Роль регионоведческого компонента на уроках географии

Морозова З.Г. учитель географии.

«Роль регионоведческого компонента на уроках географии»

«… если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен со$блюден постоянный переход от близкого и знакомого детям, к отдаленному и менее знакомому, от легкого к трудному, то и в преподавании географии следу$ет начинать с изучения местности, на которой живет ребенок…»

К.Д. Ушинский

Краеведение — одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что закон » Российской Федерации об $образовании» предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие «краеведческий подход» или «краеведческий принцип» вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности. Краеведческий материал, используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в физико-географиче$ском, так и в экономико-географическом отношении и способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных географических знаний, конкретизации и раскрытию научных понятий. Задача за$ключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. И это подтверждают сло$ва академика И.Д. Зверева

«… ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в гармонии…»

Школьное краеведение – это всестороннее изучение, учащимися под руководством учителя природных, социально-экономическ$их и исторических условий родного, Краснодарского края. Оно рассматривается, как одно из важнейших педагогических средств связи и обучения и воспитания с жизнью, трудом. Идея изучения родного края и использование краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А. Каменского, французского мы$слителя и педагога Ж-Ж Руссо, великого русского ученого и просветителя М.В. Ломоносова. Большой интерес к школьному краеведению проявля$л основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский. В основе его идей народности воспитания, под которым он понимал своеобразие русского народа, обусловленное его историческим развитием, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, лежит краеведческий принцип.

На изучение географического крае$ведения отводится 10 % — 15% от общего учебного материала. Комплексный подход и системное изучение регионального компонента проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.

С особенностями государственного устройства России (наличие админист$ративно-территориальных образований) связаны понятия «Национально-региональный компонент» и «региональный компонент образования». Все процессы (географические, социально экономические, исторические, этнографические и другие) происходят на определенной территории. Именно по этой причине содержание регионального компонента должно иметь географическую основу. Введение регионального компонента не противоречит, а способствует $дальнейшему развитию школьного краеведения и реализации краеведческого принципа обучения, ставшего в настоящее время регионоведческим.

Региональный компонент включает в свой состав не только знания о природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы, этнографии, музыки и других наук о данном регионе. Процессы регионализации имеют характер объективно$й необходимости в силу территориальной обширности и этнического многообразия Российской Федерации. Изучение процессов и явлений, происходящих в территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и жизненно важным для учащихся, так как в сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.

$ Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе и одновр$еменно как субъекте Российской Федерации и мирового географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также разв$итие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическо$е значение; формирование географической культуры учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.

Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, показывает учащимся связь родного края, села с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь: единства села с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родн$ого края.

Краеведческая работа играет существенную роль в учебном процессе, в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся. Школьное краеведение – важный фактор идейно-политического, н$равственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политическому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

В школьном образовании кра$еведение призвано сыграть определенную роль в формировании у учащихся современного научного понятия о триединств$е системы, — «природа — человек — общество» и наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры ее изменений, под воздействием хозяйственной деятельности человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия человека на природу. Знания роли человека, своей роли в изменении окружающей среды включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.

Понимая важность проблемы, поставила перед собой следующие задачи:

— форми$ровать у учащихся системное представление о территории проживания как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте РФ и мирового географического пространства, в котором развиваются региональные процессы и явления;

— развивать представления о регион$е как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жиз$ненное и профессиональное самоопределение;

— сформировать систему знаний о физико-географических особенностях территории родного края и района;

При реализации данных задач определила объем, содержание и формы краеведческой работы. Методы ее разнообразны: комбинированный урок, исследовательские проекты, практические работы, фенологические наблюдения, экскурсии, туристические походы, конкурсы… Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экс$курсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов, большое значение придаю поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

$Для успешной реализации поставленной задачи разработала и внедрила в практическую деятельность систему региональных уроков. Данные методы работы полностью раскрывают высказывание В.А.Сухомлинского «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, п$рирода постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями… чтобы чтение «Книги природы»… было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний»

Список литературы:

  1. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. М., Учпедгиз, 1960.

  2. К. Д. Ушинского «Педагогическое учение» Издательство «Педагогика» 1979 г.

  3. Зверев И.А ,Дежникова $Н.С., Иванова А.Ю., Цветкова И.В. «Воспитание экологической культуры у $детей и подростков» – М.: Просвещение, 1983.

  4. Зверев И.А., Суравегина И.Т. и др. Экологическое образование школьников. – М.: Просвещение, 1983.

  5. Сухомлинский В. А «О воспитании» — «Педагогика» 1979 г.

  6. Сухомлинский В. А «Сто советов учителю» — Издательство «Педагогика» 1979 г.

Post Comment