Технологическая карта по географии «Горные породы, слагающие земную кору» 6 класс

Шалаева Светлана Александровна, учитель географии, МБОУ «СОШ № 6» г. Череповца.

Технологическая карта урока

Предмет: География Класс:$ 6

Базовый учебник: География. Землеведение. О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким и др.; под ред.

О.А. Климановой – М.: Дрофа, 2010.

Тема урока: Горные породы, слагающие земную кору.

Цель урока. Создание условий для формирования у обучающихся общего представления о составе твердой оболочки Земли, о свойствах, происхождении и классификации горных пород.

$ Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Задачи урока:

Образовательные: Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы».

Развивающие: Развивать общеуче$бные умения (работать с учебником и дополнительной литературой, составлять таблицы, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);

Развивать географические умения для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы).

Воспитательные:  Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результате совместной учебной деятельности. Воспитывать толерантность.

$Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Необходимое оборудование:
раздаточный материал для выполнения заданий;
конверт «Индикатор урока» с разноцветными яблоками на самоклеящейся бумаге (1 на парту), коллекция  «Горные породы».

«Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни…

$не подозревая, что знакомство с ними обогатило бы наш опыт во всех областях жизни»

К.Г.Паустовский

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

$

$Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

$3

4

5

1.

Организационный момент.

Приветствие учеников,

проверка готовности к уроку.

Подготовка необходимого оборудования.

2.

Мотивация. Актуализация знаний.

Целеполагание.

Учитель читает сказку о ка$менном угле. (Приложение 1)

После прочтения учитель задает вопросы:

-В чем смысл этой сказки?

-О какой горной породе в ней идет речь?

-О каких горных породах вы уже слышали или встречались с ними в природе?

-Как вы думаете, какую новую тему мы начнем изучать?

-Какую цель каждый поставил для себя?

-Что бы вам хотелось узнать о горных породах?

-Где вам могут пригодиться знания при изучении этой темы?

Слушают сказку.

$Отвечают на вопросы учителя.

Тема урока: «Горные породы».

Дети отвечают, учитель фиксирует главные вопросы на доску.

$

Мы должны познакомиться с основными видами горных пород, с их происхождением, а также классифицировать горные породы.

Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного текста;

Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД: умение

выражать свои

мысли, слушать.

3.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

$

$ Создание

проблемной

ситуации

Выдвижение

гипотез $

Поиск решения.

Учитель предлагает поработать с коллекцией.

$ — На партах у вас стоят коробочки.  

-Прочитайте, что в них находится?

Разделите их на группы.

— Сколько групп получилось?

-Попробуйте определить, что будет минералом, а что горной породой.

-Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов?

 

— Сформулируйте определение минерала, горной породы.

После самостоятельной работы учитель предлагает обсудить предложенные оп$ределения, выбирается наиболее оптимальное.

Учитель: Вся толща земной коры состоит из разнообразных горных пород. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном $в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов.

-Какой проблемный вопрос встает перед нами?

Какие у вас будут гипотезы?

(не забывайте о словах: допустим, предположим, возможно, если, я думаю)

Организует мозговой

штурм, дискуссию.

Учитель предлагает составить схему «Горные породы по происхождению», используя карточки Приложения 2.

Просмотровым чтением оп$ределите, на какие группы делят горные породы по происхождению?

-Проверьте правильность выполнения работы, сравнив со схемой на магнитной доске.

-Давайте рассмотрим особенности каждой группы горных пород.

Для этого мы поделимся на три группы (по рядам), каждая из которой получает задание, которое выполнит с помощью учебника и дополнительной литературы. (Приложение 3)

Работаем в группах:

магматические породы,

осадочные породы,

$метаморфические породы.

Задание для групп:

1) Используя текст Приложения 3 составьте характеристику исследуемой группы горных пород.

2) Занесите результаты исследования в таблицу.

Обсуждение работы групп.

Давайте сделаем вывод. Из каких горных пород состоит земная кора?

Ответим на проблемный вопрос, который встал перед нами: В чем причина многообразия горных пород?

Отвечают:

Гранит, полевой шпат, слюда, кварц.

Работают в парах.

две (минералы и горные породы)

— Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит.

Вывод: Горные породы состоят из минералов.

Обучающиеся дают определения понятию горные породы$, используя схему: «Понятие – Что такое? + существенные признаки»

Минералы

природные вещества

$однородные по составу и строению

Понятие -Что такое? + Существенные признаки

Горные породы

природные тела

Состоит из одного или нескольких минералов

Горные породы — природные соединения из одного или нескольких минералов. 

$Минералы — однородные по составу и строению части горных пород.

$Почему горных пород так много?

В чем причина многообразия?

Выдвигают гипотезы.

Работают в парах.

$Обучающиеся знакомятся с

материалом учебника (параграф 21) и

используя карточки составляют

классификацию горных пород в виде

схемы.

(один ученик прикрепляет карточки к магнитной доске и отвечает на вопрос)

-Горные породы по происхождению делятся на 3 группы: магматические, метаморфические, осадочные.

$Магматические горные породы

Глубинные Излившиеся

Осадочные горные породы

Обломочные Органические Химические

Метаморфические горные породы

$Работают по рядам, заполняют таблицу

Типы горных пород

$

Магматические

Осадочные

Метаморфические

Условия образования

Вывод: земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

-Главная причина многообразия горных пород — это различия в условиях их образования и в изменениях, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности, т.е. зависит от происхождения.

$

Коммуникативные УУД: умение

выражать свои

мысли, слушать.

Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения,

приводить аргументы и подтверждать их фактами.

$

$

Познавательные УУД:

постановка и формулирование проблемы,

$выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные УУД:

построение цепи

рассуждений,

Коммуникативные УУД: умение

выражать свои

мысли, умение

слушать, вступать в

диалог, инициативное

сотрудничество

$Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных источников информации;

-контроль и оценка результатов деятельности;

-синтез — составление целого из частей,

формирование и развитие умения «свертывания» информации(составления схемы)

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с цел$ью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные УУД: -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;-производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

установление причинно-следственных связей

$

Физкультминутка

4.

Самостоятельное применение знаний. Закрепление, практическая работа.

$

-Скажите, те знания, которые вы получили сейчас достаточны для изучения каменной оболочки Земли?

— Что ещё нужно узнать? Для чего?

-Давайте рассмотрим разные горные породы.

-Чем они отличаются друг от друга?

Каждая горная порода обладает каким- либо свойством.

-Вам нужно исследовать и описать разные горные породы, по какому плану вы это будете делать?

Поставьте цель исследования.

Работают в группах.

$Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах. Для каждой из горных пород определите свойства и впишите их в таблицу.

На доске план:

1.Обсуждение задания

$ 2.Выполнение практического задания (экспериментаторы).
3. Оформление результатов (иллюстраторы)
4. Формулирование выводов (аналитики)

Взаимоконтроль. Учитель предлагает представителю от каждой группы озвучить работу участников и оценить ее; а также дать оценку решениям других групп.

Сделайте вывод: Как происхождение горных пород влияет на их свойства?

$Отвечают на вопросы.

Обучающиеся рассматривают образцы горных пород.

Свойствами: цветом, блеском, твердостью, прозрачностью.

Составляют план:

-название

— цвет

-блеск

-твердость

— происхождение

Изучить свойства го$рных пород.

Выполняют практическую работу «Знакомство с горными породами». (Приложение 4)$

Перед практической работой необходимо напомнить детям о ТБ при работе с данным полезным ископаемым. Вспомнить правило о том, что исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот.
На стол расстелить сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками.

Обучающиеся, рассмотрев образцы горных пород, заполняют таблицу:

Характеристика горных пород

План характеристики

Горные породы

1. Название.

Гранит

Известняк

Торф

$ 2. Цвет.

3. Структура:

а) зернистая (видны зерна минералов в породе);

б) плотная (зерна минералов не различимы);

в) землистая (зерна не различимы, порода оставляет след на руках).

$

$ 4. Твердость:

а) твердая;

б) средней твердости;

в) мягкая;

г) хрупкая.

5. Вес:

а) тяжелый;

б) средней тяжести;

в) легкий.

6. Происхождение (см. учебник)

$

Гранит – прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры.

Известняк – строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв.

Торф – горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырье.

Формулируют вывод.

Регулятивные УУД: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,;

Коммуникативные УУД$: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Познавательные УУД: умение

структурировать

знания;

контроль и оценка

$

процесса и результатов

деятельности.

Коммуникативные УУД:управление поведением партнёра — контроль,

$коррекция, оценка его действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

5.

$

Домашнее задание

Обязательное:

Проработать параграф 21 учебника.

Дополнительное творческое, на выбор:

$1.Составить кроссворд по теме «Виды горных пород».

или

2.Составить презентацию «Использование горных пород человеком»

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД: постановка

учебной задачи на

основе

соотнесения того,

что уже известно и

$ усвоено

учащимися, и

того, что ещѐ

неизвестно.

6.

$ Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие в мир камня.

Прочитайте еще раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению цели?

Ответьте на вопросы:

Что нам было известно о горных породах до сегодняшнего урока?

Что нового вы узнали о горных породах?

Что было самым интересным на уроке?

Что был$о самым трудным?

Что бы вы хотели еще узнать о горных породах?$

Урок закончен, и я предлагаю вам выразить свое отношение к нему.

В ваших конвертах находятся разноцветные яблоки. (конверт «Индикатор урока»)

Каждый цвет соответствует определенному отношению. (Приложение 5) Выберите яблоко того цвета, которое наиболее верно отражает ваше отношение к уроку, и при выходе приклейте его к дереву знаний.

(На входной двери на ватмане — нарисованное дерево.)

Читают цели, записанные в начале урока учителем на доске?

Отвечают на вопросы.

$ Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД: постановка

учебной задачи на

$ основе

соотнесения того,

что уже известно и

усвоено

учащимися, и

того, что ещѐ

неизвестно.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

Приложение 1.

СКАЗКА О КАМЕННОМ УГЛЕ

В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был Ванюшка-царевич. Знал он о своем царстве ни много, ни мало, а ровнехонько ничего. Разослал однажды Ванюшка-царевич во все концы своего государства гонцов-скороходов объявить всем, чтобы принесли во дворец все самое чудесное, что только есть в его царстве.
Чего только не принесли люди: и чудо-птицу павлина, и камни самоцветные, и самородки золотые. Последним появился неказистый мужичок, лыком подпоясанный, в лапти обутый, и подал царевичу простой черный уголек-замарашку. Рассердился Ванюша.
— Мне, — говорит, — добрые люди самоцветов, драгоценных камней полный сундук понатащ$или, а ты что принес? Теперь снова руки мыть придется. Забирай, и прочь отсюда!

Обиделся мужичок, а черный уголек и того пуще. Покатился уголек за порог, и след его простыл. И в тот же миг стало во дворце темным-темно.
— Это почему? — рассердился Ванюшка-царевич. — Подать сюда самого главного мудреца, пусть объяснит мне, по какому такому случаю в государстве темень кромешная наступила?

— Все потому, — сказал главный придворный мудрец, — что электричество иссякло.
— Почему?!
— А потому что топки погасли.
— Почему?
— Потому что по Вашей премудрой милости уголек в стран$е пропал.
— Пропал и ладно, пускай свечи зажгyт.
Свечи зажгли, посветлело. Да вот беда — холодно во дворце. у придворных зуб на зуб не попадает. Опять зовет Ванюшка царевич главного мудреца.
— Это на каком таком основании мы все тут обчихались, и лично у моего высочества пар изо рта валит?
— Так ведь отопление, ваше высочество, не действует.
— Почему?
— Да потому что в котельных огня нет.
— Почему?
— Почему?- Опять потому, что уголек по вашей милости пропал.
— Ладно, — сказал Ванюшка-царевич. — Дровами натопим. А пока шубы наденем и пойдем наш новый портрет смотреть. Приходят к придворному художнику, а у того на холсте одним карандашом черточки нарисованы и больше ничего.
— Это что за безобразие! — рассердился царевич, — почему я у тебя получился такой бледный? Я заказывал картину, чтобы всеми красками сверкала.
— Так ведь многоцветных красок нет, ваше высочество, их же из черного каменного угля добывают, а уголек по вашей милости, сами знаете…
От всех этих проблем разболелась голова у Ванюши. Послал за дворцовым лекарем. Он пришел, а чемоданчик пуст.
– Как ты смел прийти ко мне без лекарств?
– Простите, ваше величество, но белый порошок аспирин из черного угля делают, и все исчезло, словно никогда и не было.
Тут с криком воевода вбегает: «Беда! Напало на нас войско царевны Аленки из соседней сторонки».
— А где мои верные солдаты — бравые ребята?
— Солдатам-ребятам сражаться нечем: нет булатных мечей, нет железных щитов, хоть картошкой кидайся, блинами защищайся.
— Что ж кузнецы-молодцы мечи не сковали?
— Кузнецы говорят: «Не можем ковать — огонь в кузницах погас, угля нет». И железа нет, как его без каменного угля из руды возьмешь?
И решил Ванюшка-царевич беж$ать без оглядки из своего царства-государства, пока цел. Слез с пуховой перины, хвать кафтан, а на нем ни одной пуговицы. И новых не пришьешь — пластмассовые пуговицы тоже из угля делают.
Подать шубу мою меховую! – повелел Царевич.
– Нет шубы, она тоже была сделана из угля и она исчезла, – отвечает . Тут царевич взмолился: «Уголек! Родимый, прости. Воротись, не помни зла!»
Говорят, простил его уголек — вернулся…

Приложение 2

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

магматические

$

осадочные

метаморфические

глубинные

излившиеся

неорганические

органические

обломочные

химические

$

Приложение 3 .

Текст 1. Магматические горные породы.

На глубине до 100-200 км в толще мантии, где температура более 1500°С, а давление составляет десятки тысяч атмосфер, находится $магма. Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при ее остывании и затвердении, называются магматическими. Минералы и горные породы, образовавшиеся из магмы, обычно плотные, тяжелые, твердые. При извержении вулканов магма поднимается на поверхность Земли и изливается в виде лавы. Такие горные породы называют излившимися.$ Магма, прорвавшаяся по трещинам и разломам на земную поверхность, застывает быстрее, поэтому излившиеся магматические породы состоят из мелких кристаллов, их иногда трудно различить простым глазом (базальт, андезит). Если магма содержит много газов, то она при излиянии вспенивается, газы улетучиваются и образуется магматическая порода, которая имеет губчатое, пористое строение, например пемза. Она легкая и не тонет в воде. Вместе с тем пемза достаточно твердая и используется как шлифующий материал.

Однако не всегда магматическому расплаву удается достичь поверхности Земли. Из застывшей на глубине магмы образуются глубинные $магматические породы: гранит, габбро, диорит. Их отличает крупнокристаллическое строение.

Текст 2. Осадочные горные породы.

Эти породы, в отличие от магматических, образуются только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше. По составу и происхождению осадочного материала различают породы неорганические и органические.

Из неорганических горных пород особенно распространены обломочные. Они состоят из обломков различных пород. Происхождение их связано с процессами разрушения твердых пород (выветривание, размыв) и перемещения их обломков текущими водами, ледниками, ветром. При этом обломки дробятся, измельчаются, окатываются. Валуны, щебень, галька, гравий, песок, глина и ил оседают на дне морей, озер, рек или накапливаются на суше. Иногда в речных наносах находят россыпи драгоценных м$инералов магматического происхождения (золота, платины, алмазов).

Другие горные породы и минералы неорганического происхождения образуются из водных растворов минеральных веществ. Их называют химическими. Это, например, оседающие на дне водоемов калийные и поваренные соли, гипс.

Органические осадочные породы состоят в основном из остатков растений, животных, накопившихся за миллионы лет на дне озер, морей и океанов. К ним относятся горючие полезные ископаемые ($торф, каменный уголь), а также мел, известняки, состоящие из скопления остатков скелетов морских животных.

Для осадочных пород характерна слоистость. В пластах можно найти остатки и отпечатки растений и животных.

Текст 3. Метаморфические горные породы.

На некоторых участках земной коры осадочные и магматические породы могут быть перекрыты сверху толщами других пород и вновь оказаться в зоне высоких температур и высокого давления, соприкасаться с раскаленной магмой. При этом горные породы приобретают новые свойства. Под воздействием давления, высоких температур горные породы приобретают новые свойства: известняк превращается в мрамор, глина – в глинистый сланец, гранит – в гнейс. Такие изменившиеся в глубине горные породы называются метаморфическими (слово «метаморфоз» в переводе с греческого означает «превращение»).

$Приложение 4.

Практическая работа «Знакомство с горными породами».

Цель работы: формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.

Оборудование: инструктивные карты, коллекция минералов и горных пород (гранит, известняк, торф), фарфоровая пластина, стекло.

Форма проведения: составление таблицы. «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Ход работы:$

Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите в таблицу.

Характеристика горных пород

$

План характеристики

Горные породы

1. Название.

Гранит

Известняк

Торф

2. Цвет.

$серый (розовый)

белый

бурый (коричневый)

$3. Структура:

а) зернистая (видны зерна минералов в породе);

б) плотная (зерна минералов не различимы);

в) землистая (зерна не различимы, порода оставляет след на руках).

зернистая

плотная

землистая

4. Твердость:

а) твердая;

б) средней твердости;

в) мягкая;

г) хрупкая.$

твердая

средней твердости

хрупкая

$5. Вес:

а) тяжелый;

б) средней тяжести;

в) легкий.

тяжелый

средней тяжести

легкий

6. Происхождение (см. учебник)

магматическое (глубинное)

осадочное (органическое)

$

осадочное (органическое)

7.Применение

строительный материал

строительный материал

удобрение,

топливо

Гранит – прекрасный строительный материал; из неполированного гранита делают великолепные скульптуры.

Известняк – строительный материал; с его помощью повышают плодородие почв.

Торф – горючее полезное ископаемое; удобрение, повышающее плодородие почв, химическое сырье.

Приложение № 5

Обозначение цветов:

Красный – урок очень интересный. Мне все понравилось, я все понял(а).

Желтый – мне понравился урок, но я не все понял(а).

Синий $– я все понял(а), но урок был не очень интересный.

Коричневый – было скучно, я ничего не понял(а)

Литература:

1.Учебник География. Землеведение. под ред. О.А. Климановой – М.: Дрофа, 2010.

2.Учебник География. Начальный курс Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова . 6 класс, – М.: Дрофа, 2008.

3.Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д. Аксенова – М.: Аванта+, 2003.

4.Максимов Н.А. “За страницами учебника географии”. – М.: Просвещ$ение, 1981.

5. chern.org.ru Системно-деятельностный подход на уроке….

Post Comment