Конспект урока по Информатике «Алгоритмы и их исполнители»

Тема:$ Алгоритмы и их исполнители.

Цель:

  • помочь учащимся получить представление о алгоритме и его формальном исполнении, свойствах алгоритма и его исполнителях;

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

  • $развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере, самоконтроля, умения конспектировать.

Оборудование:

  • Компьютер, презентация, эл.учебник

    • Рабочая тетрадь, учебник.

.

Тип урока: Изучение нового материала и первичному закреплению новых знаний


Гигиенические требования:

— оптимизация нагрузки

— смена видов деятельности

— соблюдение правил ТБ

План урока:

  1. организационный момент

  2. изучение нового материала

  • $

    теоретическая часть

  • практическая часть

  1. рефлексия

  2. подведение итогов, домашнее задание

$Ход урока:

1. Организационный момент (тема, цель, задачи)

Разминка

Учащимся предлагается задача: как пожарить три котлеты за три минуты, если каждая сторона котлеты жарится по одной минуте, а на сковородку помещается только две котлеты.

Решение:

  • первая минута: жарим две котлеты с одной стороны;

  • вторая минута: одну котлету переворачиваем, вторую убираем со сковородки, кладем жариться третью котлету;

  • $ третья минута: первую (готовую) котлету убираем, кладем вторую (недожаренную с одной стороны) и дожариваем до конца.

Мотивация.

.. для решения данной задачи необходимо было составить некий план действий, который и привел к нужному результату. Как по-другому назвать слово “план”? Последовательность шагов, инструкция, способ действий. Но существует более “научное” слово – АЛГОРИТМ. На информатике это важное слово будет применяться очень часто.

2. Изучение нового материала (информационная компетенция, коммуникативная компетенция$)

Алгоритм — это точное и понятное указание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели.

Пример: алгоритм приготовления растворимого кофе.

Основные свойства алгоритмов следующие:

1. Понятность$ для исполнителя — исполнитель алгоритма должен понимать, как его выполнять.

2. Дискpетность $— алгоритм должен быть разбит на конечное число простых шагов (этапов).

3.Опpеделенность — каждое правило алгоритма должно быть четким.

4. Pезультативность (или конечность) состоит в том, что за конечное число шагов алгоpитм должен пpиводить к pешению задачи.

5. Массовость  должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся лишь исходными данными.

Формы записи алгоритмов:

  • Словесная — $естественный язык (пример — любые инструкции, рецепты и т.п.)

  • Графический — блок-схема (рассмотрим на следующем уроке)

  • Программа — $изложение алгоритма специально для ЭВМ в понятных ей символах, словах и командах (иначе говоря — языком программирования).

В качестве исполнителя алгоритмов в «докомпьютерную» эру подразумевался. Человек постоянно пользуется алгоритмами, не задумываясь над этим, машинально (автоматически). Открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, как это сделать.:

  1. Достать ключ.

  2. Вставить ключ в замочную скважину.

  3. Повернуть ключ против часовой с$трелки на 2 оборота.

  4. Вынуть ключ.

Сегодня в качестве исполнителей алгоритмов человеку служат многие автоматические устройства и, прежде всего, конечно, компьютер. При этом составление алгоритма должно быть особенно ответственным и тщательным, так как машина не может домысливать и исправлять ошибки. В этом смысле она — идеальный исполнитель. При реализации алгоритма для ЭВМ его шаги становятся операторами, а вся их последовательность — программой.

Учащимся предлагается решить следующие задачи:
$
Словесная форма записи алгоритма

1.Человеку, находящемуся на берегу реки, нужно переправить на противоположный берег волка, козу и капусту. В лодку человек может взять одновременно только одного «пассажира». Нельзя оставить вместе волка с козой и козу с капустой.

Решение:

  • Переправить козу.

  • Возвратиться самому.

  • Переправить волка.

    $

  • Возвратиться вместе с козой.

  • Переправить капусту.

  • Возвратиться самому.

  • Переправить козу.

Практическая часть

(информационная компетенция, компетенция решения проблем)$

ЗАДАНИЯ:

  • Можно ли создать исполнителя алгоритмов, который может всё?

  • Запишите алгоритм рыбной ловли (или заварки чая).

  • Какими допустимыми командами Вы снабдили бы автомат, заменяющий: а) кассира в магазине; б) дворника; в) охранника; г) директора школы?

  • Имеются два кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм для того, чтобы набрать из реки 7 л воды (можно пользоваться только этими кувшинами).

  • (Старинная $русская задача). Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. За один перевоз он может перевезти только кого-то одного. Составьте алгоритм перевоза так, чтобы никто никого не съел.

  • С числом разрешается производить только два действия: умножать на два и стирать последнюю цифру. Составьте алгоритм получения из числа 458 числа 14.

  1. Рефлексия.

1. Что такое алгоритм? Приведите примеры алгоритмов. 
3. Что такое исполнитель алгоритма?$ $

  1. Подведение итогов, домашнее задание.

Выучить теоретический материал в тетради, придумать примеры алгоритмов(составить алгоритм к заданию)

Дополнительное задание:

Выполнить в программе PowerPoint и записать в тетради алгоритм рисования снеговика.

Post Comment