Рабочая программа "Природа России" 8 класс УМК Бариновой

Наименование учебного заведения:

ОКООУСТ Клюквинская школа-интернат

Курского района Курской области

Составитель:

Болгова Н.Н., учитель географии

 

Пояснительная записка

Статус документа

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являютс$я:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2014 года № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.$

  • Федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312);

  • $авторская программа по географии 6-10 кл. под редакцией И. В. Душиной (М.: Дрофа), 2012.

  • методические материалы научно-методического совета лаборатории географии МИОО

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

.  Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу, рекомендованных в методическом письме ««Актуальные проблемы преподавания географии в 2012/2013 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС» (Научно-методический совет лаборатории географии МИОО)

Тематика обязательных практических  работ в 8 классе

    • ПР № 1 Характеристика географического положения России (вариант -  Сравнительная характеристика географического положения России и Канады). Обозначение на  контурной карте  стран  -  соседей России.

    • ПР № 2 Установление в$заимосвязи тектонических структур, рельефа  и  полезных ископаемых.

    • Характеристика одного из компонентов природы (рельефа, климата, вод, почв  и др.)  с точки зрения влияния  на условия жизни и хозяйственной деятельности людей

$

  • ПР № 3 Характеристика климатических областей умеренного пояса на основе анализа климатограмм и соответствующих климатических карт.

  • ПР № 4 Взаимосвязи и взаимозависимость компонентов природы  и жизни и хозяйственной деятельности человека на примере одной из природно-хозяйственных зон.

  • ПР № 5 Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

  • ПР № 6 Характеристика  половозрастного состава населения  по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации.

  • ПР № 7 Изучение особенностей размещения и расселения населения  России  в разных природных зонах на основе работы с картами.

$

Метапредметные результаты изучения курса географии 8 класса

Регулятивные (учебно-организационные):

  • Ставить учебные задачи,

  • Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

    $

  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .

  • Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями

  • Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные
учебно-логические:

  • Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.

  • Систематизировать информацию;

  • Структурировать информацию

  • Определять проблему и способы ее решения;

  • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации

  • $ Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

  • поиск и отбор необходимых источников информации; ресурсов Интернет

  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
перевод информации из одного вида в другой
$                                     (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

  • создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

  • составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Основная цель общего с$реднего образования в России (согласно стратегии модернизации содержания общего образования) – подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продо$лжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.


Школьная география, особенно  география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоциональ$но-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологическо$й культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Результаты обучения$

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, $их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением$, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. $выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информац$ии и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобр$етенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и поч$вы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

1. И. И. Баринова, В. П. Дронов «География России»

2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

3. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.

4.Электронный учебник для 8 класса

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов $в неделю.

 

Основное содержание курса:

Раздел. Особенности географического положения России (13 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географиче-ского положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и эко$номическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение госу-дарственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

Характеристика географического положения России.

Сравнение географического положения России и других стран.

Определение поясного времени для разных городов России.

 

$Раздел. Природа России (33 ч.)

 

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основ-ные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.$

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Законо-мерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего ре$гиона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего регио-на и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый комп$онент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей $местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо ох-раняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

 

Практические работы.

  1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением ос-новных групп полезных ископаемых.

2.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

3. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Со-ставление п$рогноза погоды.

4.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характери-стики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

5.Составление характерис$тики одной из рек с использованием тематических карт и клима-тограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

6.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

7.Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

8.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

9.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных услови-ях изменения других компонентов природ$ного комплекса.

10.Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

 

Раздел. Население России (8 ч.)

 

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с дру-гими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных террито-рий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пира-миды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонацио-нальность как специфический фактор формирования и развития России. Использование гео-графических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размеще-ния населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направлен$ия и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населе-ния по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни на-селения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Анализ карт населения.

$Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих насе-ление страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.

 

Раздел. Хозяйство России (11ч)$

 

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей живот-новодства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традицион-ная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромы-словые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Пр$актические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хо-зяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рацио-нального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

 

Учебно-тематический план 8 класса:

раздела

$

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

 

Введение.

$

1

$-

1.

Россия на карте мира.

11

1

2.

Природа России.

35

9

3.

$Население России.

9

4

4.

Хозяйство России.

11

3

$

ИТОГО

70

17

 

$

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(70 ч, 2 часа в неделю)

$

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.

$

Часть I

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положени$я. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.$

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

Часть II ПРИРОДА (35 ч)

Тема 1: Геологическо$е строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Го$ры и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.

Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и мест$орождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверх­ности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаря­емость, коэффициент увлажнения). Сезонность кли­мата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиян$ием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

$ Практические работы. 1. Определение по картам зако­номерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных клима­тических показателей одного из регионов страны для ха­рактеристики условий жизни и хозяйственной деятельнос­ти населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связан­ные с водами$ (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота.$ Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность рас­пределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва — особый компонент природы. В. В. Доку­чаев — основоположник $почвоведения. Почва — на­циональное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Из­менение почв в процессе их хозяйственного использо­вания. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местнос­ти.

$Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях из$менения других компонентов природного комплекса.

Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической обо­рочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое райониро­вание Росси$и. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые $природные тер­ритории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ

$

.

$

Требования к уровню подготовки учащихся

$ Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения геогра­фической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, раз­меры территории, протяж$енность морских и сухо­путных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности по­годы в циклонах и антициклонах;

  • $распределение рек страны по бассейнам океа­нов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и ре­гионах;

  • $ основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использова­ния;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансо­вые, торговые, рекреационные, культурно-истори­ческие, районы нового освоения, старопромыш­ленные и депрессивные:

  • народы, наиболее распространенные языки, ре­лигии;

  • примеры рационального и нерационального раз­мещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию ст$ихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • $географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономиче­ских объектов и явлений по различным источни­кам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (эко­номико-$географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозя$йственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленно­го, сельскохозяйственного, городского, транспорт­ного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении со­циально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особен­ности природы, хозяйства и жизни населения Рос­сии;$

  • образование и размещение форм рельефа, зако­номерности размещения наиболее крупных место­рождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • $ влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и ос­воение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на$ терри­тории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городск$ого и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, сектора­ми, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения ос­новных отраслей хозяйства и основную специали­зацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства от­дельных регионов, различия в уровнях их социаль­но-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии чело­веческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность па­мятни$ков природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйствен­ных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвиже­ния, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления челове­ка к окружающей среде в разных географических ус­ловиях;$

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «сол­нечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специали­зация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсив­ный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

  1. Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменния в численности н$аселения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

$Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. $ Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных $знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. $ хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при неболь$шой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы нау$чные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные,$ допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание кар$ты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не $всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. $ Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или $отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "$2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. $ Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ $ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

    $

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в$ ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недо$чета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

$ Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. $

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • $ Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • $ Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практич$еских и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

$

Отметка "4"

Практическая или с$амостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена$ учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой по$дго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование $в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные ист$очники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

$2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям мож$ет быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на оди$н и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков располож$ите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы

6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

$

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотс$кое, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

$Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

$Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых р$уд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).$

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы Рос$сии»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

$Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.$

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

$Календарно тематическое планирование в 8 классе.

Курс «Природа России»

Учебник Бариновой И.И.

70 часов (2 часа в неделю)

п.

Всего

часов

$

Наименование

разделов, тем

Форма

учебного

занятия

Домашнее задание

$Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Формиров.

Целостно-

Мировозрен.

ориентаций

Сроки

проведения

$

Введение. Наша Родина на карте мира.

9 часов

1 1 Что изучает физичес$кая география России? Лекция $

Стр.3

источники географической информации Владение источниками информации Расширение кругозора  
2 1 Географическое положение России.
Работа с картой 1   $

определять географическое положение России показывать пограничные государства

Любовь к Родине $

 

3

4

5

3 Моря,$ омывающие территорию России.

 

 

Работа с картой 2 моря, омывающие Россию Показывать на карте моря омывающие Россию Гордость за свою страну  
6 1 Разница во времени на территории России.

 

Лекция с элементами самостоятельной работы

$

3 Местное, поясное, декретное, летнее время $Определять поясное время.

 

   
7

8

9

3 История освоения и заселения территории России.

 

 

Семинар 4 $

Историю освоения и заселения территории России

Работать с разными источниками географической информации Знание истории своей родины  
$

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России.
16 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые
4 часа
$

10 1 Особенности рельефа России. Практическая работа №1. «Взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа».
Лекция

П.работа

5 Рельеф, формы рельефа $называть и показывать крупные равнины и горы приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей ,
11 1 Геологическое летосчисление. Геологическая $карта. Работа с геологической картой 6 Эры, периоды развития Земли $Составлять описания отдельных форм рельефа по картам. Геологическая история развития Земли  
12 1 Минеральные ресурсы России. Лекция $

7

Классификация природных и минеральных ресурсов Показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых Роль минеральных ресурсов в хозяйстве человека  
13 1 Развитие форм рельефа $

Лекция с элементами беседы

$

8

Развитие форм рельефа Изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов Изменение деятельности человека на разных формах рельефа  

$Тема 2. Климат и климатические ресурсы
5 часов

14 1 От чего зависит климат нашей страны. Проблемный урок 9$ Климатообразующие факторы называть факторы, влияющие на формирование климата России; Влияние климата  
15 1 Закономерности циркуляции в$оздушных масс, влияние на климат и погоду. Синоптическая карта.
Лекция Карта Закономерности циркуляции воздушных масс, влияние на климат и погоду. определять характерные особенности климата России $

Значение погоды

 
16 1 Закономерности распределения основных элементов климата на территории России.
Работа с картой Карта

$наблюдения

Основные элементы климата Уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации    
17 $

1

Типы климатов России — разнообразие условий жизни.
Практическая работа № 2 по чтению и анализу климатических карт, характеристика климата отдельных территорий.
П.работа 10 $Типы климата России Давать описания климата отдельных территорий Приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.

 

 
18 $

1

Зависимость человека от климата. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы.

 

        Зависимость человека от$ климата.  

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы
3 часа

19 1 Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение в истории освоения, заселения, хозяйственной деятельности. Стихийные явления.
Практическая работа № 3. Характеристика реки.
Лекция

П.работа

12 Учащиеся должны знать крупнейшие реки России Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки$ Значение рек в истории освоения, заселения, хозяйственной дея$тельности.  
20 1 Озера, болота, подземные воды. Многолетняя мерзлота, ледники.

 

Работа с учебником с элементами беседы 13 Крупнейшие озера $Называть и показывать крупнейшие озера; используя карту, Значение озер, болот, подземных вод  
21  

 

 

 

Водные ресурсы. Загрязнение поверхностных вод. Пути решения экологических проблем.

 

Семинар $14 Водные ресурсы Используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы.

 

Пути решения экологических проблем.

 

 

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы
2 часа

$

22

1 Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв$. Лекция с элементами п.работы 15, Почва, плодородие Учащиеся должны называть факторы почвообразования; Значение почв  
23 $1 Почвенные ресурсы России. Пути сохранения плодородия. Проблемы рационального использования.

 

Лекция с элементами беседы 17 $типы почв и их свойства; Используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов. $Рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.  

Тема 5. Растительный и животный мир
3часа

24 1 Своеобразие растительного и животного мира России. Биологические ресурсы. Проблемы охраны и восстановления растител$ьного и животного мира. Урок-семинар 18,19 Растительный и животный мир России Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России,

 

Значение растительного и животного мира $
25 1 Природно-ресурсный потенциал России. Лекция 20$ Видовое разнообразие приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных. Охрана Растительного и животного мира  
26 1 Урок обобщения по разделу «Общая характеристика природы России». Урок обобщения   $

 

  Разнообразие природы России  

Раздел II. Природные комплек$сы России 31 час

Тема 1. Природное районирование. Природные зоны
6 часов

27 1 $Разнообразие природных комплексов (ландшафты) России. Лекция 21 Разнообразие природных комплексов Приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира природных комплексов $

Значение природных комплексов

 
28 1 Моря как крупные природные комплексы Работа с картой 22 $

Моря России

показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе Значение морей  
29 1 Природные зоны Росси$и. Зона арктических пустынь, тундра. Разнообразие лесов России. Семинар 23 Природные зоны России $Показывать на картах основные природные зоны России, называть их объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов  
30 1 Разнообразие лесов России. Лесные зоны России. $Семинар 24 Разнообразие лесов Называть и показывать на карте лесные зоны России Значение лесов

$

 
31 1 Безлесные зоны на юге России Семинар 25 Степь Называть и показывать на карте Значение степей  
32 $

1

Высотная поясность.
Практическая работа.№ 5 Выявление зависимости между природными компонентами на примере конкретных природных комплексов.
$

П.работа

26 Высотная поясность Выявлять зависимость между компонентами комплекса Значение природных комплексов  

Тема 2. Природа регионов России.
19 часов

$

33

1 Русская (Восточно-Европейская) равнина. Самостоятельная работа $27 Г.п. Русской равнины Давать комплексную физико-географическую характеристику. Значение крупных природных комплексов  
34 1$ Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. Самостоятельная работа 28 Природные комплексы называть и показывать на карте географические $объекты    
35$ 1 Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Семинар 29 Проблемы рационального использования Давать характеристику природных ресурсов $Рациональное использование природных ресурсов  
36 1 Традиции, культура, промыслы многочисленных народов России под влиянием природных условий. $Семинар Дополнительная литература Традиции народов России Традиции, культура народов России Соблюдать и чтить традиции народов России  
37 1

$

Кавказ - самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. Самостоятельная работа 30,31 Г.п. Кавказа $

Давать комплексную физико-географическую характеристику.

   
38 1 Урал — " Каменный пояс Русской земли" Самостоятельная работа 32 Г.п. Урала Давать комплексную физико-географи$ческую характеристику. Значение Урала для хозяйства России $

 

39 1 Своеобразие природы Урала. Лекция 33 $

Части Урала

называть и показывать на карте географические объекты    
40 1 Природные уникумы. Природные богатства, население, традиции $

семинар

34 Природные ресурсы Урала Давать характеристику природных ресурсов Рациональное использование природных ресурсов  
$

41

1 Западно - Сибирская равнина — особенности природы. Самостоятельная работа 35 $Г.п. Западной Сибири Давать комплексную физико-географическую характеристику. Значение Западной Сибири  
42 1 $

Природные ресурсы Западной Сибири, проблемы рационального использования.

П.работа 36 Природные ресурсы Западной Сибири   $

Рациональное использование природных ресурсов

 
43 1 Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Самостоятельная работа 37 $

Г.п. Восточной Сибири

Давать комплексную физико-географическую характеристику. Значение Восточной Сибири  
44 1 Природные районы Восточной Сибири.   38 Природные районы Восточной Сиб$ири Называть и показывать на карте    
45 $

1

Горы Южной Сибири. Самостоятельная работа   Г.п. гор южной Сибири Давать комплексную физико-географическую характеристику.    
46 $

1

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье.       называть и показыват$ь на карте географические объекты    
47 -48 2 Жемчужина Сибири Байкал. Урок - презентация $39 Уникальность озера Байкал Показывать на карте    
49 $1 Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. П.работа 40   Давать характеристику природных ресурсов Рациональное использование природных ресурсов  
$

50

1 Дальний Восток — край контрастов. $

Семинар

41 Г.п. Дальнего Востока Давать комплексную физико-географическую характеристику. Значение Дальнего Востока  
51 $

 

 

 

 

 

 

 

52

1 $Чукотка, Приамурье, Приморье — природные комплексы материковой части Дальнего Востока.

 

 

Природные уникумы Дальнего Востока .

Урок-путешествие

 

 

 

 

 

семинар

42 Природные комплексы Дальнего Востока называть и показывать на карте географические объекты    
53-54

 

 

 

 

 

 

55

1

$

Камчатка, Сахалин, Курильские острова — островная и полуостровная территория Дальнего Востока.

 

Практическая работа № 7. Характеристика условий работы и быта в одном из регионов.

Урок-путешествие

 

 

 

 

 

П.работа

$

42

Природные комплексы Дальнего Востока Давать комплексную физико-географическую характеристику. Называть и показывать на карте географические объекты    
56 $

1

$Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком.
Семинар 43 Природные ресурсы Дальнего Востока Давать характеристику природных ресурсов $Рациональное использование природных ресурсов  
57 1 Обобщающий урок по разделу «Крупные природные районы России».

 

Обобщающий урок   Знать крупные географические объекты называть и показывать на карте географические объекты Значение природных районов России  
$

Тема 3. География своей местности
6 часов

58 1 Территории, границы, географическое положение КО   $

География КО

Г.п. КО $

Учащиеся должны определять по карте особенности географического положения КО Приводить примеры природоохранной деятельности;

Любовь к родному краю  
59 1 Рельеф, полезные ископаемые.
  Дополнительный материал Особенности рельефа, полезные ископаемые Называть и показывать основные формы рельефа; $

 

 

60

1

Климатические особенности. Характеристика сезонов года.
Особенности климата КО

 

 

Климатические особенности

давать характеристику климатических особенностей

 

 

61

1

Реки и озера.

$

 

 

Реки и озера КО

Называть и показывать наи$более значительные реки и озера;

 

 

62

1

Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов. Экологические проблемы.

 

 

$

Природные зоны родного края

называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране;

 

 

$

63

1

Обобщающий урок по разделу «География своей местности».

 

 

 

давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.

 

 

 

Раздел III. Человек и природа.

6 часов

$

64

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

 

$44

Природные условия

Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей

Значение природы в жизни человека

 

65

$1

Антропогенное воздействие на природу.

 

45

Антропогенное воздействие$

на изменение природы под влиянием деятельности человека

 

 

66

1

Рациональное природопользование.

 

$

46

Рациональное природопользование

, а также приводить соответствующие примеры.

Рациональное природопользов.

$

 

67

1

Роль географической науки в изучении и преобразовании природы.

 

 

$Роль географической науки

значение географической науки в изучении и преобразовании природы,

Роль географической науки

 

68

 

 

 

69-70

1

 

 

 

2

$Экологическая ситуация в России.

 

 

Итоговый урок

 

 

$Экологическая ситуация в России.

Характеристика экологической ситуации

Экологическая ситуация в России.

 

 

 

 

 

Итого 70 часов

 

 

 

Post Comment