Конспект урока по Информатике «Алфавитный подход к определению количества информации» 8 класс

8 класс

Информатика

Тема: Алфавитный подход к определению количества информации.

Цель урока:

Образовательная.

  1. Формирование понятия алфавитного подхода к определению количества информации.

  2. Определение количества информации, используя алфавитный подход.

  3. $ Повышение уровня учебной мотивации.

Развивающая.

  1. Развитие логического мышления через установление связей между изученными темами («Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания», «Определение количества информации») с новым материалом.

  2. Развитие внимания, аналитического мышления через решение задач с использованием ранее изученного материала и новых формул.

  3. Расширение кругозора через дополнительный материал (введение понятий «мощности алфавита», «достаточного алфавита»).

Воспитывающая.

  1. Умение достигать своей цели.

  2. Формирование самостоятельности и ответственности при изучении и закреплении н$ового материала.

  3. Проявление бережного отношения к здоровью ученика и используемым учебным ресурсам.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично — поисковый, проблемное изложение, репродуктивный, коммуникативный

Оборудование: компьютеры (ОС Windows, браузер), доступ в сеть Интернет

Задачи:

  1. Проверить усвоение знаний учащихся по темам «Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания», «Определение количества информации».

  2. Познакомить с понятиями «алфавит», «мощность алфави$та», «алфавитный подход».

  3. Научить рассчитывать количество информации в сообщении.

  4. Закрепить навыки решения задач, используя тестовые задания в электронном варианте.

Тип урока – комбинированный.

Структура урока.

  1. Организационный момент

$1мин.

  1. Повторение ранее изученного материала.

10 мин.

  1. Об$ъяснение нового материала.

7 мин.

  1. Закрепление.

13 мин.

  1. Домашнее задание.

1 мин.

  1. Контроль усвоенности знаний и навыков решения задач по новому материалу (тест).

12 мин.

  1. $Подведение итогов.

1 мин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Отмечаю отсутствующих.

  3. Проверяю готовность учащихся к уроку.

  4. Организую внимание учащихся на уроке.

Заранее готовлю доску:

$

Д/з: §1.3.3, с. 32 № 1.8, 1.9.

Дата

Классная работа

Алфавитный подход к определению количества информации

$

2. Повторение ранее изученного материала.

Итак, мы начинаем наш урок. Перед объяснением нового материала повторим ключевые моменты прошлых уроков по теме «Количество информации»

Вопросы и задания

Ответы

1. Слайд №1

$

Дать индивидуальные задания 3-4 человека

2. Чему равно число возможных сообщений у обычной монеты?

2

3. Чему равно число возможных сообщений в русском алфавите, если использовать только заглавные буквы?

Если исключить букву «Ё»?

$33

32

4. Назвать формулу, связывающую число возможных сообщений и количество информации.

N=2I, где N – число возможных сообщений, I – количество информации, которое несет каждое сообщение.

5. Слайд №2

6. Вспомним единицы измерения информации. Назвать наименьшую единицу измерения информации. Вспомним основные соотношения битов, байтов, килобайтов.

Слайд №3

Используя эту информацию решим задачию

$

6. Слайд №4

$

I=3 бита

7. Слайд №5

N=32 операции

8. Слайд №6

8192 бита

Мы вспомнили основные моменты, которые нам понадобятся при изучении новой темы.

Слайд №7

Обобщение повторения.

Мы продолжаем знакомиться с разделом «Количество информации». Тема нашего урока «Алфавитный подход к определению количества информации». Сегодня мы рассмотрим понятия «алфавит, «мощность алфавита» и научимся определять количество информации в сообщении, используя алфавитный подход – это и будет целью нашего урока.

Итак, цель урока: знакомство с алфавитным подходом определения количества информации и использование этого подхода для решения задач. Задачи по да$нной теме присутствуют в тестовых заданиях ГИА (государственной итоговой аттестации) и ЕГЭ (едином государственном экзамене) по информатике.

3. Объяснение нового материала.

Объяснение учителя

Работа в тетрадях.

$

1.

1. Записать дату, тему урока

Пусть информационное сообщение кодируется с помощью знаковой системы, алфавит которой состоит из N знаков. Что – же такое алфавит?

То есть это конкретные символы и буквы. Например: АБВ…Я – алфавит русского языка. Числовой алфавит десятичной системы счисления — цифры от 0 до 9, с помощью которых можно записать любое десятичное число.

Количество знаков в алфавитах разное как мы видим из этих примеров и в связи с этим мы вводим еще одно понятие «мощность алфавита».

$Слайд №8

2. Записать определение алфавита.

3. Записать примеры русского и числового алфавитов.

4, Записать определение мощности алфавита.

5. Привести примеры.

Обратимся к формуле N=2I

N – это количество возможных сообщений, I – количество информации одног$о такого сообщения.

Применим эту формулу к алфавиту русского языка, пока беря во внимание, использование только строчных букв. Следовательно: количество возможных букв N=33, а это и есть мощность алфавита. В качестве вывода записываем в тетрадь:

Слайд №9

6. Записать формулу N=2I

N – это количество знаков в алфавите (мощность $), I – количество информации, которое несет один знак..

Слайд №10

7. N=32 N=2I 32=2I => I=5 битов

Iс=I*K,

Iс— количество информации в сообщении,

I – количество информации, которое несет один знак,

K – количество знаков.$

Слайд №11

8. При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания (смысла) информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы

4. Закрепление.

Используя алфавитный подход решим вместе ряд задач. После того как задачи будут разобраны и решены, каждый сядет за компьютер для самостоятельного решения задач по нашей теме.

Вопросы и задания

$

Ответы

Слайд №12

N=8

Слайд №13

N=16

Слайд №14

Ic=12 битов

Слайд №15

$

$Обобщение закрепления.

Ic= 450 бит

2 Кбайта

Примечание. Тесты являются электронным образовательным ресурсом. Для того, чтобы открыть тест нужно нажать: открыть с помощью, Интернет.

5. Домашнее задание.

§1.3.3, с. 32 № 1.8, 1.9.$

6. Контроль усвоенности знаний и навыков решения задач по новому материалу.

На панели задач две необходимые нам для работы программы. Какой челочек нужно использовать, чтобы развернуть программы?

Работа учащихся с тестом в компьютерном варианте.

Задания по карточкам (для учащихся, кто справился с тестом)

7. Подведение итогов.

Комментирую оценки учащихся.

Приложение

Тест

1. Чему равно число возможных сообщений у четырехгранной симметричной пирамидки?

А)1; Б)2; В)3; Г) 4.

2. Алфавит содержит 16 знаков. Какое количество информации несет каждый такой знак?

А)4бита; Б)2бита; В)3бита; Г) 5битов.

$

3. Найти число возможных вариантов составления мозаичной картины, если один элемент мозаики несет в себе количество информации равное 6 битам?

А)34; Б)32; В)64; Г)128.

4.Какое равенство справедливо?

А)1бит=8байтов; Б)1байт=8битов; В) 1байт=1024бит; Г)1Кбайт=1024Мбайт.

5. Какое количество информации несет в себе один двоичный символ.

А)1бит; Б)8битов; В) 2байта; Г)10битов.

Post Comment