Конспект урока по Информатике «Арифметические действия в двоичной системе счисления» 9 класс

Урок «Арифметические действия в двоичной системе счисления»

Это 4-й урок в блоке ур$оков «Табличные вычисления на компьютере», урок №2 в теме «Арифметические действия в двоичной системе счисления» в 9 классе.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Метод обучения: Репродуктивный, групповой.

Исходный уровень умений и навыков:

Учащиеся знают:

Понятия: позиционные и непозиционные системы счисления, алфавит системы счисления, основание сис$темы счисления.

Правила и алгоритмы: алгоритмы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно; правила двоичного сложения, умножения, вычитания и деления.

$Учащиеся умеют: записывать число в любой системе счисления в развернутом виде, применять алгоритмы перевода двоичных, восьмеричных, шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления и обратно, выполнять арифметические действия над двоичными числами.

Оборудование: школьная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), проектор, рабочие тетради учащихся и тетради для самостоятельн$ых работ.

Цели урока:

  1. Образовательная: учащиеся совершенствуют и закрепляют знания правил арифметических действий над двоичными числ$ами, решая примеры и задачи.

  2. Развивающая: учащиеся повышают свои умения в применении правил действий над двоичными числами, решая примеры и задачи разного уровня сложности. Развивают внимание, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в парах, а также самостоятельно выполнять задания различного уровня сложности.

  3. Воспитательная: осваивая арифметические действия над двоичными числами, учащиеся лучше понимают принципы работы компьютера, а именно, как в компьютере производятся вычисления. Воспиты$вают в себе волю и настойчивость для достижения конечного результата, воспитывают чувство ответственности, толерантности. Воспитывают умение объективно оценивать свой труд.

План урока:

  1. Организационный момент (3 мин.)

  2. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний и их коррекция (5 мин.)

  3. Отработка навыков (8 мин.)

  4. Отработка и закрепление навыков в парах (10 мин.)

  5. Проверка $и анализ работы в парах (5 мин.)

  6. Самостоятельная работа (10 мин.)

  7. Подведение итогов (2 мин.)

  8. домашнее задание (2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент

$ Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, разъясняет ученикам тему и цель урока: «План нашего урока на экране. Сегодня мы продолжим выполнять арифметические действия над двоичными числами. Цель нашего урока – научиться применять$ те правила двоичной арифметики, с которыми мы познакомились на прошлом уроке и закрепить эти навыки. А как вы думаете, почему именно двоичным числам и правилам действий над ними мы уделяем так много внимания?» Выслушивает предположения детей. Если ответ найдет, одобряет его, если учащиеся затрудняются, помогает им.

«Часть урока вы будете работать в парах такого состава:…» Разбивает группу на пары: более сильный и мене$е сильный ученик, и предлагает: «Пересядьте, пожалуйста, чтобы в дальнейшем нам не терять на это время. Запишите в тетради число и тему урока.»

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний$ и их коррекция.

Учитель предлагает начать с проверки домашнего задания. К доске вызывает двух учеников. Одному предлагает выполнить примеры из домашнего задания на сложение и деление, другому на умножение и вычитание.

Пока ребята решают, проводится «разминка». Для этого предлагается вставить нужные числа вместо знака «?» в примерах. (см. приложение 1).

Проверяет выполнение домашних примеров. Оцен$ивает ответы, объясняя отметки.

3. Отработка навыков

Учитель: «Продолжаем нашу работу. У вас на столах лежат карточки 3-х цветов. Возьмите карточку голубого цвета. (См. приложение 2). На ней шесть заданий. Первые три из них решаем на доске и в тетрадях.» Вызывает к доске ученика решать задачу №1.

Оценивает ответ ученика, исправляет ошибки на доске, если они есть.

Вызывает к доске учащихся для решения 2-го, а затем и 3-го задания. Оценивает и$х ответы. В случае затруднения в решении помогает наводящими вопросами. Вносит исправления в решения на доске, если это необходимо, после обсуждения с классом.

4.Отработка и закрепление навыков в парах

«А сейчас мы с вами поработаем в парах. Давайте посмотрим, как вы умеете принимать совместные решения и помогать друг другу. Возьмите у себя на столах карточки желтого цвета. (См. приложение 3.1). На них даны 3 задания. Вам дается ограниченное время, за которое вы должны постараться решить эти задания. Решения записывайте на листочках, которые вам даны».

5. Проверка и анализ работы в$ парах

«Время для решения истекло. Я надеюсь, что вы справились с заданиями. Давайте посмотрим, что должно было получиться в результате.» С помощью проектора демонстрирует ответы. (См. приложение 3.2.). «По$днимите руки те, кто справился без ошибок со всеми заданиями. Вы можете поставить себе оценку «5». А теперь поднимите руку, те, у кого есть ошибки только в одном задании. Вы заслужили оценку «4». Те, кто допустил ошибки в двух заданиях, получают оценку «3». Я надеюсь, что среди вас нет таких, кто совсем не справился с заданием.» Просит ребят поставить оценку, подписать состав пар и сдать листочки. «После ур$ока я сама еще раз проверю ваши работы и посмотрю, насколько правильны ваши решения и объективны ваши оценки».

Просит поднять руки тех ребят, которые оценили себя на «4» и «5». Оставшиеся, следовательно, получили оценки ниже. Если таких много, следует спросить, какие задания вызвали наибольшие затруднения и рассмотреть их решение с помощью проектора. (см. приложение 3.3.)

6. Самостоятельная работа

«А сейчас вам представится еще одна возможность проверить се$бя и получить хорошую оценку. Возьмите тетради для самостоятельных работ и зеленые карточки. (См. приложение 4). На них даны задания для самостоятельной работы. Первые 2 задания должны выполнить все. Эти задания на оценку «3»,чтобы получить$ оценку «4», нужно решить еще и задание №3, оно отмечено одной *. Оценка «5» будет поставлена тем, кто правильно выполнит все четыре задания. Напишите в тетради число, № варианта и приступайте к работе.»

7. Подведение итогов

Учитель подводит итоги урока. Спрашивает, чему ребята научились на уроке, что понравилось, что не понравилось, что вызвало трудности.

Задает вопрос: «Где же применяется представление чисел в двоичном виде и правила действий над такими числами? Зачем мы изучаем эту тему?»

Благодарит всех за активную и плодотворную работу. Отмечает особенно активных учащихся.

$ 8. Домашнее задание

Задания №4, 5, 6 с голубой карточки. Задания 4 и 5 для всех обязательны,№6 – дополнительное(под*). При необходимости отвечает на вопросы.

Приложение1. Разминка:

02 + ? = 12 ? – 12 = 12 1$2 : ? = 12

? + 12 = 102 12 * ? = 12 ? – 12 = 02

? * 12 = 02 ? : 12 = 02 12 — ? = 12

Приложение 2. Голубая кар$точка

Задания для решения в классе:

№1. Выполнить вычитание, результат проверить сложением:

110101,012 — 11,102

№2. Выполнить деление, проверить$ результат умножением:

10000012 : 1012

№3. Было 112 яблок. Их разрезали пополам. Сколько стало половинок?

Домашнее задание:

№4. Выполните деление, получив в дробной части результата не менее трех цифр:

10012 : 1012

111,012 : 1012

10101012 : 112

№5. В вазе лежали фру$кты: 112 яблок, 1012 абрикос и 10102 слив. Съели 12 яблоко, 102 абрикосов и 112 слив. Сколько фруктов осталось?

№6.* Восстановите двоичные цифры, на месте которых в приведенных ниже действиях стоит знак «*»:

**0*0*1**12 + 10111*10**2 = 100*1*000102

***0**002 – 11*11*112 = 1101*12

Приложение 3.1. Желтая карточка

1.* Вычислить

111010,112 + 100111$,012

1110110112 – 1101011102

1101012 * 11102

100100002 : 11102

2.** Вычислить

1111,102 * 10000102

1111002 * 100,1002

1011110011012 : 1101012

1000111111112 : 1011112

3.** Подсчитать сумму двоичных чисел в диапазоне от 1002 до 111$2.

Приложение 3.2. Ответы к заданиям с желтой карточки.

№1.

1100010,002 10111001102

1011012 1010,012

№2.

1100010,002 10111001102

1011012 1010,012

$ №3. 101102

Приложение 3.3. Решение заданий с желтой карточки.

№1.

111010,112 1110110112 1101012 100100002:11102=1010,012

+ 100111,012 — 1101011102 * 1110$2

———— ————- ———

1100010,002 1011012 10111001102

№2.

1111,12 1111002 1011110011012:1101012=1110012

* 10000102 * 100,12

———— ———— 1000111111112:1011112=1100012

1111111111,0 100001110,02

№3.

Числа от 1002 до 1112 в двоичной системе счисления такие: 1002, 1012, 1102, 1112.

Их сумма 1002+1012$+1102+1112= 101102.

Приложение 4. Зеленая карточка

Вариант 1

1. Вычислить:

1100011,012 + 111,12

1100011,012 — 111,1$2

1100011,012 : 1112

1100011,012 * 1112

2. Дети собирали макулатуру. Мальчики сдали 111112 кг макулатуры, а девочки на 1112 кг меньше. Сколько макулатуры сдали дети?

$

3.* Подсчитать сумму четных двоичных чисел в диапазоне от 1002 до 10002.

4.** В классе учится 1000112 учеников. 1111002% из них учатся на «4» и «5». Сколько их? Результат представить в виде двоичного числа.

Вариант 2

1. Вычислить:

1010010,112 + 110,012

1010010,11$2 — 110,012

1010010,112 * 110,012

1010010,112 : 110,012

2. Маша собрала 1011012 белых грибов, а подберезовиков – на 1102 больше. Сколько грибов собрала маша?

3.* Подсчитать сумму нечетных двоичных чисел в диапазоне от 1112 до 11112.

$

4.** На левой чаше весов лежит груз весом 1100102 г. Вес груза на правой чаше составляет 10001102% от веса на левой чаше. Гирьку какого веса нужно добавить, чтобы весы уравновесились?

5

Post Comment