Сорные травы села Ерик, 7 класс

$МОУ «Дубовская СОШ с углублённым изучением отдельных предметов Белгородского района Белгородской области»

Сорные травы с. Ерик

$Белгородской области Белгородского района.

Выполнили :

Яленко Ангелина

Стрелкова Кристина

ученицы 7класса.

Руководитель: Шенцева Е.А.

$2013

Содержание работы

Введение ________________________________________3

Сорные растения -особая экологическая группа________5

Классификация сорных растений____________________8

Морфологиче$ские признаки дикорастущих растений____10

Методы экологических исследований_________________13

Методы геоботанических исследований_______________14

Количественные соотношения видов

в фитоценозе и методы их изучения___________________15

Описание выделенных ассоциаций луга с.Ерик

Белгородского района Белгородской области____________16

Результаты описаний________________________________18

$Заключение _______________________________________19

Библиографический список_______________$____________20

Приложение_______________________________________21

Введение

Актуальность темы. Успешная защита культурных растений от сорняков возможна лишь при знании биологии сорных растений. Важно знать особенности плодоношения и распространения , жизнеспособность семян сорняков в зависимости от экологических факторов, взаимоотношения с культурными растениями в процессе их роста и развития.

В процессе эволюции дикорастущие растения приспосабливались к различным условиям, внешним факторам. В результате у них выработались биологические особенности, которые $обеспечивают их существование при изменяющихся экологических условиях.

На прорастание семян дикорастущих растений влияют климатические, эдафические факторы, механический состав почвы, её удобреннось, ухоженность-всё это позволяет сорнякам укорениться , произрастать, и чувствовать очень комфортно. Интенсивность прорастания зависит и от типа почвы: в чернозёмных они быстрее прорастают , так как чернозём обладает повышенной теплопроводностью и меньшим тепло- излучением , чем дерново-подзолистые и серые лесные почвы.

$ Всё это способствует сильному распространению дикорастущих растений, прорастать, давать плодовитое потомство и тем самым ухудшать урожай культурных растений, в частности, кормовых культур, различных сортов пшеницы , ржи, овса, риса, гречихи и других.

Но среди дикорастущих растений есть и много полезных. Многие идут на корм скоту, а специалисты и посей день выделяют из сорняков неизвестные науке лекарственные растения, а в лабораториях обнаруживают все новые группы фармакологиче$ски активных веществ у давно используемых видов сорных растений. Много ещё неразгаданных тайн хранит в себе кладовая сорных растений, и она постоянно будет служить природе, человеку. Различные травы издают запах, который можно использовать для лечения психо-неврологических заболеваний в виде ароматерапии.

В настоящее время в связи с нарушением $экологического равновесия в природе охрана окружающей среды также направлена на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры на Земле. Следовательно, сохранение биоразнообразия растений является первостепенной задачей жителей всей планеты.

Задачи и цели:

Изучить морфо-функциональные особенности строения сорных растений;

Изучить различные формы приспособленности дикорастущих растений к факторам и условий внешней среды;

Изучить функционально-$морфологические свойства, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Познакомиться с современной классификацией сорных растений;

Изучить растительность с Ерик Белгородского района Белгородской области.

Сорные растения -особая экологическая группа

Словно пожелав-капризной милой-

Угодить науке полевой,

Василёк ученые светила

Обозвали сорною травой.

А не будь его-представьте сами,

$Через радость шествуя и грусть,

Изо ржи какими бы глазами

На детей своих

$Смотрела Русь.

В Коротаев.

Среди дикорастущих растений Земли большой процент имеют сорные растения ( сорняки ). Это растения, произрастание которых на определённых участках нежелательно. Такие места обитания сорняков встречаются в полевых, луговых, лесных условиях, где наблюдается хозяйственная деятельность человека.

В флоре планеты встречается более 2000 видов различных сорных растений, среди которых около 400 видов -ядовитых. Встречаются низшие и высшие растения. Но под влиянием определённых факторов и ряда причин постоянно исчезают отдельные виды сорных растений.

$ Сорняком называют растение , развивающееся на местах с нарушенным растительным покровом и , вообще, связанным с деятельностью человека, но не разводившее специально.

Сорняки поселяются на распаханных лугах, лесных вырубках, осушенных и выработанных болотах, в посевах культурных растений , на обочинах дорог, в поселках, на скотных дворах, на мусорных свалках и пустырях….

Сорняки лугов.

Растения малопитательные, $ядовиты или вредные для скота, например. Многие щавели (виды рода Rumex), лютики ( вида рода Ranuncubus) и другие.

Сорняки лесные.

Растения, которые появляются на вырубках и препятствуют возобновлению леса.

Часто человек способствует размножению сорняков, бессознательно создавая неблагоприятные условия для дикорастущих растений, подвергая их всевозможным механическим повреждениям. В таких условиях выживают те виды , которые обладают специальными приспособлениями, позволяющие переносить неб$лагоприятные условия и воздействия.( такие приспособления есть у сорных растений, в то время как другие представители дикой флоры не имеют их. Когда человек покидает или забрасывает, ранее использовавшиеся места, сорняки постепенно снова начинают господствовать и подавлять культурные растения.) Таким образом, деятельность человека косвенно способствует существованию и распространению сорных растений , устраняя их конкурентов-дикорастущие растения.

В зависимости от эколог о-биологических условий , создаваемые человеком , сорные растения делятся на 2 группы.

$

1 группа называется СОРНОПОЛЕВЫМИ (сегетальные) от лат. Segetalis-растущий среди хлеба. Они селятся на почвах независимо от того заняты ли почвы посевами культурных растений ( поле, огород, цветник) или подготавливается под посевы (пар) , или поле было под чёрным паром.

2 группа-относится к ПУСТЫРНЫМ ( рудеральным) от лат. Ruderalis-мусор, щебень…они обитают вне посевов на почвах $не обрабатываемых, но подвергающихся иным воздействием, нарушающим естественный биоценоз: вытаптывание , косьба, загрязнение бытовыми отбросами, навозом, мусором и т. д. В населённых пунктах они часто образуют заросли около здания . По пустырям, задворкам, обочинам дорог…( подорожник большой, горец птичий, лопух паутинистый, крапива жгучая) и др.

Существуют ещё и « карантинные сорняки» — это сорняки , заносимые из других районов и$ особенно опасные для земледелия ( горчак ползучий и все виды повилик).

Многим культурным растениям свойственны свои специализированные сорняки. Они сформировались как виды не давно и произошли от случайных сорняков. Эти сорняки «сопровождают» вид культурного растения на протяжении всего цикла, его развития, одновременно с ним цветут, плодоносят, а во время уборки попадают в валки и обмолачиваются. Семена этих сорняков часто почти не отличаются по форме, весу, размеру от семени высеиваемого вида. Поэтому борьба с ними как во время развития растений , так и при высеве крайне сложна. Это сорняки: для ржи- костёр ржаной, для пшеницы- плевет опьяняющий, для овса-овсюг для проса-сизый и зелёный щитинник, для гречихи-гречиха татарская.

В процессе эволюции сорные растения приобрели другие функционально-морфологические свойства , позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями агрофитоценозов:

  1. Высокая плодовитость ( у сорняков это показатель в$ыше , чем у культурных растений почти в сотни и тысячи раз) например, потомство одной дикой редьки даёт 12 000 семян, осота полевого -19 000 , гулявника высокого-77 000, а пшеницы с=всего 200 семян.

  2. Продолжительность сохранения схожести семян ( не взошед$шие семена сорняков сохраняют жизнеспособность в почве многие годы) например, семена горца вьюнковского и горчицы полевой не теряют всхожести 10 лет , постушьей сумки-35 лет, а выюнка полевого-50 лет.

  3. Недружность всходов.( это осложняет «борьбу» с сорняками , так как прорастание может затянуться на длительный период) например, сорняк Мари белая способен давать 3 вида семян:первые-прорастают в год созревания, вторые-будущей весной, а третьи- на 3 год.

Недружность всходов зависит от причин: различный период покоя после созревания, физиологическая недозрелость зародыша, наличие в различных частях семени тормозящих веществ( ингибиторов) , высокого осмотического $давления, клеточного сока в оболочках семени , неодинаковых требований к влажности, температуре, почве, свету…

Особенности географического распространения сорных растений намного труднее, чем распространение растений дикой флоры. Земледельческие территории и многие сорняки распространятся очень хорошо. Из-за нарушения растительного покрова сорные растения могут появляться в новых, неожиданных местах. Но всё же большинство сорняков приурочено к определённым районам — либо к целым природным зонам, либо к естественным территориям внутри этих зон.

Распространение сорняков происходит из-за семян, вегетативных орган$ов. Различают биологические группы:

  1. Автохоры( растения, семена которых рассеиваются вблизи материнской особи);

  2. Анемохоры ( растения, семена которых разносятся ветром);

  3. $Гидрохоры ( растения, семена которых распространяются с помощью воды);

  4. Зоохоры ( растения, семена которых разносятся с помощью животных);

  5. Антропохоры ( растения , которые расселяются с помощью человека).

В ходе эволюции сорняки выработали высокую приспособленность к различным условиям прорастания. Благодаря этому они лучше , чем культурные растения переносят низкую или высокую температуры , засуху, наводнение и др. Многие имеют мощную корневую систему , в тканях накапливают углеводы, которые обеспечивают высокую регенерационную способность и плодовитость . Это даёт им возможность широко распространения , а ещё засорение аг$роценозов и снижение их продукции , понижение урожая на полях…

Классификация сорных растений.

В связи с большим многообразием сорняков осуществлена их классификация, отражающая экологическую характеристику основных биологических групп сорняков, включающих 3 признака наиболее важных с позиции защиты культурных растений: способ питания, продолжительность жизни и способ размножения.$

По способу питания и образу жизни выделяют 2 биологических типа сорняков:

  1. паразитные и полу паразитные;

  2. не паразитные.

$

НЕ ПАРАЗИТНЫЕ сорные растения более многочлены, ведут самостоятельный образ жизни , имеют хорошо развитую корневую систему. Продолжительность жизни длиться на:однолетние, двухлетние, многолетние. В зависимости от времени всходов семян и продолжительности вегетации яровые подразделяются на эфемеры , яровые ранние и яровые поздние.

Эфемеры , яровые однолетние $растения, проходящие полный цикл развития — от семени до плодоношения — за очень короткий срок, обычно развиваются рано весной и уже к началу лета отмирают.

Яровые ранние сорняки — сорные растения, семена которых прорастают ранней весной. Растение заканчивает свое развитие до уборки или одновременно с созреванием культурных растений.

Яровые поздние сорняки — сорные растения, семена которых прорастают весной при достаточно хорошем прогревании почвы, плодоносят и отмирают в том же году , но позже уборки ранних яровых культур.

Озимые однолетние сорные растения всходят в конце лета, осенью; зимуют в фазе кущения (злаковые) или в виде укороченного побега с розеткой прикорневых листьев и заканчивают своё развитие в следующем году. Размножение озимые сорняки только семенами и являются специализированными сорняками озимых зерновых культур.

$Зимующие сорняки -сорные растения , которые могут давать всходы в конце лета , осенью ,то всходах развиваются как яровые растения и заканчивают вегетацию в год появления всходов.

Двулетники- сорные растения , которым для полного развития- от появления всходов до созревания семян -требуется два вегетационных периода. Размножаются они семенами. В первый год они накапливают питательные вещества , на второй год развиваются стебли с цветками и семенами.

$Многолетники — сорные растения, продолжительность жизни которых длиться иногда в течение нескольких лет. Они подразделяются на биологические группы по строению корневой системы, по способу вегетативного размножения.

  1. Стержнекорневые многолетние сорняки . У них хорошо развит стержневой корень.

  2. $Корнеотпрысковые многолетние сорняки. Размножаются семенами и вегетативно с помощью боковых корней. Несущих большое количество спящих почек.

  3. Корневищные сорные растения . Размножаются семенами и вегетативно-подземными стеблями- корневищам$и.

  4. Корнемочковатые сорные растения. Имеют многочисленные нитеобразные корни, с укороченным главным корнем или без него.

  5. Клубневые и луковичные сорняки имеют видоизменённые побеги (клубни и луковицы) .

  6. Ползучие сорные растения — со стелющимися, ползучими по земле и укореняющимися стеблями ( усы, плетни).

ПАРАЗИТНЫЕ сорные растения, размножаются семенами, они утратили способность к фотосинтезу и питающиеся за счёт культурного растения-хозяина, поселяются на корнях ( корневые паразиты) или на стеблях ( стеблевые паразиты) и с помощью присосок забирают у растения-хозяина воду и питательные вещества.

ПОЛУПАРАЗИТЫ сорные растения размножаются семенами, не утратили способность к фотосинтезу, но питаются за счёт растения — хозя$ина.

$

Морфологические признаки сорных растений.

Основная масса сорных растений относится к цветковым покрытосеменным растениям, которые делятся на два класса: однодольные и двудольные.

Наиболее многочисленные представители это злаки ( рис.2 приложение). У них вскоре после прорастания семян на поверхности почвы выходит первичный стебелёк , окутанный прозрачным листом-чех ликом , который прорывается развивающимся под ним первым настоящим листом и в виде бесцветной трубочки остаётся в нижней части молодого растения. Листья у злаковых растений линейные и состоят из плоской листовой пластинки трубчатого , но не сросшегося краями влагалища, которое облегает стебель, в месте перехода влагалища в листовую пластину ес$ть тонкая полупрозрачная плёнка, называемая язычком.

Больше всего среди сорных растений представителей класса двудольных . Зародыш их семени имеет 2 семядоли, которые при прорастании располагаются су противно. Между долями находится почка, из неё появляется главный стебель и настоящие листья.

У одних двудольных сорняков семядоли выносятся на поверхность почвы, ( рис.3 приложение) у других остаются под землёй и служат источником питательных веществ. до перехода растение на самостоятельное питание (рис.4 приложение) .

ПОБЕГ.

$

Это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Удлинённый-хорошо развитыми междоузлиями(рис.6б)

укороченный -с очень короткими иногда даже неразличимыми междоузлиями ( пазушные побеги) (рис.6а). Если вегетативная надземная часть $вся укорочена , то растение называют розеточным.

Вегетативный побег-побег , не несущий цветок . Боковой побег-побег , развивающийся из пазушной почки. Узел-место на стебле , где прикрепляется лист (рис.5ж). Междоузлие -участок стебля, между двумя соседними узлами (рис.5з) . Пазуха листа-угол между листом и расположенным выше междоузлием. Верхушечная почка -почка , развивающаяся на верхушке побега. Пазушная почка-почка , развивающаяся в пазухе листа (рис.5к) . Вегетативная почка-почка, из которой развивается побег без цветков. Цветочная почка-почка, из которой образуется цветок , соцветие или побег с цветками.

СТЕБЕЛЬ.

$ Простой стебель -стебель , не имеющий ветвей (у злаков, осок и др.)

главный стебель-стебель , вырастающий из почки зародыша , обычно бывает крупнее остальных стеблей.

По характеру роста различают: прямостоячие(василёк синий, бодяга полевой); лежачие( фиалка каменистая); ползучий (будра плющевидная); лазящий или цепляющий при помощи усиков (горошек мышиный).(рис.7,8приложение).

$ По форме поперечного сечения стебли бывают округлые или цилиндрические , трёхгранные, четырёхгранные, многогранные или ребристые, крылатые с зелёной оторочкой по стоонам.

$ЛИСТ и ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ.

Расположение листьев зависит от их числа на каждом узле (рис.9 приложение). Различают типы расположения листьев:

  1. очередное- листья располагаются по 1 на каждом узле ;

  2. супротивное-листья расположены друг против друга;

  3. мутовчатое-листья сидят по нескольку на одном узле;

  4. прикорневое — листья образуют прикорневую разетку;

У листа различают части: листовая пластина, черешок, прилистники (рис10,11) . Листья бывают простые и сложные . Простой лист имеет только одну листовую пластинку, а сложный — несколько листовых пластин. По форме листовой пласт$инки и его края делятся(рис. 14) на цельнокрайные, зубчатые, пильчатые, городчатые, волнистые, выемчатые, шиповидные, реснит$чатые, волосистые.

Среди сложных листьев (рис. 18) различают:двойчатые, тройчатые, пальчатые, перистосложные.

Жилкование семядолей и листьев — это определённое расположение сосудисто-волокнистых пучков, идущих из черешка и разветвляющихся в пластинке.

ЦВЕТКИ.

Цветки $могут быть одиночными ,но чаще собраны в соцветия, которые по характеру ветвления разделяются на моноподиальные и симподиальные. Типы соцветий (рис.21, 22, 23).

Кисть, Щиток, зонтик, колос, головка, корзинка, сложные колос и щиток,

метёлка, сложный зонтик, завиток, развилка.

СЕМЕНА и ПЛОДЫ.

Важнейшие органы размножения и распространения почти всех сорных растений -семена. Они образуются после оплодотворения семяпочки, покровы которой, п$реобразуются в семенные оболочки, а зародышевый мешок-в ядро семени.

Плод — орган цветкового растения , образующийся из цветка после опыления, и содержащий внутри одно, несколько семян.

Наиболее распространённые плоды: зерновка, стручок, орешек, боб, семянка, коробочка. Ягода.

КОРНИ.

Корни разных растений разнообразны по форме и способны ветвиться. Корневая система совокупность корней одного растения. Бывает главной ( стержневой) и мочковатой.

$Главный корень-имеет хорошо развитый центральный корень .

Мочковатый корень-имеет много придаточных корней , а главный корень плохо развит или его вообще нет.

Корневые присоски-корни паразитных растений.

Подземные видоизменения корней и побегов.

Корневые клубни, корневище, луковица.

$

Рис.(24, 25, 26, 27)

$

Методы экологических исследований

Основным содержанием современной экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и со средой на популяционном-биоценотическом уровне и изучение жизни биологических макросистем более высокого ранга:биогеоценозов (экосистем) и биосферы, их продуктивности и энергетики. Объектом её исследования служат и единичные особи , и группы особей по$пуляции (в целом или частично), и их сообщества.

Методы исследования -это пути и способы изучения экологических явлений. Реализуются они в большом разнообразии приёмов полевых и лабораторных исследований экологических свойств природы. Методы классифицируются на полевые и лабораторные.

Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельн$ости вида в конкретных условиях. Полевые исследования делятся на : маршрутные, стационарные, описательные, экспериментальные.

Маршрутные методы используют для выяснения экологических объектов, их разнообразие и встречаемость на исследуемой территории.

К стационарным относятся методы длительного ( сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одним и тем же объектом.

Описате$льный метод применяют при регистрации основных особенностей изучаемых объектов при прямом наблюдении. Описание предполагает первоначальное знакомство с объектом.

Экспериментальные методы объединяют различные приёмы прямого вмешательства в обычные характеристики исследуемых объектов. Эксперимент , поставленный в полевых условиях , может продолжаться в лабораториях.

В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений. Моделирование экологи$ческих явлений используется для практических прогнозов динамики явлений, исследования взаимосвязей видов и сообществ со средой, определения воздействия факторов и выборов путей рационального вмешательства человека в жизнь природы.

Методы геоботанических исследований.

  1. приступая к исследованию растений определённого биоценоза следует зрительно познакомиться с территорией и её растительностью, выбрать небольшой участок с типичным для данного ландшафта растительным покровом , наметить отдельные растительные сообщества для геоботанических описаний методом пробных площадок.

  2. Необходимо проанализировать $увиденное и выделить тип растительности денного участка .

  3. Определить каки$е формации образуют тот или иной тип растительности. Каждая формация представлена группой АССОЦИАЦИЕЙ имеющей общий эдификатор (строитель сообщества) — ель, сосна, дуб и т. д. Растительной ассоциацией по В. Н. Сукачёву (1928) называется основная единица классификации растительного покрова, которая представляет совокупность однородных фитоценозов с одинаковой структурой, видовым составом и со сходными взаимоотношениями организмов как друг с другом , так и со средой жизни. Ассоциация тесно связана с климатом, почвой и др. Ассоциацией называют по 2 господствующим в ней растениям. В связи с рассмотрением флористического состава и строения фитоценоза необходимо остановиться на понятии «АСПЕКТ» или «физиономичность.» так называется внешний вид фитоценоза.

Для обозначения роли различных$ видов растений в аспекте принимают следующие значения( Алёхин, 1938): смотрите приложение .

О вертикальном сложении растительного сообщества можно судить по характеру ЯРУСНОСТИ. Сначала описывается 1 ярус-деревья , затем кустарники и подрост. Ярусы обозначают римскими цифрами: I ii и т. д.

$

Количественные соотношения видов в фитоценозе и методы их изучения

Только из полного перечня флоры фитоценоза видно, какие виды растений существуют на данном участке. Между видами устанавливаются количественные соотношения, соответствующие данному этапу развития фитоценоза и его среды.

Они могут быть характеризованы: глазомерной сравнительной оценкой, непосредственным подсчётом численности каждого вида или группы видов, определением площади покрытия, определением весовых соотношений масс , определением объёмных соотношений видов.

При описании травянистой растительности используются различные шкалы обилия видов. В практике чаще пользуются шестибалльной оценк$ой обилия по шкале ДРУДЕ (1913 , по имени учёного О. Друдье) предложившего этот способ.(Смотреть в приложении).

$

Определение проективного покрытия

Это признак характеризуется покрытием, т. е. Площадью , покрываемой надземными частями того или иного вида в сообществе.

Различают истинное и проективное покрытие.

Истинное -это процент площади , занятой основаниями побегов растений .

Проективное -это процент площади , покрываемой верхними частями растений.

Определяются три показателя : общее проективное покрытие, ярусное покрытие, проективное обилие. Для их более точного определения применения небольшая пластинка, в которой вырезано прямоугольное отверстие размером 2 x5 см или 3x 7,5 см. Отверстие это разделено белой ниткой на $10 квадратных клеток ( ячеек) по 1 или 1,5см квадратных каждая. Рассматривая травостой сверху через эту малую сеточку, определяют сколько ячеек приходится на проекцию растительности и сколько на не прикрытую травой поверхность почвы.(рис.56 в п$риложении).

Опытные исследователи определяют проективное покрытие на глаз с достаточной степенью точности.

Описание выделенных ассоциациий луга с Ерик.

Белгородского района Белгородской области. $

Дата: 2 10 2012г

Географическое положение:Белгородский район Белгородской области участок у реки Ерик.

Характер рельефа: сырой луг около реки Ерик.

Описываемая площадь: 10x 10 м.

Название ассоциации: злаково-лютиковая.

Тип почвы: чернозём типичный, тяжёлосуглинистый , мощьный.

$

Флористический состав

Обили$е по Друде

Участие в Аспекте

Покрытие в %, проективное

Ярусность в см

1

$Deshampsia caespitosa

Щучка дернистая

cop3

$

72

20

2

Poa pratensis

Мятлик луговой

sol

10

$

40

3

Festula pratensis

Овсянница луговая

sp

24

$

25

4

Carex Осока

sol

$10

40

5

$Trifoleum fragiferum

Клевер земляничный

sol

10

25$

6

Potentika anserina

Лапчатка гусиная

cop3

72

$20

7

Ranunculus repens

Лютик ползучий

$

cop3

72

15

8

Myosotis caespitosa

Незабудка дернистая

$cop2

32

10

9

$Cerantium holosteoides

Ясколка дернистая

sp

10

25

10

Leontodon autumnalis

Кульбаба осенняя

sp

26

40

$ Описание выделенных ассоциацией на участке луг с Ерик.

$

Дата: 5 .10. 2012г

географическое положение: белгородский район белгородской области участок в 1,5 км от дороги с. Ерик.

Характер рельефа: пойма реки Ерик . Луг.

Описываемая площадь:10x10м.

Название ассоциации: злаково-осоко клеверовая.

Тип почвы: черноземно-луговая ( тяжелосуглинистая , мощная, суглинистая).

$

$

$

Флористический состав

Обилие по Друде

Участие в аспекте

Покрытие в % проективное

Ярусность в см

1

$Poa pratensis

Мятлик луговой

sol

$

10

40

2

Carex

осока

sol

10

45

3

$Carex hirta

осока коротковолосистая

cop2

54

25

4

Trifoleum fragefirum

клевер земляничный

$sol

10

25

5

Trifoleum repens

клевер ползучий

sol

100

20

6

Rarunculus repens

$лютик ползучий

cop3

70

15

$

7

Carum carvi

тмин обыкновенный

sp

$

15

40

8

$Juncus compressus

ситник сплюснутый

cop1

34

15

9

Agrostis stolonifera

$полевица побегообразная

cop1

43

30

10

$

Cerastium holosteoidis

ясколка дернистая

sp

10

25

Результаты описаний

  1. $На луговом участке было выделено 2 ассоциации:

злаково-лютиковая; злаково-осоково-клеверная.

  1. Встретилось более 20 видов растений.

  2. По набору видно ясно, что это л$уг сырой, местами заболоченный:

Мятлик луговой , Осока ползучая, Осока, Кульбаба осенняя, Тмин обыкновенный, Лютик ползучий, Ясколка дернистая, Клевер земляничный, Клевер ползучий…

  1. Продуктивность луга невысокая, так как на половине площади, в количестве сор2 , встретился злостный сорняк Deschampsia caespitosa ( щучка дернистая). Луг становится мало пригодным ( так как щучка несъедобна и образует мощные дерновины , занимая территорию луга, образуя кочковатость), изменяется его физиономичность.$

  2. По флористическому составу преобладают семейства: злаки-7 видов( 12%); семейство осоки-2 вида (5%);семейство бобовые — 2 вида (5%).

В процессе геоботанических описаний важно определить закономерности путей развития данного фитоценоза и прогнозировать его будущее. Результаты проведенных геоботанических исследований помогают вовремя обнаружить нерациональное использование луга и наметить пути поддержания ценных видов растений путём подсева клевера, мятликов и т. д.

$

$ Заключение

1 В процессе эволюции дикорастущие растения приспособились к различным внешним факторам, в результате у них вырабатывались биологические особенности, обеспечивающие их существование при изменяющихся экологических условиях.

2 Большинство сорных растений обладают повышенной способностью к воспроизводству. Многие сорняки размножаются вегетативно, что способствует усиленному их распространению .

3 Семена сорных растений хорошо приспособлены к распространению и созреванию, благодаря летучкам, крылаткам, переносятся ветром, животными, человеком…

$4 Сорняки отличаются недружностью всходов, что является одной из характерных их особенностей.

5 Семенам некоторых сорных растений свойственно внешнее сходство с семенами кул$ьтурных растений, что даёт им возможность распространяться с посевным материалом.

6 Реализация природоохранной деятельности очень актуальна в силу того , что антропогенные нагрузки на окружающую природную среду достигли критического уровня. Поэтому, вопросы сохранения Среды обитания стоят в центре внимания всей общественности.

$

Библиографический список

  1. Биологический энциклопедический словарь / Гл. Ред. М.С.Гиляров. Ред. Колл. А.А. Баев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1986.

    1. Бавтуто Г. А. Учебно-полевая практика по ботанике.- Минск: Высшая школа, 1990.

    2. Ботаника . Анатомия и морфология растений А. Е. Васильев, А. Г. Воронин и др.- М.: Просвещение, 1998.

    3. $Дударь А. К. Ядовитые и вредные растения лугов, сенокосов и пастбищ.- М.: Россельхозгиз, 1992.

    4. Зверев И.Д . Практические занятия по экологии.- М.: Просвещение, 1998.

    5. Лесные травянистые растения. Биология и охрана.: Справочник / Алексеев Ю.Э., Вахрамиева М.Г.и др.- М.:Дрофа, 1995.

    6. Пономарёва И. Н. Общая экология. Книга для учителя и студента педагогических вузов. Пермь, 1994.

    7. Фисюнов А. В. Сорные расте$ния.-М.: колос, 1984.

    8. Чиков Л. С. Лекарственные растения: справочник.- М.: Агропромиздат, 1989.

    9. Ярошенко П. Д. Геоботаника . Пособие для студентов педагогических вузов.-М.:Просвещение, 1999.

$

Post Comment