Конспект урока по Информатике «Информация, виды информации, информационные процессы»

Тема урока: Информация, виды информации, информационные процессы

Цели урока: ввести понятие «информация», «информационный процесс», познакомить со способами получения информации, с видами информации;

$развивать внимание, коммуникативные способности, познавательный интерес к уроку;

воспитывать сознательное и безопасное поведение при работе с вычислительной техникой, любовь к природе.

Форма проведения: уро$к – путешествие в осенний лес.

Оборудование: презентация, программа «Мир информатики», 4 нарисованные вазочки, листочки для каждого ученика (приложение 1), ягодка или орех для каждого ученика (приложение 2), корзинка, карточка с домашним заданием (приложение 3), листочки для каждого ученика трех цветов, нарисованная лесная полянка на доску для рефлексии урока.

Ход урока:

1. Оргмомент

Учитель: (слайд 1) $Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

$ А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся?

Ученики: В осенний лес.

Учитель: (слайд 2) Мы вместе со своими друзьями – помощниками отправляемся в осенний лес. Мы очень редко обращаем внимание на то, что нас окружает. Бежим, спешим, но стоит чуть-чуть остановиться, оглянуться, и открывается удивительный мир, мир природы: красивый и мудрый во всех своих проявлениях, но $очень хрупкий при небрежном к нему отношении.

Что можно принести из осеннего леса домой?

Ученики: Грибы, ягоды, орехи, …

2. Изучение нового материа$ла

1) Сообщение целей и темы урока

Учитель: (слайд 3) Что вы видите на картине?

Ученики: отве$ты учеников

Учитель: Обратите внимание на то, что природа не просто существует, но и общается с нами своим особенным языком, передавая нам разную информацию: красоту красок, в которую она наряжается с наступлением времен года, и удивительные зимние пейзажи (слайд 3), и ароматы весеннего леса (слайд 3), когда все пробуждается к жизни, и веселый щебет птиц (слайд 3).

Все эти сведения об окружающем нас мире называются информацией.

Целью нашего урока будет узнать, что же такое информация, при помощи чего можно получить информацию, какие виды информации бывают и что можно делать с информацией.

Посмотрим на нашу карту путешествия (слайд 4) и внесем в 1-ый указатель тему нашего урока.

Ученики: записывают тему урока.

2) Понятие «информация»$

Учитель: включает программу «Мир информатики» 1 год обучения раздел Информация вокруг нас.

Ученики: слушают ролик 2 минуты.

Учитель: Так что же такое информация?

Ученики: Информация – это любые сведения об окружающем нас мире

$ Учитель: Запишем в тетрадь (слайд 5): Информация – это любые сведения об окружающем нас мире.

3) Как мы получаем информацию

$Учитель: При помощи чего мы с вами получаем информацию, находясь в осеннем лесу (слайд 6)?

Если ученики затрудняются ответить.

Учитель: Всю красоту осеннего леса мы видим при помощи чего?

Ученики: Красоту осеннего леса мы видим при помощи глаз.

Учитель: Что помогает нам ощутить запах цветов, ягод, осенней травы?

Ученики: Ощутить запах цветов, ягод, осенней травы помогает нос.

Учитель: Чем мы слышим пение птиц, шум осеннего ветерка?

Ученики: Мы слышим пение птиц,$ шум осеннего ветерка при помощи ушей.

Учитель: Чем мы ощущаем вкус ягод?

Ученики: Вкус ягод ощущаем языком.

Учитель: Наше с вами настроение меняется в осеннем лесу от состояния природы за счет информации, которая поступает к нам через разные органы чувств.

Запишем в тетрадь (слайд 7): Человек получает информаци$ю с помощью органов чувств: язык

уши

глаза

кожа

$ нос

Ученики: записывают в тетрадь.

Учитель: Я показываю вам картинку с органом чувств человека, а вы мне называете вид информации, которая воспринимается этим органом чувств (слайд 8, картинки появляются по очереди). И в тетради напротив органа чувств мы запишем вид информации.

Ученики: отвечают и за$писывают в тетрадь язык — вкусовая информация

уши — звуковая информация

глаза – зрительная информация

кожа – тактильная информация

нос – обонятельная информация

Учитель: Пока мы с вами делали записи в тетради, наши друзья оказались на поляне с грибами (слайд 9). Поможем им насобирать грибов, выполнив задание. Вам необхо$димо назвать термин, прочитав его значение.

1 гриб (слайд 9): Ее несут человеческая речь и другие звуки, которые мы слышим…

Ученики: Звуковая информация.

$2 гриб (слайд 9): Ее несут в себе запахи, которые мы ощущаем носом …

Ученики: Обонятельная информация.

3 гриб (слайд 9): Ее несут в себе зрительные образы, которые мы воспринимаем глазами …

Ученики: Зрительная информация.

4 гриб (слайд 10)$: Ее несут в себе вкусы, которые мы ощущаем языком…

Ученики: Вкусовая информация.

5 гриб (слайд 10): Ее несут в себе ощущения, которые мы воспринимаем кожей…

Ученики: Тактильная информация.

Учитель: (слайд 11) Молодцы целую корзину грибов насобирали.

$ 4) Виды информации

Учитель: А как вы думаете, с какими видами информации может работать компьютер?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Посмотрим, правильные ли были у вас ответы, а поможет нам в этом Гусеница и Воробей (слайд 12).

$ Что вы видите на 1-ом экране монитора?

Ученики: Дату нашего путешествия.

Учитель: Какая это информация?

Ученики: Это числовая информация.

Учитель: Что вы видите на 2-м экране $монитора?

Ученики: На 2-м экране монитора изображен рисунок.

Учитель: Какая это информация?

Ученики: Это графическая информация.

Учитель: Что вы видите на 3-м экране монитора?

Ученики: На 3-м экране монитора предложение.

Учитель: Какая это информация?

Ученики: Это текстовая информация.

Учитель: Что вы видите и слышите с 4-го экрана монитора?

Ученики: Слышим пение Воробья.

Учитель: Какая это информация?

$ Ученики: Это звуковая информация.

Учитель: Но вы слышите не только пение Воробья, но и видите его изображение. Значит, здесь сочетается два вида информации графическая и звуковая. Где еще могут встречаться два эти вида информации.

Ученики: По телевизору мы можем видеть изображение и слышать звук.

$ Учитель: Запишем в тетрадь: (слайд 13) Современный компьютер может работать с текстовой, звуковой, числовой и графической информацией.

$ (слайд 14) Падают, падают листья –

В нашем лесу листопад …

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

А чтобы принести домой частичку осеннего леса, насобираем красивых листочков и составим из них букеты. У вас у каждого на парте лежит листочек, возьмите его. Прочтите слово, которое на нем написано.

Ученики: берут листочки, читают слова.

Учитель: Вы по очереди будете читать свои слова, подходить к доске и «ставить» листочек в соответствующую вазу (на доке 4 вазы, на которых написано: тексто$вая информация, графическая информация, числовая информация, звуковая информация). Если слово относится к текстовой информации, вы помогаете собирать букет Коту, если к графической – Воробью, если к числовой – Гусенице, если к звуковой – Компьютроше.

На листочках слова: рисунок, стихотворение, фото, схема, картина, письмо, сказка, дата рождения, $журчание ручейка, крик чайки, номер дома, статья в журнале, индекс на конверте, радиопередача, номер телефона, шум ветра.

5) Информационные процессы

Учитель: А какие действия с информацией можно выполнять?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Посмотрим, верные ли были ваши ответы, разгадав ребусы (слайд 15$).

Ученики: разгадывают ребусы.

Учитель: Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами.

Запишем в тетрадь: (слайд 16) Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией: обработка, передача, хранение, поиск.

Грибов мы насобирали корзину, а теперь насобираем ягод и орехов. У каждого из вас на парте лежит ягодка или орех, чтобы их положить в корзинку вам нужно к одному из информационных процессов привести пример (слайд 17).

Ученики: Берут ягодку или орех, приводят пример, кладут в корз$инку.

3. Практическая работа

Учитель: И на последок задание Компьютроши. Для этого сядем за компьютеры (на компьютерах открыта программа «Мир информатики» 2 год обучения (слайд 18)). Все одели наушники. Подвели указатель мыши к надписи Виды информации и щелкнули по ней.$

Ученики: слушают текст.

Учитель: Посмотрите, внизу окна нарисован цветочек, подведите к нему указатель мыши (слайд 19) и щелкните. Прослушайте примеры, приводимые к каждому виду информации.

Ученики: слушают примеры, приводимые к каждому виду информации.

Учитель: Выполните задание. Перед вами будут появляться примеры видов информации. Вы види$те первый пример (слайд 20). Какая это информация?

Ученики: Это текстовая информация.

Учитель: Вы должны подвести указатель мыши к слову текстовая и щелкнуть по нему (слайд 20).

Теперь вы самостоятельно смотрите на следующие примеры и выбираете один из видов инфо$рмации: текстовая, графическая или числовая.

Ученики: выполняют задание.

4. Подведение итога

Учитель: С пользой ли для вас прошёл этот урок?

Ученики: ответы учеников.

$Учитель: Что нового узнали, какие умения и навыки приобрели?

Ученики: ответы учеников.

Учитель: Что осталось непонятым?

Ученики: ответы учеников.

5. Рефлексия

$Учитель: Наше путешествие по осеннему лесу закончилось. Вы должны знать, что мы с вами являемся частью природы и жителями одной планеты под названием Земля. Мы не можем существовать независимо друг от друга, поэтому мы должны, бережно относится к природе.

Дайте каждый себе оценку работы на уроке. Перед вами на столах лежат листочки трех цветов. Если вам на уроке было интересно, легко работалось, вы все выполняли правильно и со знанием дела, то возьмите красный листочек. Если вам на уроке было тоже интересно, вы справлялись с заданиями, но испытывали затруднения, возьмите желтый листочек. И если вы считаете, что вам надо еще подучить, позаниматься, то возьмите, пожалуйста, оранжевый листочек. Подойдите и прикрепите свои листочки на доску.

Вот какой листопад в лесу у нас получился.

6. Домашнее задан$ие (слайд 21)

1. Дополни таблицу

ухо

$

глаз

кожа

язык

громкий

желтый

$

ароматный

2. Впиши пропущенные слова

А) Иллюстрация к тексту это _______________ информация.

Б) Ваня написал другу письмо – это ______________ информация.

В) На море мы слышали крики чаек – это ____________ информация.

Г) Чтобы письмо дошло до адресата на конверте необходимо указать индекс – это _____$________ информация.

3. Напиши примеры хранения, передачи, обработки и поиска информации в деятельности человека.

Хранение: ________________________________________________

Передача: __________________$______________________________

Обработка: _______________________________________________

Поиск: ___________________________________________________

*Дополнительное задание (выполняется по желанию) Дома я предлагаю вам нарисовать осень. Рисунки можно нарисовать как на бумаге, так и с использованием графических редакторов имеющихся на компьютере.

Post Comment