Сценарий внеклассного мероприятия в 7 классе «Путешествие по южным материкам»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беломестненская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

$

Путешествие по Южным материкам

(внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса)

Автор: Андросова Наталья Ивановна,

$ учитель географии

МОУ «Беломестненская СОШ»

с. Беломестное, 2013

Пояснительная записка

$ Тема: «Путешествие по Южным материкам»

Возраст: 7 класс

Цель: закрепить знания о южных материках, повысить интерес к изучению географии.

Задачи:

Образовательные: повторить изученный материал (общие географические закономерности южных материков, рельеф, климатические условия, гидроресурсы, растительный и$ животный мир, природные комплексы материков).

Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать друг другу.

Форма проведения: интеллектуальный конкур$с-игра.

Методы и приемы, использованные при проведении мероприятия: конкурсы, загадки, ребусы, игра «Кто хочет стать миллионером?»

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, физическая карта мира, буклеты.

Мероприятие проводится в кабинете географии с учащимися 7 класса и болельщика$ми, учащимися 6 класса. Всего не более 20 школьников.

По итогам выполнения первых 3-х заданий отсеивается половина участников. Оставшиеся участники продолжают выполнять задания.

В полуфинал выходят 2 знатока. Полуфинал отличается более сложными заданиями.

В финале победителю конкурса предлагается пройти $игру «Кто хочет стать миллионером?».

Подведение итогов. Всем участникам мероприятия раздаются буклеты «Особенности южных материков».

Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в самое большое путешествие «Путешествие по Южным материкам», которое будет проходить в несколько этапов: 1 этап – отборочный тур, 2 этап – полуфинал, 3 этап – финал. По итогам конкурсов выявим лучшего знатока.

Отборочный тур.

I. Игра «Кто быстрее?»

1. Назови самую маленькую обезьянку планеты (игрунка в Ю. Америке).

2. Какое млекопитающее$ самое медленное? (ленивец в Ю. Америке)

3. Какое животное имеет самый длинный язык? (муравьед 60 см.)

4. У какого животного появляется самый маленький детеныш? (у кенгуру 1 грамм)

5. Назови самое большое дерево мира (эвкалипт 200 метров высотой).

6. Какие плоды можно назвать плодом пустынь? (финики)

7. Какое дерево африканских саванн является долгожителем? (баобаб до 5$000 лет)

8. Назовите самый высокий водопад мира. (Анхель в Ю. Америке).

9. Назови самый жаркий и самый сухой материк Земли. (Африка и Австралия)

10. Это самый высокий потухший вулкан на Земле. (Аконкагуа 6960 метров)

11. Самый длинный остров, созданный живыми организмами. (Большой Барьерный риф вблизи Австралии)

12. Материк, на$ котором нет ни действующих, ни потухших вулканов? (Австралия)

13. Где была зарегистрирована самая высокая температура? (город Триполи на севере Африки +58,1 градусов С.)

14. Чт$о такое «вади»? (пересыхающие русла рек в Африке)

15. Эти горы в переводе означают «медные горы» (горы Анды в Ю. Америке).

16. Самое засушливое место в Ю. Америке? (пустыня Атакама)

17. Какая река на нашей планете по площади бассейна равна площади материка Австралия? (Амазонка)

18. Назовите самую большую летающую птицу Ю. Америки? (кондор)

19. Какое единственное сумчатое животное обитает в Ю. Америке? (опоссум)

20. Самый высокий материк Земли. (Антарктида)

21. Материк, на котором находится полюс холода Земли. (Антарктида)

$ 22. Кто открыл Антарктиду? (Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев)

II. Задание «Третий лишний». Найди ошибку.

В$ Африке есть:

1) горы: Драконовы, Атлас, Анды. (Анды – горы Южной Америки)

2) много озёр: Титикака, Таньганьика, Чад. (Титикака находится в Южной Америке)

3) много рек: Муррей, Конго, Нил. (Муррей находится в Австралии)

4) разнообразный животный мир: слоны, львы, пингвины. (Пингвины живут в Антарктиде)

В Южной Америке есть:

1) Томаты, рис, картофель. (Рис, его родина – Китай)

2) Метисы, пигмеи, самбо. (Пигмеи – народ в Африке)

3) муравьед, ленивец, кенгуру. (Кенгуру – эндемик Австралии)

4) Ориноко, Замбези, Парагвай. (Замбези – река Африки)

$

III. «Самое-самое…». Ученикам предлагается продолжить фразу, заранее написанную на доске:

Африка – это самый жаркий материк.

Антарктида – это самый холодный материк.

Австралия – это самый сухой материк.

Южная Америка – это самый влажный материк.

«А ну-ка отгадай!». Конкурс для$ болельщиков.

1. К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг. (Урал)

2. Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» смени –

Стану спутником Земли. (Лена – Луна)

3. Первый слог мой – нота,$

Буква – слог второй,

Целое – широко разлилось рекой. (Дон)

$4. Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке,

Но если «Д» на «Б» мне сменишь,

Во мне утонешь, как в реке. (Долото – болото)

5. Что по воде так быстро мчится?

Найди название ему.

Прочти иначе – превратится

Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер – Артек)

6. Когда жара иль дождь идет,

Тебя от них всегда укрою.

Прочти меня наоборот –

Узнаешь озеро большое. (Навес – Севан)

7. Пойди-ка в сад и погляди,

Я там цвету, благоухаю.

Но «г» поставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза — гроза)

IV. «Чудеса Земли». Установить, о $чём говорят записи?

Анды – самые длинные по протяженности горы.

Атакама – самая сухая пустыня.

Амазонка – самая$ многоводная река.

Анхель – самый высокий водопад мира.

Титикака – самое крупное высокогорное озеро.

Сахара – самая большая пустыня.

Нил – самая длинная река.

Большой барьерный риф – самый большой коралловый риф.

V. «Узнай меня!» По фрагментам описаний природы надо определить, о каких территориях, географических объектах, животных и растениях идет речь.

1. Пред$ставьте себе материк, где реки с каждым днем все больше пересыхают; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где у четвероногих имеются клювы; где лисы порхают с дерева на дерево; где крысы вьют гнезда; где $птицы поражают разнообразием своего пения. (Австралия)

2. Это мелководный водоем глубиной 4 –7 метров. Площадь озера, в зависимости от осадков, резко меняется. В зависимости от рек, питающих его, меняется местоположение. Берега сильно заболочены. (Озеро Чад)

3. Короткий ствол поднимается над землей лишь на 50 см. От его вершины отходят два кожистых плотных листа, достигающих в длину 3 метров. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Влагу получает из атмосферы во время тумана. (Вельвичия)

4. Виды этого дерева разнообразны, высотой от кустарников до 100 метров и более. Корни глубоко уходят в землю и выкачивают из нее влагу. Листья у них расположены ребром к солнцу, поэтому леса светлые. Выделяют большое количество эфирных масел, используемых для приготовления лекарств. Но они же создают и $высокую пожароопасность. (Эвкалипт)

«Ребусы». Задание для болельщиков.

$

Ответ: Австралия.

Ответ: Глобус.

Ответ: Колумб.

$Ответ: ландшафт.

Ответ: Панама

Ответ: Сахара

$

Ответ: столица.

Полуфинал. Соревнование между участниками полуфинала проводится в форме игры «Держу пари…». Каждый участник должен обосновать свой ответ.

1. «Держу пари, что в Андах растут дубы». (Да, в Андах на высоте 2000-3200м растут дубы.)

2. «Держу пари, что в Южной Африке есть зона степей». (Нет, так как степи характерны для умеренного пояса, а в Южной Африке нет такого климатического пояса?)

3. «Держу пари, что в Австралии на севере теплее, чем на юге». (Да, потому что севе$рная Австралия расположена в субэкваториальном поясе, а южная в субтропическом.)

4. «Держу пари, что в экваториальной части Анд меньше всего высотных поясов». (Нет, в экваториальной части Анд больше всего высотных поясов, потому что набор поясов зависит от высоты гор и той широтной зоны, в которых они находятся.)

5. «Держу пари, что на Мадагаскаре водятся самые крупные и самые мелкие хамелеоны». (Да, они питаются насекомыми, охотятся на крысят, грабят птичьи гнезда с помощью длинного языка. Он у них липкий и проворный).

6. «Держу пари, что анаконда самая кру$пная змея на земном шаре». (Да, ее длина 5-6 м, иногда до 10 м. Живет она в бассейнах рек Амазонки, Ориноко и Параны.)

«Географические загадки». Конкурс для болельщиков.

1. Он стоит на тонкой ножке

$В кабинете на окошке,

А на нём-то, веришь-нет,

Уместился целый свет!

(Глобус.)

2. Глобус делит ровная

Линия условная.

Выше – север, ниже – юг.

Назови границу, друг.$

(Экватор.)

3. Прибор этот верно

Дорогу подскажет,

Магнитная стрелка

На север укажет.

(Компас.)

4. Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Австралия.)

5. Там снуют акулы, прыгают гориллы.

Страшные «большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать».

Помните то место, где нельзя гулять?

(Африка.)

6. Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом!$

(Антарктида.)

7. В ней песков большие груды

Называются барханы,

И по ним идут верблюды,

Растянувшись караваном.

(Пустыня.)

8. У той немаленькой горы

Характер тихий до поры.

Но может так случиться –

Взорвётся, задымится!

(Вулкан.)

9. Он плывёт, блестя на солнце

Этот остров ледяной,$

Он большой, и не качнётся

Даже сильною волной.

(Айсберг.)

10. Суши маленький кусочек, –

Но бывает иногда

Он большим, и даже очень,

А вокруг всегда вода.

(Остров.)

Финал. Игра «Кто хочет стать миллионером?» Победитель отвечает на 13 вопросов, стоимостью от 10 тысяч до 1 миллиона (см. презен$тацию).

Подведение итогов. Вот мы и закончили удивительное путешествие по южным материкам нашей планеты. Мы повторили особенности материков, выделили их отличия, обратили внимание на разнообразие природы. Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Желаю успехов в изучении географии!

$

Всем участникам раздаются буклеты «Особенности южных материков».

$

Библиография:

  1. Болотникова Н. В. География: уроки-игры в средней школе / сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 138 с.

  2. Жижина Е. А. Контрольно-измерительные материалы. География: 7 класс / сост. Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2011. – 112 с.

  3. Касаткина Н. А. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах / сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155$ с.

  4. Нагорная И. И. География. 7 класс: Поурочные планы по учебнику В. А. Коринской, И. В. Душиной, В.А. Щенева / Авт.-сост. И. И. Нагорная. – Волгоград: Учитель, 2005. – 160 с.

  5. Пашканг К. В. Физическая география: справ. Пособие для подгот. Отд. Вузов / Г. В. Волод$ина, И. В. Душина, С. Г. Любушкина и др.; под. Ред. К. В. Пашканга. – М.: Высш. Шк., 1991. – 286 с.

  6. http://zanimatika.narod.ru/Nachalka.htm

  7. http://geoo.ucoz.kz/publ/rebusy_po_geografii/1-1-0-186

Post Comment