Конспект урока для 8 класса на тему «Алфавитный подход к определению количества информации»

МОУ «Совхозная средняя общеобразовательная школа»

$

Открытый урок по информатике

в рамках РМО

по теме:

«Алфавитный подход к определению количества$ информации»

8 класс

Подготовила Жарикова Е.Н.

учитель математики и информатики

II квалификационной категории

Совхозной СОШ

$

Поселок Успенский, 2011г

Тема урока: «Алфавитный подход к определению количества информации. Изучение нового материала

Цели урока:

  • познакомить с алфавитным подходом к измерению информации;

  • ввести единицы измерения информации и соотношение между ними;

  • нау$чить вычислять информационный объём сообщения, записанного знаками какого-либо алфавита и представлять его в различных единицах измерения;

Термины

Алфавит, мощность алфавита, формула зависимости количества информации от числа возможных сообщений, алфавитный подход

Ход урока:

  1. Организационн$ый момент.

  2. Устная работа.

1)Индивидуальные карточки (Приложение 1)

Карточка 1.

1. Что такое бит?

2. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный цвет?

$

3. Сравните: а) 1204 КБ 1 МБ

б) 14 бит 14 байт

Карточка 2

1. Дайте определение понятию «информация».

2. Была получена телеграмма: «Встречайте вагон №7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 210 ГБ 1ГБ

Карточка 3

1. Дать определение понятию «перекодирование».

2. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?

3. Сравните: а) 1 байт 32 бит

б) 2048МБ 2ГБ

2) Проверка домашнего задания.

1.3

4) 1бит

1.4$

1 Кбайт = 210*23=213бит

1 Мбайт = 210*213=223бит

1 Гбайт= 210*223=233бит

1. Что такое знаковая система?

$2. Приведите пример знаковых систем?

3. Какая единица принимается за количество информации? (Бит – минимальная единица измерения информации.)

4. Какие единицы измерения вы еще знаете? (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт)

3. Объяснение нового материала.

Сегодня мы поз$накомимся еще с одним способом определения информации – алфавитным подходом.

Запишите тему урока «Алфавитный подход к определению количества информации».

При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какой-либо знаковой системы. Пусть алфавит знаковой системы состоит из N символов. Представим, что передать нужно всего один символ (это может быть один из N символов). Опять возникает неопределённость. Значит, количество информации, которое несёт сообщение, равное одному знаку, определяется соотношением:

, где N – мощность алфавита;

алфавитнабор всех допустимых символов знаковой системы.

С помощью этой форму$лы можно определить количество информации, которое несёт знак в знаковой системе.

Вопросы классу:

  1. Какое количество информации несет 1 знак арифметического выражения? (4 бит)

  2. Какое количество информации несет 1 знак русского алфавита? (5 бит)

  3. Какое количество информации несет 1 знак двоичной знаковой системы? (1 бит)

Сообщение состоит не из одного знака, а из последовательности знаков. Допустим, что сообщение содержит $k знаков. Каждый знак несёт определённое количество информации i. Количество информации во всём сообщении: I=ik.

Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы.

где N – мощность алфавита;

i кол$ичество информации, которое несёт каждый символ алфавита;

I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.

Пример 1. Подсчитайте, какое количество информации несет сообщение «ПРИВЕТВАСЯ».

Решение: сообщение записано на русском языке, алфавит = 32 буквы (i=5 бит, N=32, 32=2i, 25=2i ), количество символов k = 10, тогда все сообщение несет количество информации I = 5 бит * 10 = 50 бит.

Ответ: 50 бит

Пример 2. Подсчитайте, какое количество информации несет выражение «4+5=9».

Решение: выражение записано с помощью арифметических знаков (N = 16, 24 = 2i, i= 4 бит), количество знаков k = 5, тогда все сообщение I = 4 бит * 5 = 20 бит.

Ответ: 20 бит.

  1. Физкультминутка.

  2. $

  3. Закрепление изученного материала.

Учащиеся решают задачи по теме «Алфавитный подход к определению количества информации»

Задача1. Определите, какое количество информации несет сообщение 00011001

Решение: N = 2, i = 1 бит, k = 8, I = i*k = 8*1бит = 8 бит.

Ответ: 8 бит.

Задача 2$. Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несет?

Решение: N = 32, 32= 2i, 25 = 2i, i = 5 бит, k = 140, I = 140*5 = 700 бит.

Ответ: 700 бит.

  1. Практическая работа (Приложение 2)

Цель: закрепить правила перевода единиц измерения информации с использ$ованием приложения Калькулятор.

Программное обеспечение: ОС Windows, ОС Линукс, приложение Калькулятор.

Ход работы

$Задание: переведите в килобайты.

7168 байт, 7680 байт, 75776 байт, 700000 байт, 2 Мб, 400 Мб, 5 Гб, 300 Гб, 2560 байт, 257 Мб, 30 Гб.

7. Задание на дом.

Прочитать п.1.3.3, № 1.8 – 1.10

Приложение 2

Практическая работа по теме

«Перевод единиц измерения информации»

Цель: закрепить правила перевода единиц измерения информации с использованием прилож$ения Калькулятор.

Программное обеспечение:$ ОС Windows, ОС Линукс, приложение Калькулятор.

Ход работы

Задание: переведите в килобайты.

  1. 7168 байт =

  2. 7680 байт =

  3. 75776 байт =

  4. 700000 байт =

  5. 2 Мб =

  6. 400 Мб =

  7. 5 Гб =

  8. 300 Гб =

  9. 2560 байт =

  10. 257 Мб =

  11. $30 Гб =

Практическая работа по теме

«Перевод единиц измерения информации»

Цель: закрепить правила перевода единиц измерения информации с использованием приложения Калькулятор.

Программное обеспечение: ОС Windows, ОС Линукс, приложение Калькулятор.

Ход работы

Задание: переведите в килобайты.

  1. 7168 байт =

  2. 7680 байт =

  3. 75776 байт =

  4. $

  5. 700000 байт =

  6. 2 Мб =

  7. 400 Мб =

  8. 5 Гб =

  9. 300 Гб =

  10. 2560 байт =

  11. 257 Мб =

  12. 30 Гб =

Приложение 1

Карточка 1

$Фамилия_______________________________________8 класс

1. Бит – это____________________________________________________________

2. В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный цвет?

Решение:______________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. Сравните: а) 1204 КБ 1 МБ

$б) 14 бит 14 байт

Карточка 2

Фамилия _____________________________________________________ 8 класс

1. Дайте определения понятию «информация» -это__________________________

______________________________________________________________________

2. Была получена телегр$амма: «Встречайте вагон №7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сравните: а) 38МБ 38КБ

б) 210 ГБ 1ГБ

$

Карточка 3

Фамилия______________________________________________ 8 класс

1. Дайте определение понятию перекодирование – это_______________________

_____________________________________________________________________

2. Группа школьников пришла в бассейн, в котором$ 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?

Решение:____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сравните: а) 1 байт 32 бит

б) 2048МБ 2ГБ

Post Comment