Игра как активная форма обучения информатике школьников младшего и среднего звена

Муниципальное общеобразовательное учреждение

г. Нерюнгри Республика Саха (Якутия)

Статья

$тема: «Игра как активная форма обучения информатике школьников младшего и среднего звена»

подготовили:

учитель информатики и ИКТ МОУ ИТЛ №24, Липилина Н.Н.;

учитель информатики ИКТ МОУ СОШ №9 Студилина О.С.

Нерюнгри, 2011

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить”

(Горький А.М.)

С первых лет жизни ребенок стремится овладеть различными формами дея$тельности, первой, наиболее значимой и любимой из которых является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь.

Игра для ребенка служит не только формой деятельности, но и средством реализации его активности, не только развлечением, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира.

Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно прививать учащимся стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.

Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себ$я.

Но не следует приучать учащихся к тому, что на каждом занятии их ждут новые игры. Все должно быть в меру. Кроме того, создавая игровые моменты на занятиях, важно помнить, что главная цель урока – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Необходимо найти такое сочетание игры и обучения, чтобы оно оптимально решало задачи и цели урока.

Используя различные игры на уроках, учитываются интересы и возраст учащихся. В начальных классах сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры, так как для младших школьников сюжетная игра выступает более легким видом деятельности, а подвижн$ые игры дают детскому организму возможность выплеснуть свою избыточную энергию. Для учащихся среднего и старшего звена используем интерактивные и сюжетно-ролевые игры.

Кроме занятий в игровой форме можно использовать отдельные игровые элементы на обычных уроках. Например, разгадывание кроссвордов, ребусов, криптограмм, анаграмм, сканвордов.

В качестве примера приведем несколько дидактических игр используемые на уроках информатики и ИКТ в начальной школе и среднем звене.

1. Игра «Доскажи словечко»

Ведущий читает отрывки из стихотворений, не произнося последние слова некоторых строк. Игрокам, необходимо, вспоминая это стихотворение, дополнить строки.

Примеры:

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие … (кошки).

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали … (мед).

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько … (корку).

Сшил себе котенок тапки,

Чтоб зимой не мерзли … (лапки).

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков … (грох).

Вяжет мама длинный шарф,

Потому, что сын … (жираф).

  • Я в зеленку угодил! –

Горько плачет … (крокодил).

2. Игра «Найдите предмет»

Ведущий загадывает предмет определенного цвета из тех, что находится в классе. Игроки должны отыскать его взглядом и $показать его местонахождение.

Примеры:

  1. Прямоугольная, коричневого цвета, на ней пишут. (Доска)

  2. Лежит на столе, серого цвета, имеет клавиши. (Клавиатура, мышь)

  3. Стоит на столе, обычно серого цвета, на нем автоматически что-то печатается. (Принтер)

  1. Игра «Маляр»

Ведущий. Маляр начал красить стену дома, но не докрасил ее. Посмотрите на рисунок и попробуйте догадаться, по какому правилу шла закраска. Помогите маляру закрасить стену.

Примеры рисунков.

  1. Игра «Найди закономерности и заполни пустые клетки».

(Вначале можно заполнить пустые, выделенные по диагонали клетки, а затем пустые кл$етки в рядах)

Пример.

1

4

7

10

13

16

1

2

3$

4

5

6

0

$2

4

6

$8

10

20

16

12

8

4

0

28

25

$

22

19

16

13

7

12$

17

22

27

$32

1

4

7

13

1

3

$

4

6

0

4

6

8

$

16

12

8

$28

25

19

7

12

27

32

  1. Обобщающий урок игра в$ 5 классе

Игру можно представить в виде презентации, дети с удовольствием играют и очень легко запоминают основные термины (Презентация к уроку представлена в дополнительном файле Урок_игра.pptx).

В заключение можно сказать, что каким бы ни было по своей форме занятие, главное, чтобы оно было интересным для учащихся, ставило перед ними конкретные задачи и помогало находить их решение, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.

Список используемых источников

  1. Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». №3-2001-М.: Образование и Информатика, 2001

  2. Х.Й. Лийметс Как воспитывает процесс обучения? — М.: Знание, 1982.

  3. Н.Ф. Талызина Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983

  4. А.Э. Симановский Развитие творческого мышления детей. — Ярославль: “Академия развития”, 1997.

  5. Ю.А. Первин, А.А.Дуванов, Я.Н. Зайдельман, М.А. Гольцман. Роботландия. Книга для школьника. НЦ ПСО при МГК по народному образованию. М., 1991.

  6. С.Н. Тур Учебник-тетрадь по информатике для 2 класса/ С.Н. Тур, Т.П. Бокучава.- Спб.: БХВ-Петербург, 2010.

    $

Post Comment