Северный Ледовитый океан, 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Линёвская средняя общеобразовательная школа № 2»

$Жирновского муниципального района Волгоградской области

Конспект урока по географии
в 7 классе
$
«Северный Ледовитый океан»

подготовила

учитель географии и биологии

Серухина Елена Васильевна

Линёво
2014

План – конспект урока

Тема: «Северный Ледовитый океан»

1) ФИО: Серухина Е$лена Васильевна

2) Место работы: МОУ «Линёвская СОШ № 2» Жирновского муниципального района Волгоградской области

3) Должность: учитель

4) Предмет: география

5) Класс: 7$

6) Тема и номер урока в теме: «Северный Ледовитый океан» урок № 18 в теме «Особенности природы материков. Особенности природы океанов».

7)Базовый учебник: Учебник: И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович География «Земля планета людей» 7 класс – М: Баласс, 2010г. образовательной программы «Школа 2100», $УМК: Географический атлас 7 класс – М: Дрофа, $2013 г.

8) Цель урока: познакомить учащихся со своеобразием природного комплекса Северного Ледовитого океана.

9) Задачи уроки:

изучить особенности природы Северного Ледовитого океана;

продолжить формирование навыков составления характеристики географического объекта;

воспитывать познавательный интерес к$ изучению предмета.

10) Тип урока — комбинированный.

11) Оборудование.

Карта океанов, карты атласа, контурная карта Северного Ледовитого океана, дидактический материал, мультимедиа.

12) Структура и ход урока.

1.Организационный момент.

2.Проблемная ситуация и актуализация знаний.

3.Поиск решения.

$ 4.Самостоятельное применение знаний.

5.Домашнее задание.

$

Этапы урока

Содержание урока

$

1

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовить к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать к подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

$

— создать положительный эмоциональный настрой.

Методы:

словесные.

— Здравствуйте, ребята. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Приготовьте все необходимое к уроку. Учебные принадлежности помогут нам в работ$е. Садитесь.

2

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

умение правильно определять тему урока.

$Цель, которую учитель хочет достичь:

Проверить умение учащихся правильно называть тему урока.

Методы организации работы:

словесные, наглядно — иллюстративные.

— Ребята в начале урока, мне бы хотелось предоставить слово Д. В. Пожалуйста, послушайте его внимательно. И будьте готовы выполн$ить задания.

«Я раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем.»

— Это слова японского путешественника Наоми Уэмура. Наоми Уэмура — путешественник, проходивший по экстремальным маршрутам в разных точках мира. Многие путешествия Уэмура совершил в одиночку. Он в одиночку отправился на Северный полюс, где его встретили ряд препятствий (погодные условия, белый медведь, ледяные торосы). Он достиг Северного полюса и вернулся назад.

$-Хорошо, спасибо В.

— А теперь попробуйте $описать, охарактеризовать Северный ледовитый океан, используя слово, самый (на доске).

— Ну, например: Самый маленький (мелководный, холодный, спокойный, пресноводный).

— Я думаю, что мы без затруднения назовем тему нашего урока.

Тема урока……. Северный Ледовитый океан.

3$

Поиск решения.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

повторить основные черты плана характеристика географического объекта.

Цель, которую учитель хочет достичь:

закрепить умение давать характеристику географическому объекту

Задачи:

— развитие умений работать с картами атласа и контурными картами;

— развивать способность работать $с наглядным материалом.

Методы организации работы: учебный диалог, наглядно – иллюстративные, репродуктивные.

$— Хорошо, ребята как вы думаете, с какой точки зрения мы характеризовали Северный Ледовитый океан? (описывали)

— А с точки зрения науки географии можем дать характеристику? (да)

— Итак, определим цель нашего урока.

Цель урока……… Дать характеристику Северному Ледовитому океану.

$- Что мы используем придаче характеристики географических объектов? (план)

— Где его можно увидеть? (в конце учебника стр. 285)

— У вас на партах лежать таблица, в которых вы сегодня будете работать.

— Итак, первый пункт плана – это.. (Географическое положение)

— Свое сообщение нам подготовила С. Прошу, пожалуйста, к доске.

План характеристика.

Слайд № 4.

1.Географическое положение.

Северный Ледовитый океан имел много название. В древние времена русские называли его Студеным морем, англичане – Северным, португальцы – Ледяным. В 1845 году Лондонское географическое общество учредило современное название океана. Северный Ледовит$ый океан наименьший из океанов. Занимает 45 от$ Мирового океана.

Большинство морей Северного Ледовитого океана – окраинные: Гренландское, Норвежское, Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Баффина и только одно внутреннее Белое.

По численности островов Северный ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Они имеют материковое (Гренландия) и вулканического (Исландия) происхождения. Северный Ледовитый океан имеет широкое сообщение с Атлантическим океаном (Норвежское море), а с Тихим океаном соединен узким Беринговым проливом.

— Спасибо, С.

— Какие типы морей преобладают в океане?

— Окраинные — Норвежское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Баффина, Бофорта, но есть одно внутреннее Белое.

$— У вас на партах лежат контурные карты, положите их перед собой и отметьте моря Северного Ледовитого океана.

— Одной из особенностей океана является рельеф дна.

Ребята, работая с текстом ученика стр.74 определите особенности дна океана.

— Следующий пункт $– это рельеф и полезные ископаемые.

Слайд № 5.

3.Рельеф и полезные ископаемые.

Согласно теории литосферных плит Северный Ледовитый океан образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана — обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.

У Северного Ледовитого океана шельф такой большой, что занимает почти половину всего дна. Местами он простирается от берега на 1300 м. Гораздо шире, чем в других океанах и материк$овый склон.

В центральной части океана параллельно д$руг другу протянулись на тысячи километров горные хребты.

Срединно-океанический хребет Гаккеля пересекает многочисленные поперечные разломы.

Хребты Менделеева и Ломоносова больше напоминают горы суши. Хребты делят ложе океана на глубоководные котловины (до 4000 м глубиной). Там лежат холмистые равнины.

Северный Ледовитый океан не глубокий, максимальная глубина 5527 м отмечена в Гренландском море.

$- Что образует рельеф дна? (Хребты, поднятия, котловины, впадины)

Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.

— Посмотрите на карту и назовите самые протяженные хребты? (Ломоносова и Менделеева)

— Какие котловины есть на дне океана? (Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская)

— Океан расположен в полярных широтах, как это будет$ влиять на климат.

— Следующий пункт – это климат и свойства вод.

Слайд № 6.

4.Климат и свойства вод.

Благодаря своему географическому положению Северный ледовитый океан холодный из всех океанов. В районе Северного полюса полгода стоит полярная ночь, поэтому поверхность получает мало солнечного тепла. Более 80% солнечной радиации поступающей только летом, снегом и льдом отражаются обратно в атмосферу. Трескучий мороз, пронизывающий ветер, сильные метели – такую погоду формируют холодные и сухие арктические воздушные$ массы. Они господствуют над всем океаном, а проникая далее на близлежащие материки, вызывают резкое понижение температуры воздуха, осадков выпадает очень мало. Летом образуются туманы.

Над охлаждённой Арктикой устанавливается область высокого давления – это антициклон. Арктические воздушные массы хотя и холодные, однако, значительно теплее, чем арктические. Это обуславливается оттапливаемым влиянием течений с Атлантики. Поэтому зимой, как это ни странно,$ Северный Ледовитый океан не охлаждает, а обогревает сушу Северного полушария.

— В каких климатических поясах расположен океан? (в арктическом и субарктическом)

— Используя карты, проследите ход температуры июля и января. Если различия? (различий нет, только лишь в прибрежной зоне)

$ — Следующий пункт – это поверхностные течения

Слайд № 7 -9.

5.Поверхностные течения.

Вследствие сурового климата водные массы Северного Ледовитого океана круглогодично имеют низкую температуру. Небольшую соленость обуславливает значительный сток пресных речных вод с прилегающих материков. Все это является причиной образования льда, который круглый год сковывает океан. В центре глыбы льда спаяны и образуют сплошной ледяной покров. Вследствие ветров и течений льды пос$тоянно дрейфуют с востока на запад. Летом вдоль побережий материков образуется полоса свободной от льда воды. Кроме того, в океане постоянно есть айсберги.

В океане господствуют: теплое Северо-Атлантическое течение и холодное Транс – арктическое течение.

— Спасибо, М.$

— Используя карту, отметьте в контурных картах течения Северного Ледовитого океана.

— Соленость водных масс ниже среднеокеанической. Почему? (Происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод)

Как вы считаете, какие части океана богаты органической жизнью (прилегающие к суше). Почему?

— Следующий пункт – это органический мир

Слайд № 10 – 13.

6.Органический мир.

$Суровые климатические условия обуславливают бедность растительного и животного мира Северного Ледовитого океана. Наибольшую часть организмов приставляют водоросли, которые способны жить не только в холодной воде, но и даже на кризисе. В теплой приатлантической части океана встречается планктон. Так же там распространены рыбы, имеющие промышленное значение – морской окунь, сельдь, треска, сайра, палтус.

Многие жители океана приспособились к суровым условиям океана. Почти везде живут моржи, тюлени, киты.

$К животному миру Северного Ледовитого океана принадлежит и белый медведь. Многочисленные морские птицы – чайки, кайры на высоких скалистых берегах островов устраивают массовые гнездования – «птичьи базары».

— Спасибо, М.

Какое значение имеет океан для человека.

— Следующий пункт

Слайд № 14

7.Виды хозяйственной деятельности человека в океане.

Холодные воды Северного Ледовитого океана мало пригодны для организмов, поэтому его биологические ресурсы не велики. В приат$лантических районах добывают водоросли и ловят рыбу. На побережьях Гренландии и Канады местное население охотится на моржей и тюлений.

Поиски минеральных ресурсов в океане затруднены из – за суровых природных условий. Однако на шельфе у берегов Европы и Канады уже разведаны месторождения неф$ти и газа, на архипелаге Шпицберген – каменный уголь.

Мореходство в океане значительно затрудняет сложная ледовая обстановка, хотя здесь проходит Северный Морской путь.

Воды Северного Ледовитого океана загрязнены нефтью и нефтепродуктами. Если в теплых водах других океанов нефтяные пятна сравнительно быстро исчезают в результате естественных процессов разложения, то в холодных полярных водах они разлагаются очень медленно и сохраняются около 50 лет.

— Какие виды хозяйственной деятельности в этом океане имеют наибольшее значение? Почему?

4

Самостоятельное применение знаний.

$Цели, которые учитель ставит перед учениками:

осознавать конечный результат, давать правильные решения на поставленные вопросы.

Цель, которую учитель хочет достичь:

создавать условия для формирования умений закреплять изученный материал.

Задачи:

$— развивать способность давать адекватную самооценку

Методы организации работы: репродуктивные.

— Сегодня на уроке мы с вами дали характеристику Северному Ледовитому океану.

— А сейчас давайте закрепим знания, которые вы получили на уроке. Небольшое тестирование.

Тест.

1. Большую часть дна океана занимает зона:

$

1. Глубоководных впадин 2. Шельфа

3. Материкового склона 4. Обширных котловин

2. Какой хребет 100 – 10 тыс. лет назад являлся сухопутным переходом между Евразией и Америкой?

1. Гаккеля 2. Менделеева 3. Ломоносова 4. Нансена

$3. Северный Ледовитый океан самый…?

1. Маленький 2. Соленый 3. Синий 4. Глубокий

4. Какие моря наиболее продуктивны рыбными ресурсами?

1. Норвежское и Баренцево 2. Карское и Белое

3. Чукотское и Баффина 4. Лаптевых и Баренцево

5. Какого происхождения множество островов океана ?

1. Вулканического 2. Кораллового 3. Материкового 4. Ледникового

6. Незамерзающий порт Северного Ледовитого океана:

1. Мурманск 2. Норильск 3. Диксон 4. Тикси

5

$

Рефлексия.$

Цель:

— осознание учащимися своей умственной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что вам помогало справиться?

— Достигли ли цели урока

— Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

6

Домашнее задание.

$Цель, которую хочет достичь учитель:

закрепить полученные знания на уроке.

Домашнее задание — параграф 17.

$

Список использованной литературы.

  1. $И.В. Душина, Т.Ю. Притула, Т.Л. Смоктунович География «Земля планета людей» 7 класс – М: Баласс, 2012 г.

2. О.А. Климанова География в цифрах 6 – 10 классы – М: Дрофа, 2006г.

3. Ж.М. Якубович Начальный курс географии в таблицах и схемах. Минск: Юнипресс, 2002.

Post Comment