Конспект урока по Геометрии "Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки" 7 класс

Геометрия 7 класс

Тема: «Теорема Фалеса. Пропорциональные отрезки».

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер с проектором, экран, мел, доска, линейка, карточки с заданием, раздаточный материал, стикеры.

Цели:

$Образовательные: обеспечить закрепление ранее усвоенного теоретического материала; осуществить взаимоконтроль знаний учащихся; сформулировать и доказать теорему Фалеса; ввести понятие «пропорциональные отрезки».

Воспитательные: воспитывать навыки учебного труда; формировать ответственность за конечный результат; воспитывать интерес к предмету.

Развивающие: $развивать логическое мышление; вырабатывать умение систематизировать и обобщать.

Формы работы на уроке: Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент

2. Мотивационный настрой

3. Актуализация знаний

4. Изучение нового материала

5. Решение задач

6. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Мотивационный настрой

$Однажды Сократ, окружённый учениками, поднимался к храму. Навстречу им спускалась известная афинская гетера. “Вот ты гордишься своими учениками, Сократ, - улыбнулась она ему, - но стоит мне только легонько поманить их, как они покинут тебя и пойдут вслед за мной”. Мудрец же ответил так: “Да, но ты зовёшь их вниз, в тёплую весёлую долину, а я веду их вверх, к неприступным, чистым вершинам”.

Вот и мы с вами сегодня должны подняться на одну ступеньку вверх, “преодолевая” задачи, которые будут рассмотрены на сегодняшнем уроке, тема которого мы определим позже.

3. Актуализация знаний

А) Сказка-вопрос ( работа в паре)

$Собрались все четырёхугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придёт, тот и будет королём» Все согласились.Рано утром отправились все в далёкое путешествие. На пути путешественников повстречалось озеро, которое сказало: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам»

 Часть четырёхугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше.

На пути им встретился говорящий тигр, который сказал, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось перед тигром, остальные продолжили путь. Тигр спокойно их пропустил.

 

Дошли до дремучего леса, где была узкая тропинка. Лес сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По тропинке через лес прошёл только один четырёхугольник, который первым добрался до царства и был провозглашён королём.

Вопросы:

  • Кто стал королём?

  • $Кто был основным соперником?

  • Кто первым вышел из соревнования?

Критерии оценивания:

3 правильных ответа – «5»

2 правильных ответа – «4»

$ 1 правильный ответ – «3»

Б) «Математический диктант»

1. Любой ли четырехугольник является параллелограммом? (Нет)

2. Любой ли параллелограмм является четырехугольником? (Да)

3. Чему равна сумма углов параллелограмма?(360)

4. Чему равна сумма углов прилежащих к одной стороне? (180)

5. Знаете ли вы меня

Хочу проверить,

Любую площадь я могу измерить,

Ведь у меня четыре сторон$ы

И все они между собой равны.

И у меня равны еще диагонали,

Углы мне они делят пополам, и ими

На части равные разбит я сам.

(Квадрат)

6. И у меня равны диагонали,

Хочу сказать я, хотя меня не называли,

И хоть я не зовусь квадратом

Он мне приходится родным братом.

(Прямоугольник)

7. Хоть стороны мои

Попарно и равны, и параллельны,

Все ж я в печали, что не равны мо$и диагонали,

Да и углы они не делят пополам

Но все ж, скажи, дружок, кто я?

(Параллелограмм)

8. Мои хотя и не равны диагонали,

По значимости всем я уступлю едва ли.

Ведь под прямым углом они пересекаются,

И каждый угол делят пополам,

И очень важная фигура я, скажу я вам.

(Ромб)

В) взаимооценивание

$Критерии оценивания:

8 правильных ответа – «5»

6-7 правильных ответа – «4»

4-5 правильный ответ – «3»

Г ) постановка темы (работа в группах)

Учащиеся выполняют зашифрованные задания и определяют тему урока

  • -2,5-24=-26,5-т

  • 105-120=-15 – $е

  • 2-84= -82-о

  • -10-23=-33 –р

  • 3-8=-5-е

  • 36-40 =-4-м

  • -3*9=-27 – а

  • -2*8=-16-ф

  • 0-15=-15-а

  • 2*(-3) = -6 л

  • -9+ 8 = -1 е$

  • 10* 0,3 = 3 с

  • 820/4= 205 а

-15

$-5

-26,5

-27

-82

-15

-16

-4

-33

-6

$-1

3

205

е

е

т

а

о

а

ф

м

р

л

е

с

$

а

Что получилось:

Д) Совместное целеполагание

4. Изучение нового материала

А) Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

Организую обсуждение: «Можно ли без помощи линейки со шкалой разделить отрезок пополам? Как разделить отрезок на 4 равные части? На 8? Как разделить отрезок на 3 равные части?

Создаю проблемную ситуацию.

$

Б) Индивидуальная работа

Цель. Научить делить отрезок на равные части, применяя теорему Фалеса.

Оборудование. Линейка, карандаш

Указание к работе.

  • Постройте отрезок АВ.

  • Постройте луч АК, не совпадающий с АВ.

  • На луче АК отложите п равных отрезков.$

  • Через точку В и последнюю проведите прямую.

  • Через концы отрезков, отложенных на луче АК проведите прямые, параллельные первой прямой.

  • $Сравните отрезки, получившиеся на отрезке АВ.

  • Сделайте вывод.

В) формулирование теоремы Фалеса. Составление алгоритма деления отрезка на равные части (работа в группе). Определение пропорциональных отрезков.

Г) Сообщение о Фалесе (опережающее задание, работа с одаренными детьми)

Д) Физминутка (дети отвечают жестами и движениями)

- Как живете?

- Как идёте?

- Как бежите?

- Ночью спите?

- Как даёте?

- Как берёте?

- Как шалите?

- Как грозите?

$- Как сидите?

- А геометрию как знаете?

Е) решение задач

60, 61 (1), 63 (в паре)

5. Рефлексия (дополнить предложения):

  • Я знаю…

  • Я умею…

  • Мне необходимо …

$6. Домашнее задание: п. 4 №61 (2), 64 (1), составить синквейн «Теорема Фалеса»

7. Выставление суммативной оценки за урок. Итог.

Post Comment