Конспект урока на тему 3 класс «Декодирование информации»

Урок 3 класс

Тема: «Декодирование информации»

Цели:

  • обобщить знания учащихся о действиях с инфор­мацией;

  • познакомить учащихся с действием, обратным ко­дированию, — с декодированием информации; раскрыть смысл понятия «декодирование» на при­мерах;

  • $научить детей решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование.

  • инициировать умственную деятельность учащихся
    при обобщении сведений о действиях с информа­цией;

  • совершенствовать аналитические навыки учащих­ся при выполнении заданий на преобразование ин­формации из одной формы в другую;

  • развивать информационную культуру учащихся

$

Ключевое понятие: декодирование информации, код, кодировочная таблица, преобразование.

Вспомогательные (дополнительные) понятия:

действия с информацией, прием информации, сообще­ние, смысл, форма представления информации, прави­ло, кодирование информации

$ Обеспечение урока:

  • учебник (§ 10),

  • рабочая тетрадь № 1,

  • демонстрационный ПК (нужен мультимедиа-проектор),

  • презентация к уроку, кодовые таблицы, диагностическая карта.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала(Мотивация учебной $деятельности с итоговым повторением).

Активизация знаний учащихся проводится с помощью экспресс-опроса. Вопросы:

    • Зачем люди кодируют информацию?

    • Привести примеры кодирования информации.

    • В чем заключается кодирование с помощью алфа­вита?$ Как называются таблицы, которые помогают вам при кодировании сообщений?

    • Меняется ли смысл сообщения при кодировании? А что при этом изменяется?

    1. Объяснение нового материала

    Изложение новой темы ль проводится в виде рассказа учителя о декодировании информации

    Учитель обращает внимание учащихся на то, что при работе с компьютером мы постоянно имеем дело с кодированием и декодированием информации. В слу­чае заинтересованности учащихся на этом можно оста­новиться более подробно.

    1. Работа в рабочей тетради №1

    При решении информационных задач необходимо, чтобы на каждой парте имелись необходимые кодовые таблицы.$

    Учитель обращает внимание детей на то, что деко­дирование осуществляется по определенным правилам. Все упражнения нацелены на отработку навыков деко­дирования по различным правилам.

    В упражнении 1 учащимся предлагается декодиро­вать информацию, представленную в форме рисунка. Требуется представить ее в форме описания (в виде тек­ста).

    В упражнении 2 цвета светофора можно рассматри­вать как один из способов кодирования информации. Учащиеся должны соединить поля стрелками по смыслу.

    Правильный ответ:

    $ Для решения упражнения 3 учащиеся пользуют­ся кодировочными таблицами с алфавитом. Учащиеся проводят декодирование слов по номерам букв в алфа­вите. Учитель может напомнить учащимся, что код для буквы имеет два разряда, а также рекомендовать учащимся обратить внимание на первый десяток букв алфавита.

    Правильный ответ:

    А)

    12 16 15

    $12 16 20

    12 10 20

    Код

    Кот

    Кит

    Б)

    23 13 06 02

    0915 01 12

    09 03 21 12

    $

    Хлеб

    Знак

    звук

    В)

    14 29 26 30

    25 10 19 13 16

    02 21 12 03 01

    Мышь

    число

    $

    буква

    Г)

    12 16 19 14 16 19

    20 06 12 19 20

    24 10 22 18 01

    $

    Космос

    Текст

    цифра

    Упражнение 4. В тексте учебника дано подробное описание «шифра Цезаря». Для пояснений учитель также может использовать схему на стр. 58 учебника или в рабочей тетради. Учащиеся выполняют зада­ние, используя правило Цезаря. (Правильный ответ: а) звук, знак, мышь; б) носитель, диск, азбука; в) сло­во, язык, алфавит; г) сканер, стол, класс; д) код, файл, текст.)

    1. Компьютерный практикум

    Выполнение заданий в УМК «Фантазия»

    Подведение итогов

    При подведении итогов следует обратить внимание на все аспекты, кото$рые были отражены в изложении нового материала:

      • декодирование информации — действие с инфор­мацией, обратное кодированию; декодирование сообщения происходит по известно­му правилу, использованному при кодировании;

      • смысл сообщения человек может понять после его декодирования.

    1. Домашнее задание

      • $Прочитать текст учебника — § 10 «Декодирование информации».

      • Ответить на вопросы в конце параграфа.

      • В рабочей тетради № 1 выполнить задания №4.

      • Записать в рабочую тетрадь новые слова.

    2. Post Comment