Конспект урока для 2 класса «Кодирование и декодирование информации»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Клевенка Ивантеевского района Саратовской области»

Информатика во 2 классе

Учитель начальных классов Вишнякова Светлана Анатольевна

Тема: Кодирование и декодирование информации

Тип занятия: Открытие нового знания

Цели и задачи занятия

  • Сформировать у учащихся понимание процесса кодировани$я и декодирования информации

  • Продолжать формировать у учащихся умения работать с координатной сеткой

  • Развивать внимание, логическое мышление

  • Воспитывать интерес к предмету

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, акустические колонки, наличие интернета, маршрутные карты, код Азбуки Морзе, цветные карандаши.

$Технологическая карта урока

Этап урок, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

(волны, шум моря)

Что вы видите перед собой? Слайд 1 (море)

Кто был на море?

$А вам хотелось бы отправиться в путешествие по морю?

Какой транспорт вы выбрали бы для путешествия?

Слайд 2 (корабль)

Кто главный на корабле?

Кто ещё присутствует на корабле?

Я предлагаю отправиться в необыкновенное, увлекательное путешествие по морю.

А вы не против, если я буду вашим капитаном, вы моей командой!

Как вы думаете, для чего люди путешествуют? $

Для того чтобы наше путешествие было увлекательным и безопасным предлагаю обсудить правила, которыми будут руководствоваться все члены команды

  • Быть внимательными…….

  • Быть активными, проявлять самостоятельность….

На столах у вас лежат карты, в которых вы будете прокладывать маршрут нашего путешествия.

Команда готова?

Мы отправляемся в путешествие на прекрасном корабле!

Учащиеся приветствуют учителя и отвечают на его вопросы

$

(капитан)

моряки

Ответы учащихся

Рассматривают карту

Ответы учащихся

$Коммуникативные:

умение вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные

самоопределение

Коммуникативные:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные

умение слушать и понимать других, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

2.Актуализация знаний

Как вы думаете, у корабля должно быть название?

У нашего корабля тоже есть название.

$Вы узнаете название нашего корабля, если сумеете разгадать его!

Слайд 3 (координатная сетка)

Перед вами координатная сетка, на которой расположены буквы.

У каждой буквы есть своя координата.

$В таблице даны точные координаты тех букв, из которых складывается название нашего корабля.

Я предлагаю вам по очереди выйти к доске, найти букву с заданной координатой, взять ее и вставить в таблицу.

Прочитайте название нашего корабля. «Бригантина» Слайд 4 (корабль)

Ребята, что вам нужно было сделать, чтобы узнать название нашего корабля

Вы раскодиро$вали информацию.

Да

работа с координатной сеткой

Нахождение буквы по заданным координатам

Чтение вслух название корабля

Познавательные

умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные:

умение оценить уч$ебные действия в соответствии с поставленной задачей

3. Сообщение темы занятия

4.Совместное $открытие знаний

5. Применение новых знаний

Это и будет темой нашего занятия

кодирование информации и ее декодирование,

а также закрепим умения работать с координатной сеткой

Итак, в путь! $Слайд 5 (карта)

На столе перед вами карта, на которой мы будем отмечать наш путь по морю и обозначать его на ней.

Возьмите красный карандаш и закрасьте маршрут по следующим координатам.

Капитан даёт координаты (2,1); (3,1); (3,2);

Обратите внимание мы проплываем мимо Острова!

Слайд 6 (Сигнал!)

Что вы слышите ?

Это не просто звук или сигнал, это информация, но только она закодирована специальным кодом.

Код- это система условных знаков для предоставления информации.

Звук, который вы сейчас услышали – это АЗБУКА МОРЗЕ

Кто знает код Азбуки Морзе?

(Это представление букв в виде двух символов

точки и тире.)

Слайд 7$ (Азбука Морзе)

Каждой букве алфавита соответствует знак из определённого количества символов.

Жители данного острова для нас закодировали информацию, а мы её получили в виде звука.

Действие, которое совершали жители острова, называется кодированием

кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной

Наш радист принял этот сигнал и нанёс на бумагу знаки в виде точек и тире.

$Зная код можно прочитать, то, что нам передали жители острова,

тем самым мы выполним действие, обратное кодированию,

которое называется декодирование,

то есть мы раскодируем, расшифровываем информацию.

На столе у вас лежат листы с кодом Азбуки Морзе, с её помощью мы можем прочитать послание с острова!

Привет с острова от Робинзона Крузо и Пятницы

Слайд 8 ( Остров с Робинзоном)

Вы знаете кто такой Робинзон Крузо и Пятница?

(Робинзон Крузо жил на необитаемом острове один, позже $появился друг Пятница)

Если вам интересно, можно взять в библиотеке книгу Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и прочитать.

Ребята, вы можете сами кодировать ответ с помощью

Азбуки Морзе и передать ее Робинзону Крузо и Пятнице!

Привет с корабля Бригантина жителям острова.

Каждый выберите слово, которое будете кодировать.

Слайд 9 (Азбука Морзе)

$Действие которое вы сейчас совершаете

называется кодированием.

Как вы думаете для чего нужно кодировать информацию?

(секретная информация, информация только для определённых людей)

Секретная информация у военных, в банк или в банкомат идут люди снимать деньги у всех специальный код, родители или вы сами кладёте деньги на телефон с помощью карты оплаты или в банкомате……

Для сокращения информации

Ученику в дневнике учитель не описывает подробно, за что сегодня получил 5, но каждый знает, за что учитель ставит 5, а за что 2

Слайд 10 (светофор, дневник…)

Для соблюдения правил дорожного движения используются дорожные знаки, светофоры

Работа с картой

$учащиеся указывают в своих картах цветным карандашом путь по заданным координатам

(какой то звук)

Ответы учащихся

Работа в группах

Декодирование информации

Ответы учащихся

Кодирование информации для жителей $острова

Познавательные:$

умение извлекать информацию из схем, умение выявлять сущность, особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы

$

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли $

6. Физминутка

Слайд 11 Давайте закодируем жестами некоторые действия Как живешь? Вот так!
Как идешь? Вот так!
А бежишь? Вот так!
Ночью спишь? Вот так!
Как берешь? Вот так!
А даешь? Вот так!
Как молчишь? Вот так!
А грозишь? Вот так!

Учащиеся отвечают хором ВОТ ТАК!

жестами кодируют движения

Личностные

ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений

7.Повторение изученного

Слайд 12 (Движение корабля с Пиратами) $Смотрите кто это к нам приближается? (Это Пираты!) нам предстоит бой с пиратами. (Логические игры и задачи) Слайд 13 Игра с Интернета$ Сколько вы видите кораблей? (двенадцать) Каждому члену команды нужно потопить по два корабля. Для этого необходимо назвать координаты корабля и попасть в цель. Ура! Победа на нашей стороне! Вы молодцы! Юная команда справилась со всеми заданиями.

Учащиеся играют в игру морской бой (точно называют координаты корабля )

Регулятивные

контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

$8. Применение новых знаний

Наше путешествие продолжается! Слайд 14 (карта) Я предлагаю вам отправиться на остров «Сокровищ». Найдите его на карте и укажите координаты пути, по которому мы сможем добраться до него. ( На этом острове капитан Флинт спрятал сокровище и нам нужно их найти Слайд 15 (Ребус) Если вы разгадаете ребус, то вы поймёте, что бы нам облегчило выполнение д$анного задания?

Якорь п ар ус ш т урв а$ л

Карта

Ребус – это тоже кодирование информации

Разгадывая ребус, что вы делали с информацией: кодировали или декодировали?

Слайд 16 (карта с кладом)

Перед вами карта и она вам поможет найти клад!

Назовите точные координаты, где находится клад.

Клад находится в сундуке

Сундук не простой, он зашифрован кодом. Чтобы открыть сундук, нужно подобрать код.

Слайд 17 (Числа и слово)

$В верхнем ряду таблицы находятся числа. Вам необходимо заполнить нижний ряд таблицы. В этом вам поможет алфавит.

21

5

1

15

10

У

Д

А

Ч

И

!

Слайд 18 (сокровища капитана Флинта)

$Сундук открылся! Все сокровища капитана Флинта ваши!

Учащиеся сами прокладываю$т маршрут по карте, называя координаты

Декодирование информации (разгадывание ребуса)

Учащиеся называют точную координату клада

Декодируют информацию

то есть расшифровывают код замка

Регулятивные

$контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные:

анализ объектов с целью выделение признаков, моделирование

Регулятивные

контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные:

анализ объектов с целью выделение признаков, моделирование

$

9.Подведение итогов

Слайд 19 (карта в порт)

Пора возвращаться в порт

Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

(кодирование, декодирование, Азбука морзе….)

Какой момент для вас был наиболее интересен?

Ответы учащихся

Регулятивные

контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

10.Рефлексия

Слайд 20 (Рефлексия)

Перед вами корабль с не закрашенным флагом. Я прошу вас закодировать для меня информаци$ю о нашем занятии.

  • Если ты успешно справился со всеми заданиями и ты готов к открытию новых знаний – раскрась флаг зелёным цветом;

  • $Если тебе на уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу, раскрась флаг жёлтым цветом;

  • Если тебе было трудно на уроке справляться с

задания$ми и тебе требуется помощь учителя –раскрась флаг красным цветом.

Учащиеся кодируют информацию (закрашивают флаг выбранным цветом)

Личностные:

ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений

Регулятивные:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

11.Физминутка

Слайд 21 (солнце)

После трудной, но интересной работы я предлагаю отдохнуть! Танец (команда танцует «Яблочко»)

танцуют, заранее подготовленный танец$

Личностные

ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений

Post Comment