Конспект урока информатики в 8 классе по теме «Графический интерфейс операционных систем и приложений»

БЕГАЛИЕВ РУСТАМ НУРМАНБЕТОВИЧ

$ УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ

МКОУ ТАЕЖНИНСКАЯ СОШ №7

Конспект урока информатики в 8 классе

по теме «Графический интерфейс операционных систем и приложений»

Цели:

  1. образовательная: более подробно ознакомить учащихся с графическим интерфейсом операционных систем и приложений, с основными эле$ментами окон и диалоговых панелей;

  2. развивающая: развивать навыки ориентирования в графических средах операционных систем;

  3. воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к предмету и исследованию новых возможностей, представленных в операционной системе Windows$ 7.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютеры, проектор, видеофайл «Окна Windows 7» (Приложение 1), листы с практической работой (Приложение 2), тетради.

$ Использованная литература:

  1. Графические интерфейсы – [http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RDwg(o,lxqol!otylw(lpx:].

  2. Графический интерфейс пользователя – [http://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/1261/ГРАФИЧЕСКИЙ$].

  3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Использованные материалы:

  1. «Окна Windows 7» (видеофайл) - http://www.youtube.com/watch?v=4_H3Ni0ApOQ.

Ход урока

$

I. Оргмомент

(1 мин)

Приветствие. Выявление отсутствующих. Объявление и запись темы урока.

$

II. Проверка домашнего задания

(5 мин)

1. Вопросы:

  1. Что такое операционная система и зачем она необходима? (ОС –$ это набор программ, которые управляют работой устройств компьютера и обеспечивают доступ к его ресурсам, то есть позволяют осуществлять диалог с пользователем. Без установленной ОС мы вообще не смогли бы работать с компьютером.)

  2. Когда мы устанавливаем операционную систему на только что приобретенный компьютер, что происходит в момент ее установки$? (В момент установки ОС осуществляется распаковка установочных файлов и копирование их с дистрибутива на жесткий диск компьютера.)

  3. А что такое «дистрибути́в»? (Это форма распространения программного обеспечения; диск, содержащий программы начальной инициализации системы; обычно включает в себя программу-установщик и набор специальных файлов с отдельными частями системы (так называемыми пакетами).)

  4. В каком случае мы называем жесткий диск компьютера$ системным? (В том случае, когда файлы установки операционной системы хранятся уже в долговременной памяти комптютера и запуск – загрузка - операционной системы происходит с жесткого диска.)

  5. В каком из трех случаев происходит загрузка операционной системы? (В результате: включения питания компьютера, нажатия кнопки $Reset на системном блоке или одновременного нажатия клавиш {Ctrl}+{Alt}+{Del}.)

  6. Какие основные этапы в загрузке компьютера вы можете выделить? (1. Включение $и тестирование работоспособности, памяти и аппаратных средств компьютера. 2. Загрузка данных в оперативную память компьютера и запуск операционной системы.)

  7. Что такое прикладное программное обеспечение? Что значит «прикладной»? (Это программное обеспечение, предназначенное д$ля выполнения определенных пользовательских задач и рассчитанное на непосредственное взаимодействие с пользователем. Оно представляет наибольший интерес для пользователя. Прикладной – то есть «необязательный», «дополнительный».)

  8. Каким термином обозначают прикладную программу? (Приложение.)

  9. На какие четыре группы разделяют прикладное ПО? (На приложения общего назначения$, приложения специального назначения, обучающие программы и программы-игры.)

  10. Какие программы относятся к приложениям общего, а какие – к приложениям специального назначения? Приведите примеры этих приложений. (Приложения общего назначения именуют так потому, что такие программы применяет большинство пользователей, вне зависимости от места работы и специальности; например, приложение «Калькулятор» или «MS Word$». К приложениям специального назначения принято относить программы чаще всего профессионального использования, т. е. для использования «по специальности», $как, например, бухгалтерская программа «1C: Предприятие» или программа создания флеш-анимаций «Macromedia Flash».)

2. Опрос. Устная проверка выполнения письменной домашней работы (с развернутым ответом) по заданию 2.8 после §2.4.2. Учащимся нужно было подумать над тем, какие из программ они установили бы на свой компьютер. Эта работа должна была быть выполнена письменно, в тетради. Достаточно опросить три или четыре человека, а остальные работы проверить к следующему уроку.

III. $Изучение нового материала

(25 мин)

$

Рассказ учителя и демонстрация действий на экране. По мере объяснения нового материала учитель в режиме реального времени открывает и показывает учащимся основные элементы окон и диалоговых панелей.

- Тема нашего урока (как вы уже успели увидеть на доске) – «Графический интерфейс операционных систем и приложений». Что же такое «графический интерфейс»?

Графическим интерфейсом в информатике называют графическую среду для взаимодействия пользователя с компьютером. Графически$й интерфейс позволяет нам управлять компьютером с помощью различных визуальных элементов управления – окон, списков, кнопок, гиперссылок, ярлыков и т. д. Все эти элементы представляются в виде изображений на экране монитора компьютера. Проще гов$оря, графический интерфейс операционной системы и приложений – это их оформление.

Давайте запишем:

«Графический интерфейс позволяет нам осуществлять взаимодействие с компьютером в форме диалога с использованием окон и меню».

Кстати, слово interface в переводе с английского как раз и означает: «взаимодействие».

В самых первых персональных компьютерах использовались простейшие операционные системы, в которых графического интерфейса не было практически никакого, только один текст$ и только одни числа на черном или синем экране, а команды представляли собой непонятную и длинную комбинацию символов, что делало пользование такой системой трудно$й для обывателя. Не было изображений, облегчающих работу пользователя с операционной системой и программами.

Сегодня дела обстоят совершенно иначе. Прогресс есть прогресс. Разнообразные кнопки команд, окна и панели теперь нам в помощь.

Существует четыре типа окон: окна $папок, окна приложений, окна документов, а также диалоговые окна.

Что ж, познакомимся еще с одним понятием – «диалоговое окно».

Диалоговым окном (или диалоговой панелью) называют специальный элемент интерфейса – окно, предназначенное для вывода информации и получения ответа от пользователя. Потому это окно и называют «диалоговым»: между компьютером и пользователем как будто идет диалог.

Запишем:

$ «Диалоговые окна используются для настройки параметров работы операционной системы и приложений».

Почему же мы всё говорим и говорим о всяких разных «окнах»? Да потому что, как вы все знаете и помните, название операционной системы Windows переводится как «окна». Это и есть главный элемент графического интерфейса любой операционной системы и любой программы.

Любое окно имеет свои элементы. Давайте эти элементы окон и запишем в тетрадь:

1. Заголовок окна (строка заголовка), который может содержать название папки, докум$ента или приложения, а может и не содержать, оставаясь пустым.

2. Меню и кнопки управления состоянием окна, которые располагаются справа в с$троке заголовка и позволяют сворачивать, разворачивать и закрывать окно.

3. Меню окна (строка меню), помещающаяся непосредственно под строкой заголовка и содержащая перечень сгруппированных команд. В операционных системах Windows$ версий Windows Vista и Windows 7 эта строка в окнах папок и некоторых приложений (например, Internet Explorer) первоначально скрыта. Но если мы нажмем клавишу Alt на клавиатуре, меню окна тут же появится.

4. Панель инструментов. Она располагается обычно под строкой меню и содержит набор наиболее часто употребляемых кнопок, предоставляющих быстрый доступ к каким-либо функциям или пунктам меню окна.

5. Рабочая область (или рабочее поле) окна. Это внутренняя часть окна, в которой производится работа с дисками, папками, $файлами, документами. Это самая главная часть окна.

6. Полосы прокрутки. Эти элементы проявляют себя тогда, ког$да содержимое окна не может уместиться в видимую часть рабочей области. Полосы прокрутки бывают вертикальными и горизонтальными. Они позволяют с помощью перемещения просматривать всё содержимое.

7. Границы окна. Это элементарно. Границы окна – это рамка, которая ограничивает наше окно со всех сторон. Границы окна мы можем изменять по своему усмотрению, достаточно только навести на них указатель мыши и, захватив, перетащить в нужное м$есто.

8. Адресная строка. Имеется, в основном, в окнах папок. Она позволяет просматривать либо указывать путь к папке, или, как говорят, указывает директорию папки.

9. Список папок. Этот список располагается, как правило, в левой половине окна, на одном уровне с рабочей областью; он позволяет осуществлять быстрый переход к нужному каталогу (папке).

Вот, вроде бы, и всё. Можно перейти и к диалоговым панелям.

Диалоговые панели тоже содержат некоторые элементы. Эти элементы диалоговых панелей суть следующие:

1. Флажки$. Позволяют присваивать каким-то параметрам набор определенных значений; имеют вид квадратиков, в которых мы щелчком мыши можем поставить «птичку-галочку».

2. $Переключатели. В отличие от флажков служат для выбора только одного параметра; имеют вид кружочков, в одном из которых можно поставить точку, тем самым активировав тот или иной параметр.

3. Вкладки. Названы по аналогии с книжными закладками; переключаться между вкладками можно щелчком мыши по их заглавию.

4. Текстовые$ поля. Элементы диалоговой панели, в которых с помощью клавиатуры мы можем ввести произвольную последовательность символов.

5. Списки. Представлены двумя видами: раскрывающиеся и нераскрывающиеся списки. Раскрывающийся список выглядит $как текстовое поле, снабженное кнопкой с маленьким треугольником, направленным вершиной вниз. При нажатии на раскрывающийся список появляется перечень предлагаемых для выбора значений, причем значение в раскрывающемся списке возможно выбрать только одно.

6. Счетчики. Если мы откроем, например, диалоговое изменения настроек времени, то можем увидеть небольшое поле с часами, минутами и секундами и рядышком пар$очку стрелочек, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в этом связанном с ним небольшом поле.

7. Кнопки. Ну, уж кнопку вы и сами найдете, ее ни с чем спутать нельзя. «Клик» по кнопке запускает на выполнение команду, указанную в названии этой кнопки. Название на кнопке поясняет ее значение.

8. И последнее. Ползунки. Ползунками на компьютерном языке называют не детские штанишки-колготочки, а элемент управления диалоговыми окнами, который позволяет плавно менять значение какого-либо параметра. Например ползунок измене$ния масштаба отображения документа в Microsoft Office Word или ползунок настройки скорости движения указателя мыши.

С помощью координатного устройства «мышь» мы можем управлять всеми элементами графического интерфейса операционных систе$м и приложений. Мы можем использовать одинарные или двойные щелчки левой кнопки мыши или одинарные щелчки правой ее кнопкой для вызова контекстного меню.

Контекстное меню объектов (папки, файла, диска, документа) позволяет ознакомиться с их свойствами и выполнить кое-какие операции над ними (например, копиров$ание, удаление, перемещение, создание ярлыка программы и т. д.).

Ярлык – это значок файла или программы, служащий указателем на объект для его запуска (активирования).

Запишите это определение ярлыка.

- Знали ли вы, что ярлыком в былые времена, в пору татаро-монгольского нашествия на Русь, называли указ, распоряжение, письменное повеление татарского хана?

Также не менее значимым элементом графического интерфейса операционных систем являются пиктограммы.

Пиктогра́мма $– элемент графического интерфейса; небольшое растровое изображение на экране монитора, которое служит для идентификации некоторого объекта (диска, файла, программы и т. п.). Выбор и активизация пиктограммы щелчком мыши вызывает действие, связанное с этим объектом (открытие файла, запуск программы и$ т. д.).

Это определение давайте тоже запишем.

Всё, о чем мы говорили сегодня при изучении новой темы, нужно запомнить. Работая за компьютером мы с вами открываем документы, запуск$аем программы, в общем, используем данные, хранящиеся в оперативной и долговременной памяти компьютера. Файлы и данные, доступные пользователю, называются информационным пространством пользователя.

Запишите, пожалуйста, последнее определение:

«Информационное пространство – это доступные пользователю файлы и папки».

Просмотр видео «Окна Windows 7».

- А сейчас давайте посмотрим небольшое видео о новых возможностях работы с окнами в ОС Windows 7.

($После просмотра следует сообщить ученикам, что функция «встряски» активного окна – технология «Shake» - имеется не у всех версий Windows 7; к примеру, в версии Windows 7 Домашняя базовая, эта технология отсутствует.)

- Давайте попробуем выполнить то, чему нас научи$л технический писатель, один из разработчиков самой распространенной операционной системы Windows, а т$акже узнаем еще кое-что пока малоизвестное, но довольно-таки интересное.

IV. Подведение итогов

(1 мин)

Собрать тетради, подвести итоги урока.

V. Домашнее задание

(пояснить)

(3 мин)

§§2.5, 2.6.

И$ндив. задания: подготовить сообщения по самым распространенным антивирусным программам Kaspersky Antivirus, Dr.Web, avast!, McAfee, Nod32 Antivirus, Norton AntiVirus, Pand$a Antivirus, Avira AntiVir (семь докладов-сообщений для семи учеников).

VI. Практическая работа

(10 мин)

Практическая работа по только что пройденной теме (Приложение 2). Учащимся раздаются распечатанные задания с описан$ием хода выполнения эксперимента.

При наличии времени учащимся, закончившим выполнение работы, можно предложить самостоятельно выполнить задания 2.9 и 2.10 учебника (с. 66): 1) Произвести установку параметров экранной заставки, которая в случае бездействия пользователя появляется через заданное время на экране монитора; 2) Ознакомиться с контекстными меню файла, папки и диска.

$6

Post Comment