Урок обобщения знаний в 6 классе по теме «Атмосфера»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М. Стрелкова

Игринского района республики Удмуртия

Урок обобщения знаний в 6 классе

$

по теме «Атмосфера»

подготовила

учитель географии

Стрелкова Фаина Николаевна

$

с. Зура

2013

Тип урока:$ обобщение и систематизация знаний по теме «Атмосфера»

Класс: 6

Цель урока: обобщить и систематизировать содержание понятий «атмосфера», «тропосфера», «атмосферное давление» состав воздуха.

Задачи:

— совершенствовать умения выстраивать цепочки причинно – следственных связей;

— выбирать и классифицировать признаки;

— уметь представлять результаты решения задач;

— обобщить и систематизировать знания по теме «Атмосфера»;

— содействовать активизации познавательной деятельности учащихся.

$ ФОПД: урок-игра с анализом конкретных ситуаций.

Оборудование: барометр, жетоны, раздаточный материал с ситуациями.

Структура урока:

  1. Организационный момент;

  2. $Мотивация учащихся к учебной деятельности;

  3. Актуализация знаний;

  4. Обобщение и систематизация знаний;

  5. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция;

  6. Самооценка и взаимооценка знаний по итогам работы группы;

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

$

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учащихся к учебной деятельности.

— Дорогие друзья! Сегодня на уроке мы совершим путешествие по $воздушной оболочке. Как, по-вашему, что важно нам повторить?

Ребята высказывают предположения.

— Ребята, представьте, что вы нахо$дитесь в салоне воздушного лайнера и совершать путешествие мы будем именно в нем. Во время путешествия вам не придется скучать, мы будем решать ситуационные задания. Итак, прошу вас устроиться поудобнее, пристегнуть ремни и прослушать условия игры: работать мы будем в группах, за правильные ответы, решение задач и заданий вы будите получать жетоны, которые по окончанию игры обменяете на оценки.

— Прошу дать название своей команде.

  1. Актуализация знаний.

$ — Прежде чем включить пусковые механизмы и отправиться в путь по просторам воздушного океана, попробуйте распределить места на пьедестале почета для кислорода, азота и углекислого газа согласно объему, занимаемому ими в атмосфере.

Учащиеся размещают знаки О2, СО2, N2 на схеме пьедестала почета на доске.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Каждая команда получает по три ситуации.

Команда обсуждает их, решает и представляет решение классу.

Задания первой команде

Ситуация 1. Из кабины самолета только что передали информацию – мы находимся на высоте 8000 метров. В каком слое атмосфе$ры мы летим? ТРОПОСФЕРА.

Везде ли на Земле одинаковая мощность тропосферы? Сравните мощность тропосферы$ по широтам (экватор, средние широты, полюса).

Над экватором -20км., в средних широтах -10-11 км, в полярных – 8 -9 км.

Ситуация 2. Уважаемые пассажиры, мы находимся на высоте 8000 м., температура перед вылетом была +15 градусов ºС. Сейчас за бортом…. мы приносим вам извинения, так как точную информацию по техническим причинам сообщить не можем. Ваша задача высчитать, какая температура на этой высоте? На сколько градусов изменилась температура воздуха?

На каждый километр температура понижается на 6 градусов ºС.

$Ответ: -33 град. ºС. Температура изменилась на 48 град.

Ситуация 3. Ребята, вашему вниманию предлагаются признаки различных слоев атмосферы (стратосферы, тропосферы). Отберите необходимое с пояснениями.

  1. водяной пар почти отсутствует;

  2. содержит 80% от всей массы воздуха;

  3. наблюдается оптическое явление (радуга)

  4. нижняя граница соответствует 20 км;

  5. состояние данного слоя зависит от территории, над которой формируется;

  6. $ здесь находится озоновый слой;

  7. это «кухня» погоды.

Ответ

ТРОПОСФЕРА

$

СТРАТОСФЕРА

2 3 5 7

1 4 6

Задания второй команде

Ситуация 1. Обратите взоры в иллюминаторы. Наш самолет пролетает над вершинами гор. Известны сведения о том, что атмосферное давление у подножья — 760 мм. рт. ст., на вершине горы 560 мм. рт. ст. Ваша задача – определить высоту $горы.

Решение: давление при подъеме на каждые 10,5 м. падает на 1мм. Высота горы 2100м.

Ситуация 2. Наконец мы подлетаем к разделу «Температура воздуха». Каким образом происходит поступление тепла на земную поверхность? Рассмотрите схемы нагрева воздуха. Какая из них верная?

  1. $СОЛНЦЕ – НАГРЕВ ВОЗДУХА — НАГРЕВ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

  2. СОЛНЦЕ – НАГРЕВ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ – НАГРЕВ ВОЗДУХА.

Ответ: правильная схема под номером 2.

Ситуация 3. Вопрос для книголюбов.

В книге шведской писательницы С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильсона Хольгерссона по Швеции» рассказано о глупом Тролле, который решил: «Построю дом поближе к Солнцу, пусть оно меня греет. Только, что такое? Чем дальше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. Ну, думает. Отсюда до Солнца рукой подать! А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый, если уж что в голову вобьет – не выбьешь. Решил на горе дом строить – построил. Солнце как будто близко, а холод все – равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замерз» Почему замерз глупый Тролль?$

Задания тр$етьей команде

Ситуация 1. Обратите внимание на барометр в салоне нашего самолета, он показывает 760 мм. рт. ст. Как поддерживается давление в самолете? Что произойдет, если давление в самолете будет изменяться с подъемом? Почему в нашем селе давление постоянно изменяется, ведь высота места над уровнем моря остается неизменной? На представленной схеме показать стрелками направление ветра. В каком случае ветер будет самым сильным. Объяснить, почему?

746мм.тр.ст.

752 мм.рт.ст 743 мм.рт.ст

$

Ситуация 2.

Поговорим о погоде. Почему зимой холодно, а летом жарко? Можно ли при ответе на этот вопрос использовать расстояние от Земли до Солнца?

Ситуация 3. Восстановите цепочку причинно- следственных связей, объясняющих образование ветра. Как называется этот ветер?

Ответ: причины образования ветра: разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.

  1. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция

Командам дается время на решение ситуаций. Затем желающие ребята из каждой команды отвечают на поставленный вопрос сит$уации, другие – помогают, если возникают затруднения.

  1. Самооценка и взаимооценка знаний по итогам работы группы

Я (оцениваем свою работу),

МЫ (оцениваем работу группы),

ДЕЛО (оцениваем работу, все ли удалось сделать).

Оценки проставляются на л$источках, каждый сам себе и взаимооценка.

— Вот и заканчивается наше воздушное путешествие. Судя по сводкам погоды, на месте прибытия нас ожидают осадки. А кто скажет, при каких условиях они выпадают?

Если облако состоит из капелек воды или снежинок размером менее 0,05мм, то осадков не будет. Размеры дождевых капель от 0,1до 5-7 мм.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

— Ребята, что для вас было важно на уроке?

$ — Какие задания вам удалось решить лучше, легче других?

— Что осталось непонятым для вас?

Учитель озвучивает оценки, благодарит всех за работу. Желает ребятам, чтобы путешест$вия на уроках привели их к настоящим географическим открытиям.

Домашнее задание: Попробовать составить самим задания и предложить их решить на следующем уроке одноклассникам.

Post Comment