Конспект урока по Информатике «Двоичная система счисления» 9 класс

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 87

Тракторозаводского района г.Волгограда

Урок информатики и ИКТ в 9 А классе по теме

«Двоичная система счисления«

$Разработала и провела:

Никляева Е.А.

учитель математики и информатики

Дата проведения: 12.02.2014г.

2014

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. $ Изучение нового материала.

  3. Закрепление материала.

  4. Домашнее задание.

  5. $

    Подведение итога.

1. Организационный момент.

Девиз нашего урока: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я пойму».

2. Изучение нового материала.

2.1 Сообщение темы урока.

— Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу «Табличные вычисления на компьютере». В этой главе речь пойдет об организации вычислений на компьютере. Тема сегодняшнего урока «Двоичная система счисления». Работать сегодня мы будем по группам. Каждая группа получает индивидуальное задание и в течении 15 минут готовится выступать перед другими группами (класс делится на группы: 1, 2, 5 группа — более слабые ученики, 3,4 — сильные)

2.2 Работа в группах

$

Задание для 1 группы.

-Прочитать п.16, воспользоваться выходом в интернет и ответить на следующие вопросы:

-Что называется системой счисления?

-Чему равно основание системы?

-Какая система называется десятичной? двоичной?

— В какой системе счисления работает с числами компьютер?

-Назовите преимущества и недостатки двоичной системы.

Задание для 2 группы.

-Прочитать п.16 и ответить на следующие вопросы:

-Каков принцип записи чисел в десятичной системе счисления?

-Что такое развернутая форма записи многозначного числа?

-Выполнить практическую работу: записать в развернутой форме следующие числа: 45510, 238910$, 500010.

Задание для 3 группы.

-Прочитать п.16 и ответить на следующие вопросы:

-Что такое развернутая форма записи двоичного числа?

-Как осуществляется перевод двоичных чисел в десятичную систему?

-Выполнить практическую работу: упр. 4 (1-2), стр. 100.

Задание для 4 группы.

-Прочитать п.16 и ответить на следующий вопрос:

-Как осуществить перевод десятичных чисел в двоичною систему?

-Выполнить практическую работу: упр. 5 (2-3), стр. 100.

Задание для 5 группы.

-Прочитать п.16 и ответить на следующий вопрос:

-Какие существуют правила двоичной арифметики?

-Выпо$лнить практическую работу: упр. 6 (1-2), 7 (1-2), стр. 100.

3. Закрепление материала

— И так заслушаем выступление наших групп.

1 группа

Система счисления — правила записи чисел и связанные с этими правилами способы выполнения вычислений. Основание системы счисления равно количеству используемых в ней цифр. Если число цифр — десять, то основание системы счисления равно десяти. Такая система называется десятичной системой счисления. В двоичной системе существуют всего две цифры: 0 и 1. Основание равно 2. Компьютер работает с числами в двоичной системе. Двоичную систему проще реализовать техническими средствами, чем десятичную.

2 группа

Значение цифры в записи десятичного числа зависит не только от самой цифры, но и от места расположения этой цифры в $числе (говорят: от позиции цифры). Например, в числе 333 первая цифра обозначает три единицы, следующая — три десятка, следующая — три сотни. Этот факт можно выразить равенством: 33310=3·102+3·101+3·100=300+30+3

Практическая работа, у доски:

45510=4·102+5·101$+5·100=400+50+5

238910 =2·103 +3·102+8·101+9·100=2000+300+80+9

500110=5·103 +0·102+0·101+1·100=5000+0+0+1

3 группа

Вес каждой следующей цифры в двоичном числе при продвижении справа налево возрастает в 2 раза. Развернутая форма записи двоичного числа — это его представление в виде степеней двойки, умноженных на 0 или на 1. Развернутая форма записи двоичного выглядит так: 1101012=1·25+1·24+0·23+1·22+0·21+1·2$0=53

Практическая работа, у доски:

1012=1·22+0·21+1·20=5

111012=1·24+1·23+1·22+0·21+1·2$0=29

4 группа

Существует несколько способов перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную.

1 способ: для этого нужно суметь разложить десятичное число на слагаемые, представляющие собой степени двойки.

1510=8+4+2+1=1·23+1·22+1·21+1·20=11112

2 способ: данное десятичное число делим на 2. Полученный остаток — это младший разряд искомого числа. Полученное частное снова делим на 2, полученный при этом остаток — это следующий ра$зряд искомого числа. Так продолжается до тех пор, пока частное не станет меньше двойки. Это частное — старшая цифра искомого числа.

37$

18

9

4

2

1

2

2

2

2

2

1

0

1

0

0

1

37=1001012

Практическая работа, у доски:

2) 710=4+2+1=1·22+1·21+1·20$=1112

7

3

1

2

2

1

1

1

710=1112

3) 1710=16+1=1·24+1·20=100012

17

8

4

2

$1

2

2

2

2

1

0

0

0

1

1710=100012

5 группа

$0+0=0 0×0=0

0+1=1 0×1=0

1+0=1 1×0=0

1+1=10 1×1=1

Практическая работа, у доски:

112+12=1002 1112×102=11102

1112+12=10002 1112×112= 101012$

4. Домашнее задание.

п.16, закончить упр. 4, 5, 6, 7 стр. 100

5. Подведение итога, выставление оценок.

$

Метод обучения: частично — поисковый

Форма урока: групповая

Цели:

  1. Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Двоичная система счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала.

  2. Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;

  3. Воспитат$ельная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности, умение работать в группах.

Оборудование: компьютер, выход в интернет.

Post Comment