Тема урока: «Природные зоны Африки». Экваториальный лес 7 класс

МОУ НСОШ №2

учитель: Зайсунова Ирина Геннадьевна

Предмет: география

Класс: 7 класс

П$рограммно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику В.А, Коринской, И.В. Душиной , В.А. Щенева, 7 класс

Тема урока: «Природные зоны Африки».

Экваториальный лес.

Цель урока:

  • Формирование у учащихся знаний и представлений об особенностях ПЗ влажных экваториальных лесов Африки через создание позитивного эмоционального восприятия изучаемого материала.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с географическим положением ПЗ влажных экваториальных лесов Африки;

  • формирование представления об основных особенностях и главных чертах этой ПЗ;

  • $формирование у учащихся представлений и умений в описании ПЗ влажных экваториальных лесов Африки;

  • отработка умений сопоставлять различные географические источники: карты, номенклатуру, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания;

  • продолжить формирование экологическое мышление;

  • формировать у учащихся целостной $единой картины мира.

  • развивать умения и навыки вести записи в виде систематизирующих таблиц;

Тип урока: урок изучения нового материала (урок презентация)

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Содержание:

1. Актуальность:

  • необходимость использования наглядной интерактивной техники в работе учителя и учащихся;

  • создание яркого образа изучаемого материала;

  • потребность создания положительных эмоций в процессе $обучения и заинтересованности учащихся в учебной работе.

2. Научная обоснованность:

  • урок соответствует требованиям федеральных программ и действующим учебникам общеобразовательных школ;

  • урок отвечает требованиям новых научных данных и отражает реальную картину мира.

На уроке используется: Учебник:  Атлас для 7 класса “География материков и океанов”, рабочие тетради, словари, таблицы для описания ПЗ.

Оборудование: Данный урок представлен учителем, использующим в работе инновационные формы обучения: интернет, компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор. атлас 7 класс. рабочие тетради, словари, таблицы для описания ПЗ.

Ход урока:

Ход урока:

$

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион

ный момент

II.Изучение нового материала

Вводное слово учителя,

постановка целей урока

фронтальная беседа

$

Заполнение таблицы по картам атласа

Заполнение колонок «растительный и животный мир» по ходу презентации, объяснения учителя и сообщений учащихся

влажные экваториальные леса Африки (гилея)

Объяснение учителя, презентация

$

физкульминутка

Сообщение учащихся

$

$

Сообщение учащихся

Объяснение учителя, презентация

III.Закрепление

Подведение

итогов

$

д/задания.

$

$

$

$

1-2 слайд. Сегодня мы продолжим знакомство с уникальной природой африканского континента. Мы узнаем о тех удивительных растениях и животных, которые распространены в различных природных зонах Африки. Научимся характеризовать природные зоны.

Откройте тетради и запишите число, тему урока.

3. слайд. Задание 1: что называ$ется природной зоной?

От чего зависит образование природных зон?

4 слайд.

В чем заключается закон широтной зональности

5-6слайд. Задание 2: используя атлас с.-25 перечислите природные зоны Африки. Каковы особенности их размещения на материке? Из курса 6 класса вспомните, и назовите основные признаки зон экваториальных лесов.

7 слайд. В зависимости от климатических особенностей территории на ней складывается отличительный растительный и животный мир. Для того чтобы выделить особенности каждой природной зоны мы в течение нескольких уроков будем заполнять таблицу

8 слайд. Запишите её название и сдел$айте заготовку таблицы в тетради. Эту таблицу мы будем заполнять сегодня и на следующем уроке. Таблица 1.

Характеристика природных зон Африки

Природная зона

$

$

ФГП

Климат.

пояс

почвы

растительность

$Животный мир

гилея

саванна

$

пустыни

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники

$

Задание 3: используя атлас с.-25, 13,12 заполните колонки № 1-3.

Задание 4: заполните колонки «растительный и животный мир» по ходу объяснения учителя, по материалам презентации.

9 слайд. Экваториальные леса Африки (гилея, что в переводе с греческого означает лес) расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора. Для этой природной зоны характерны высокие температуры и влажности в течение всего года. Из-за сильной духоты европейцам, впервые сюда попавшим крайне трудно переносить этот климат. Первое впечатление от экватори$ального леса – хаос.

10 слайд. Какие климатические условия характерны?

11 слайд. По картам атласа определите тип почв экваториальной зоны. Материнские породы, почв, как и в других местах низких широтах Земли, богаты соединениями железа, а поэтому имеют красный цвет.

Почвы, образующиеся на этих породах, приобретают также красноватый оттенок. Их называю$т красно — желтые ферраллитные ( от латинского «феррум» — железо). Поступающие в почву в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, но не накапливаются в ней, поэтому почва не плодородная. Эти питательные элементы растения быстро поглощают. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину, местами вызы$вая ее заболачивание.

12 слад. Почти непроходимая стена деревьев, кустарников, трав, бамбука, перевитых лианами. Разнообразие видов поражает воображение. Одних только древесных видов около 1000. Для этих лесов характерна многоярусность.

13 слайд. Верхний ярус образуют самые светолюбивые и высокие фикусы, пальмы, деревья с ходульными корнями, напоминающими лапы пауков и служащие для поддержки этих великанов,

14-15слайд. Дерево фагара – сплошь покрытое шипами, а также дерево сейба с дисковидными корнями. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Эпифиты растения не связанные с почвой и получающие из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Эпифиты не паразитируют на хозяине, он лишь служит для них опорой.
16 -17слайд.  В среднем ярусе растут различные пальмы:
1. Масличная пальма — в период дождей даёт до 15 литров сладкого сока; 
2. Пальма рафия, к которой африканцы относятся особенно трогательно. Секрет такого отношения в 10 — 12 метровых листьях. Пигмеи покрывают ими свои хижины, из волокон плетут ткани, шляпы, корзины.
3. Удивительно и Эбеновое дерево, которое тонет в воде, цвет его древесины бур$ый, чёрный или зелёный из него делают мебель.

18 слайд. В нижнем ярусе растут фикусы, бананы. Это многолетняя трава вырастает в высоту 7-8 метров, всего за 10 месяцев.
Здесь очень душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.

19 слайд. Абсолют$ное большинство животных, из-за трудности передвижения по земле ведет древесный образ жизни. Это птицы, грызуны, насекомые, обезьяны. Горилла по Горилла покрыта густой черной шерстью.

Рост взрослой гориллы достигает 2 м, она

обладает огромной физической силой.

Большую часть времени эта обезьяна

проводит на земле, а не на деревьях.

Встречаются гориллы маленькими

группами от трех до шести особей,

иногда из девяти, но бывает и из $

восемнадцати животных. В каждой

группе есть старый, сильный вожак.

20 слайд. Многие животныежэкваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны – мартышки, шимпанзе и др.

21 слайд. В настоящем первичном дождевом лесу встречается лишь случайно.Она более приручена к опушкам, берегам водоемов и к вторичным экваториальным лесам. Лишь здесь окапи находит необходимые ей молодые побеги ветвей, расположенные на небольшой высоте , родственник жирафа – окапи, обитающие тол$ько в Африке.

К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные (африканский Оленек и др.) 22 слайд. На лесных опушках и у берегов водоемов встречаются редчайшие на земле животные – карликовые бегемоты (ростом до 80 см)

23 слайд.$ Крупный хищник экваториальных лесов – леопард. В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные человекообразные обезьяны гориллы, которые больше нигде не встречаются. В рыхлой почве и лесной подстилке водятся змеи, ящерицы. Распространены муравьи. Некоторые из них истребляют на своем пути все живое. Змеи, ящерицы, термиты. Во все ярусах распространены муравьи, в т.ч. кочующие муравьи, передвигающиеся длинными колоннами и истребляющие все живое на своем пути. Настоящим бичом Африки явл$яется маленькая муха цеце, являющеюся переносчиком опасного заболевания вызывающую падеж скота и сонную болезнь у человека. Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли, но они играют особую роль. Эти «зеленые легкие» Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Их уничтожение вызовет необратимые экологические последствия. Кроме того, лес играет важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Уничтожь растительный покров — нарушится сезонный цикл дождей, обмелеют реки, землю разъест эрозия. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 миллионов гектаров джунглей — площадь, равная четырем Бельгиям. Так, например, в Республике Конго леса сохранились лишь на 60% площади. Государство контролирует заготовку и экспорт древесины, лес восстанавливается, высаживают эвкалипты. В государстве Центральной Африки (Заир, Конго, Габон, Камерун) создаются новые национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов$.

24-25 слайд. Однако здесь есть свои рекордсмены. Это лягушка-голиаф — самая крупная лягушка в мире, длина её 35 см, вес 3,5 кг. Ахатина — самая крупная улитка, длина её достигает 38 см, вес 900 грамм

26. слайд. Вывод по изученному материалу.

1.Объясните причину малого плодородия почв экваториальных лесов.

2.Дерево защищающее от беспощадных солнечных лучей и дающее ценный питательный жир?

3. Редкие животные экваториальных$ лесов?

27 слайд. Анализ заполненной таблицы.

Мы с вами не побывали одной природной зоне Африки – экваториальной природной зоне (гилея). Я предлагаю совершить вам заочное путешествие в этой зоне, а свои впечатления записать в виде мини-сочинения на тему «Один день в экваториальном лесу». Путешествовать можете на любом виде транспорта: автомобиль, самолёт, верблюд или довериться своим ногам. А можете поле теть на воздушном шаре – экологически чистом виде транспорта. Всё в ваших руках, а особенно фантазия.

$

Делают записи по ходу лекции, работают с картами атласа.

Влажные экваториальные леса.

$

Дети о климате a)     Высокая температура года: b)    Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г); c)     Отсутствие сухого закона Солнечные лучи падают отвесно;

Дети: почвы красно-желтые ферралитные.

  

$

Записи в таблице

Записи в $таблице

Это масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, который очень питателен. Она имеет сладкий сок.

Окапи, карликовый бегемот

Опережающиезадания 4 учащимся по темам: «Саванны и пустыни» материка

$

Post Comment