеше­ствие

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу.

$Качество жизни населения. География важнейших отраслей хозяйства. Место и роль района в социально-экономическом пространстве.

Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

§ 41

В-1 (п)

$45

27.02.

Северо-Западный район

$1

Практи-кум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№ 12(уст.)

Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга

§ 42

Вопросы и задания

Европейский Север (2 часа)

46

03.03.

ЭГП, природные условия и ресурсы, население

$1

Практи-кум

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

$

Пр.р.№13 (об.)

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского бассейна.

§ 43, 44

В-2 (п) после § 43

47$

06.03.

Хозяйство Европейского Севера

1

Практи-$кум

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос, тест

Пр.р.№ 14 (уст.)

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

§ 45

В-2 (п)

$Европейский Юг – Северный Кавказ (2 часа)

48

10.03.

ЭГП, природные условия и ресурсы, Население.

$1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.№15 (уст)

Определения факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

§ 46, 47

В-2 после § 46

$

49

13.03.

Хозяйство Северного Кавказа

$1

Практи-кум

Фронтальный опрос

Пр.р.№ 16(ит.)

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе

$

§ 48

В-2 (п)

Поволжье (3 часа)

50

17.03.

ЭГП, природ­ные условия и ресурсы.

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономически$е, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

$Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.17 (ит.)

Экологические и водные проблемы Волги

§ 49

пересказ

$

51

20.03.

Население Поволжья.

1

Пр.№18 (уст.)

Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический состав и религиозный состав населения.

§ 50

рассказать

$52

31.03.

Хозяйство Поволжья.

1

$Практи-кум

Работа по карточкам

§ 51

В-1,3 (п)

$

География Ульяновской области (9 часов)

53

03.04.

Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала области

1

лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, п$роблемы взаимодействия природы и общества

Определение по картам географического положения своей области. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения области

Составление картосхемы

§18 читать

54

07.04.

Население области. История заселения и формировани$я.

1

Практи-кум

Практическая работа по картам области

§15 подготовить сообщение о населении

55

10.04.

Города $и поселки городского типа.

1

Практи-кум

§16 читать

56

$14.04.

Машиностроительный комплекс. Военно-промышленный комплекс

1

Беседа с элементами практи-ки

§19,20 читать

$57

17.04.

Топливно- энергетический комплекс.

Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов

1

Практи-кум

Заполнение таблицы

§21,22, 23 прочитать

5$8

21.04.

Агропромышленный комплекс

1

Беседа с элементами опроса

Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей области

Составл$ение картосхемы

§24 читать

$

59

24.04.

Комплекс отраслей по производству товаров народного потребления. Инфраструктурный комплекс

1

§25,26 подготовить сообщения

60

28.04.

Внешние экономические связи Уль$яновской области

1

Учебная дискус-сия

Сообщения учащихся

$§26 читать

61

05.05.

$

Обобщающий урок по теме «География Ульяновской области»

Урал (2 часа)

62

08.05.

Урал: ЭГП, при­родные усло­вия и ресурсы, население

1

Урок-исследо-вание

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

$формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

Определять наличие ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фронталь­ный опрос,$ тест

Пр.р.№19(об.)

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала.Результат работы представить в виде картосхемы

Пр.р.№20 (ит.)

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

§ 52, 53

В-1 (п) после

§53

63

12.05.

Хозяйство Урала

1

Лекция

Тестирование

$§ 54

В-4 (у)

$Восточный макрорегион — Азиатская Россия (8 часов)

64

15.05.

Общая характеристика

1

Урок изу­чения но­вого ма­териала

Различия территории по условиям и степе­ни хозяйственного освоения: зона Севе­ра и основная зона. Географические осо­бенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое по­ложение регионов, их природный и хозяйст­$венный потенциал, влияние особенно­стей природы на жизнь и хозяйствен­ную деятельность людей. Регионы эко­логического неблаго­получия. Определе­ние географического положения террито­рии, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика

Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Фе­дерации.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;$

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспе­ченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

$ § 55

В-3 (п)

$

65

19.05.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

1

Урок ак­туализа­ции зна­ний и умений

Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

Пр.р.№21 (об)

Изучение и оценка природных условий Западно- Сибирского района для жизни и быта человека.

Пр.р.№22

(ит.)

Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки, направление транспортировки топлива, экол.проблемы$

Пр.р.№ 23(об)

Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.

§ 56

Вопросы и задания

66

$22.05.

Западная Сибирь

1

Урок ак­ туализа­ции зна­ний и умений

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования ку$льтуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест

§ 57

В-2 (п)

$67

26.05.

Восточная Сибирь

$1

Семинар-практи-экум

Особенности ГП. Природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос

Пр.р.№24 (ит.)

Составление характеристики Норильского пром.узла: ГП, пр.условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, пром.центры.

Пр.р.№25 (уст.)

Оценка особенности природы региона с позиции условий жизни человека в сельской местности и городе.

§ $58

В-4 (п)

$68

29.05.

Дальний Восток

1

Особенности ГП. Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяй$ственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.

Определять географическое положение региона. Выявлять и и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Работа с кон­турной картой, индивидуаль­ный, фрон­тальный опрос, тест «Дальний Восток»

Пр.р.№26 (ит.) Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока

Пр.р.№27

(уст.)

Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока — проблемы и перспективы развития

§ 59 Вопросы и задания

Сообщение

$Взаимосвязи России с другими странами

69

Экономические районы России

1

Обобщающий урок

$

§ 60

Вопросы и задания

70

$

Итоговое контрольное тестирование

повторение

Работа с картами

25

Post Comment