Конспект урока по Информатике «Единицы измерения информации» 6 класс

$

Открытый урок по информатике

$ в 6 классе по теме

«Единицы измерения информации»

$

Цель урока: создать условия для систематизации знаний у$чащихся о представлении информации в памяти компьютера, дать представление о единицах измерения информации, сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков.

Задачи:

  1. Выяснить, с помощью каких единиц измеряется информация;

  2. Научиться структурировать текстовую информацию с помощью маркированных списков.

  1. Организационно-мо$тивационный этап

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

$ Цель этапа: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока

    $

  1. Актуализация знаний

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

$Предметные: проверка выполнения домашнего задания; актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Цель этапа:

  1. Установить правильность, полноту и осоз­нанность выпол­нения д/з всеми учащимися;

  2. Выявить про­белы в знаниях и способах дея­тельности уч-ся и определить причины их воз­никновения;

  3. $ Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы;

  4. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: единицы измерения информации;

  5. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.

Слово учителя:

Ребята, давайте проверим дз в РТ № 34-35 на стр. 29-32. На слайде даны две схемы выполнения задания. Презентация: Слайд 1-2. Поднимите красную карточку, если верна схема красного цвета или зеленую — схема зеленого цвета. А вот в следующем задании вам необходимо найти ошибки. Презентация: Слайд 3-4.

$ Давайте оценим выполнение домашнего задания (красная карточка — были недочеты, зеленая – все было хорошо).

Каждый из предметов (линейка, рулетка, транспортир, весы) расположен на ряду у обучающихся. Часы выводятся на слайд Презентация: Слайд 5.

Ребята, что это у нас такое (линейка, рулетка)? А для чего они нужны (измерять длину)? А в чем мы с вами измеряем длину (миллиметры, сантиметры, метры, километры и т. д.)?

А что это та$кое (транспортир)? А для чего он нужен (измерять углы)? А в чем мы измеряем углы (в радиусах)? А это что (весы)? Для чего они нужны (измерять массу)? А в чем измеряется масса (граммах, килограммах, центнерах и тоннах)? Правильно, это часы, верно, чтобы мы знали который час, а время у нас измеряется секундами, минутами, часами. Скажите, а мы находимся на каком уроке? Верно, информатики. Скажите, а знаем ли мы что можно измерить на информатике? Чем? Как? А нам нужно это знать? Как вы считаете, какова же тема нашег$о урока (Единицы измерения информации)? Презентация: Слайд 6. А что мы должны узнать на этом уроке? Чему научиться?

  1. Изучение нового материала

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

$ Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации.

Предметные: единицы измерения информации

Цель этапа: 1) обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;

2) дать представление о единицах измерения информации;

$ Слово учителя

Как и при измерении других величин, для измерения информации существует своя базовая единица. А название ее вы сейчас назовете мне сами. Для этого вам надо выполнить задание 1. (приложение 1) В результате у вас получатся буквы, из которых вам надо составить слово. Назовите слово, получившееся в результате.

Презентация: Слайд 7.

Это слово «Бит» (давайте оценим выполнение задания). Именно та$к и называется наименьшая единица измерения информации. Запишите себе в тетрадь Слайд 8.

$ Происхождение этого названия мы узнаем из краткого сообщения обучающегося (сообщение обучающегося). Слайд 9. Есть вопросы к выступающему?

А какие виды информации вы знаете (текстовая, звуковая, графическая, видеоинформация, числовая)?

А вот с этим мы и будем в дальнейшем знакомиться.

Например, текстовая информация, сообщение «ИНФОРМАТИКА» состоит из 11 символов, каждый из которых кодируется цепочкой из 8 нулей и единиц. Следовательно, это сообщение имеет информационный объем 88 битов, или 11 байтов. Слайд 10.

Ребята, скажите, пожалуйста, а удобно говорить и записывать 2700 секунд? А как

по-другому это можно записать (45 минут)? А удобно записать 1000000 бит? А как еще можно записать 1000000 бит?

Действительно существуют и другие единицы измерения и$нформации: килобайт, мегабайт, гигабайт и др. Слайд 11. Ребята, а кто может ответить, что означает приставка

-кило, -мега, -гига)? –кило-000, -мега-000000, -гига-000000000.

Давайте посмотрим на соотношение единиц

$ 1 байт=8 бит

1 килобайт=1024 байта

1 мегабайт=1024 килобайта

1 гигабайт=1024мегабайта.

Запишите себе эту схему в тетрадь.

Например, Слайд 12-14.

С$уществуют правила перевода единиц измерения информации. Давайте попробуем сформулировать их вместе, рассматривая некоторые примеры.

Пример 1. Слайд 15. Как можно перейти от битов к гигабайтам и обратно? Возможен ли переход сразу?

Ответ: переходить лучше по следующей цепочке:

БИТ ↔ БАЙТ ↔ КИЛОБАЙТ↔ МЕГАБАЙТ↔ ГИГАБАЙТ

Переходить через единицы возможно, но нерационально, т.к. это требует запоминания сложных чисел.

$Сформулируем первое правило: переходить рациональнее к соседней единице по цепочке.

Пример 2. Слайд 16. Как вычислить, сколько битов в 10 байтах?

Ответ: необходимо 10 умножить на 8.

Пример 3. Как вычислить, сколько байтов в 10 килобайтах?

Ответ: необходимо 10 умножить на 1024.

Сформулируем второе правило: при переходе от большей единицы измерения к меньшей необходимо выполнять умножение.

Пример 4. Слайд 17.$ Как вычислить, сколько байтов содержится в 32 битах.

Ответ: необходимо разделить 32 на 8.

Пример 5. Как вычислить, сколько мегабайтов содержится в 512 килобайтах?

Ответ: необходимо разделить 512 на 1024.

Сформулируем третье правило: при переходе от меньшей единицы измерения к большей необходимо выполнять деление.

$ Я раздаю вам листы с правилами. Проговорите их друг другу в парах. А дома вклейте их в свою тетрадь (приложение 2).

  1. Первичная проверка понимания

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и фо$рмулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы

Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения.

Цель этапа: первичная проверка понимания изученной темы

Ребята, давайте проверим, как же вы усвоили перевод из одной единицы измерения информации в другую. Решим нескольк$о задач с использованием калькулятора (несколько обучающихся выходят к доске для решения задач, остальные решают самостоятельно в тетрадях, ответы сверяются).

Задача 1. Вычислите, сколько килобайтов содержится в 4096 битах.

Используя правила один и три, запишем следующую цепочку:

бит : байт : килобайт

4096:8=512 байтов.

$ 512:1024=0,5 килобайта

Ответ: 0,5 килобайта. Презентация: Слайд 18.

Задача 2. Вычислить, сколько байтов содержится в одном мегабайте.

Решение:

$ Используя правила один и два, запишем следующую цепочку:

мегабайт * килобайт * байт

1*1024*1024=1048576 байт.

Ответ 1048576 байт. Презентация: Слайд 18.

Давайте оценим себя на этом этапе урока (красная карточка — были недочеты, зеленая – все было хорошо).

$ Физкультминутка для глаз.

  1. Применение знаний и способов действий

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Цель: формирование навыков структурирования текстовой информации с помощью маркированных спи$сков.

Давайте вспомним правила ТБ.

Практическая работа «Маркированные списки» (задание 1-2) (приложение 3). Презентация: Слайд 19.

Давайте оценим себя на этом этапе урока (красная карточка — были недочеты, зеленая – все было хорошо).

А теперь каждый из вас пройдете тест, состоящий из 8 вопросов (тест Айрен).

  1. Рефлексия$ деятельности на уроке

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: единицы измерения информац$ии;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Организация учебного процесса на эт$апе 6:

  • Сегодня я узнал…

  • $ Было интересно…

  • Было трудно…

  • Теперь я могу

  • Я научился

  • Я попробую Презентация: Слайд 21.

Постановка домашнего задания с комментированием: обязательно для всех: § 1.4, вопросы на странице 30 учебника; задание кто оценивает свои возможности на «хорошо»: задание1+РТ: №55 стр. 51; задание кто оценивает свои возможности на «отлично»: задание1+задание2+ задача (Вычислите сколько килобайтов содержится в 30720 битах)

Презентация: Слайд 20.


$

Post Comment