Конспект урока на тему «Программирование ветвлений на Паскале»

План – конспект урока по информатике.

Тема урока: Программирование ветвлений на Паскале.

Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления на Паскале, с типами ветвления;$ с формой записи оператора ветвления на Паскале.

Развивающая: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.

Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.

$

Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, презентация «Ветвления на Паскале», проектор, экран.

Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.

Тип урока: комбинированный.

Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.

План урока:

1. Организационный момент (1-2 мин).

2. Актуализация деятельности учащихся (5 мин).

2. Объяснение нового материала (13-15 мин).

3. Закрепление изученного материала. Выполнение практической работы (20 мин).

4. Подведение итогов работы (3 мин).

Ход уро$ка.

1. Организационный момент

2. Актуализация деятельности учащихся

— Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.

— Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок — схем:

Даны три стороны треугольника а,b,c.

Найти его площадь S.

— Остальные учащиеся выполняют следующее задание:

На экране слайд с задачей написанной в виде блок – схемы и на языке Паскаль, но в записи допущены ошибки, учащиеся$ должны найти эти ошибки и исправить.

— Проверка задания на доске, исправление ошибок.

— Дополнительные вопросы:

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

$

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?

Целые и вещественные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln), write (writeln)

$

3. Объяснение нового материала.

Показ презентации «Программирование ветвлений на Паскале».

Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.

Формат записи оператор ветвления:

if логическое_условие если логическое_условие $верно

then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,

else оператор_2; иначе оператор_2;

Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if if

then then

else ;

Логическое выражение:

  • Простой формой логического выражения является операция отношения:

    $

    • меньше,

    • > больше,

    • меньше или равно,

    • >= больше или равно,

    • = равно,

    • не равно.

  • Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:

    • not логическое отрицание (НЕ),

    • and логическое умножение (И),

    • or логическое сложение (ИЛИ),

    • $

    • xor исключающее ИЛИ

  • Порядок действий:

  • Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.

Операторные скобки:

  • Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: beginend

  • Конструкция такого вида:

Begin последовательность операто$ров> end

относится к составным операторам.

  • Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

  • Из двух $заданных целых чисел выбрать наибольшее.

  • Математическая модель:

Данные: x, y

Результат:

  • Варианты:

Если x=5, y=8, то max=8

Если x=6, y=1, то max=6

Если $x=5, y=5, то max=5

Программа: Блок-схема:

  • Program Vetv1en;

  • Var x, y, max: integer;

  • Begin

  • Writeln (‘Введите два числа’);

  • Readln (x, y);

  • if x >=y then max:=x
    else max:=y;

  • Writeln (‘наибольшее = ’,max);

  • End.

4. Выполнение самостоятельной практической работы.

1. Дано целое число. Если оно является положительным то приб$авить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.

2. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.

5. Домашнее задание (задачи из задачника).

$

  • § 12.4, 12.5 (вопросы после §)

  • стр. 229 № 1, 3

6. Подведение итогов занятия. (Оценить роботы учащихся.)

3

Post Comment