Использование электронной почты на уроках ИКТ как средство индивидуализации образовательного процесса

$ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ

НА УРОКАХ ИКТ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Барабанщиков Алексей Валентинович

учитель информатики

МОУ СОШ №71 г. Липецка$

e-mail: av-baraban@yandex.ru

В данной статье будет использоваться $понятие «индивидуализация» в следующем значении: «Индивидуализация – это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются».

Опи$санный ниже эксперимент был реализован мной в МОУ СОШ №71 г. Липецка во втором полугодии 2008-2009 учебного года, и с определенными коррективами продолжается в настоящее время.

Вначале рассмотрим ключевые особенности пр$едмета информатики.

Оснащенность кабинета техническими средствами изначально высока, и их применение обязательно на каждом уроке в силу содержания учебного материала.

Кабинет информатики структурно организован не как обычный класс, что влечет особенности организации учебного процесса. Например, крайне редко используется выход к доске, визуальный контак$т педагога с учениками строится совершенно по-иному.

Выполнение практических работ легко может быть связано с получением индивидуально-значимого результата.

$Мотивация учащихся уже сформирована, работа на компьютере привлекательна, важность и актуальность информационных навыков для большинства очевидна.

Разделение классов на подгруппы облег$чает процесс индивидуализации обучения.

Далее хотелось бы обозначить две проблемы изучения информатики и ИКТ в 8-11 классах, которые показались мне настолько значимыми, что для их решения целесообразным стало некоторое изменение$ организации учебного процесса.

Первая проблема – это насыщение компьютерами образовательных учреждений. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается значительный прогресс в этом направлении, до «идеального результата» — то есть схемы «один ученик – один компьютер» — еще далеко. Наиболее часто применяемой является схема «два ученика – один компьютер», что приводит к очевидному усреднению получаемого рез$ультата деятельности.

Вторая проблема – ярко выраженная неравномерность в овладении информационными технологиями. Это связано прежде всего с наличием либо отсутствием у учащегося домашнего компьютера, а также степенью развития личной познавательной активности. Мало того, в моем опыте$ работы наблюдается следующее: учащиеся, овладевшие ИКТ в домашних условиях, и на уроках информатики проявляют большую активность, а в микрогруппах выполняют большую часть задания. В результате образуется своего рода положительная обратная связь: ученик со слаборазвитыми навыками играет при совместном выполнении практических заданий вспомогательную роль, что в свою очеред$ь не способствует увеличению познавательной мотивации.

Следствием вышеуказанных проблем является расслоение класса на «т$еоретиков» и «практиков» — следует учитывать, что «практики», постоянно использующие домашний компьютер для учебы и досуга, приобретают завышенную оценку собственной информационной компетентности и, в связи с этим, известное пренебрежение к теоретической части курса информатики.

Средство у$меньшения влияния описанных проблем мной было выбрано следующее. Произведена регистрация специального ящика электронной почты на бесплатном сервисе (выбран Yandex.ru). Учащимся было предложено на организационном уроке сделать то же самое (при необходимости с помощью подробной технологической карты) либо использовать имеющиеся личные ящики электронной почты. Итоговое задание организационного урока — отправление тестового письма на мой $email. Это дало возможность соответствующим образом организовать прием почты на компьютере учителя, то есть создать в Outlook Express именные папки учащихся и прописать правила, по которым сообщения в них помещаются.

$ При дальнейшем изучении курса информатики все практические задания и технологические карты высылались учащимся по электронной почте, причем задания были адаптированы таким образом, чтобы результат их выполнения был также пригоден к отправке электронной почтой.

Время и место выполнения практического задания варьировалось в зависимости от желания, а также индивидуальных возможностей и способностей учащихся. $Таким образом, была стерта граница между классной и домашней работой, а индивидуальный характер заданий практически ликвидировал копирование решений учащимися.

Первые предсказуемые результаты такой орган$изации учебного процесса были следующие. Учащиеся, в высокой степени владеющие практическими навыками работы на компьютере, в большинстве случаев переносили выполнение задания на дом, тем самым освобождая школьные ПК для тех, кто компьютера дома не имеет и, в значительном большинстве, обладает более низким уровнем практических навыков. Кроме того, «практики» по собственной инициативе начали играть в учебное время роль консультан$тов для тех, кто решил выполнять задание на уроке (именно помогая, а не заменяя одноклассника в выполнении работы). Следует уточнить, что с целью стандартизации требований отправление результата по электронной почте являлось обязательным и для тех, кто выполнял задание в классе.

Перевод раздаточного материала — т.е. задани$й, технологических карт, инструкций – в электронную форму для педагога представляет значительное удобство. Контроль выполнения заданий по определенной теме также в некоторой степени автоматизируется. Легко с$облюдается не только индивидуальность заданий, но и конфиденциальность уровня их выполнения. Практически учебный процесс и контакт педагога с учеником не прерывается и во внеурочное время. Ученики имеют возможность отправить на спец. ящик запрос и получить индивидуальную консультацию в любое время.

Следующим этапом эксперимента стала реализация индивидуальной образовательной траектории. К примеру, пусть изучаемая тема предусматривает три практических работы. Первая из них рассылается ученикам сразу при начале изучения. Вторая – отсылается каждому при получении мной выполненной первой, и т.д. Заранее объявляется «дэдлайн» — то есть срок, к которому в$се р$аботы данной темы должны быть выполнены. Таким образом, учащиеся нацелены на получение конечного результата и получают возможность самостоятельно распределять учебное время.

Хочу отметить, что изменение формы учебного процесса не затронуло его содержания. Задания, предлагаемые учащимся, были составлены на основе рекомендованных методических материалов. Индивидуализация и адаптация заданий к использованию в электронной форме носила $и носит в плане содержания совершенно незначительный характер.

Помимо положительных моментов, нужно описать и проблемы, с которыми я столкнулся. Начнем с того, что у многих учащихся совершенно отсутствует навык распределения личного рабочего времени. Привычка к работе под постоянн$ым контролем, отсутствие самостоятельности, стремление отложить выполнение заданий «на потом» (особенно у учащихся 8-9 классов) может привести к срыву сроков выполнения заданий и поначалу требует контроля, а также назначения «индивидуальных дэдлайнов» для тех учеников, которые поначалу оказываются неспособными придерживаться регламентированных сроков.

Разумеется, индивидуализация заданий и контроль их выполнения требует повышенных затрат в$ремени педагога. Однако по мере накопления банка заданий эти затраты становятся все меньше, а положительные моменты, по моему мнению, перевешивают.

В заключение хотелось бы обозначить перспективы развития данной методики.

$Очевидным следующим шагом является автоматизация рассылки заданий, предназначенное для этого ПО часто является свободно распространяемым. Очевидная проблема – еще не сформирован полный банк заданий, работа над этим продолжается. Привлекательной выглядит возможность автоматической проверки знаний в режиме тестового опроса – последовательность ответов может размещаться, например, в теме п$исьма, а само письмо в зависимости от количества верных ответов может помечаться как выполненное или невыполненное.

Перспективным является апробация этой же методики в преподавании других предметов. Также в настоящее время я начал реализовывать работу с электронной почтой в преподавании ма$тематики и физики у детей, находящихся на домашнем обучении. Для этой категории учащихся постоянный контакт с педагогом особенно важен.

Post Comment