Конспект урока по Информатике «Компьютерная графика. Графический редактор Paint» 5 класс

Муниципальное образовательное учреж$дение

средняя общеобразовательная школа №3

Открытый урок по информатике

Класс 5 «А»

Учитель Литвинова Наталья Викторовна

Тема: Компьютерная графика. Графический редактор Paint.

Тип урока: урок новых знаний

$ Формы и методы работы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, практическая работа. Проблемно-поисковый, наглядный метод.

Задачи урока:

I.Образовательные:

  1. Обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов.

  2. Расширить представления о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы ее представления за счет графики.

  3. Дать учащимся конкретные представления о компью$терной графике, графической информации, о программе, с помощью которой обрабатывается графическая информация, рассмотреть интерфейс программы, познакомить с инструментами графического редактора.

  4. Акцентировать внимание на графических возможностях компьютера.

  5. Формировать знания, умени$я и навыки работы с инструментами графического редактора Paint.

II.Развивающие:

  1. Развивать творческие способности, память, внимание, воображение навыки самостоятельной, групповой и парной работы.

  2. Развивать мотивационный комп$онент учебной деятельности через создание эмоционального настроя.

  3. Развивать самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.

III.Воспитывающие:

  1. Воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость, самостоятельность и коммуникативные умения и навыки.

  2. Воспитывать умение рационально использовать время урока.

Материалы и оборудование:

$

  1. Компьютеры IBM PC с системой MS Windows и графическим редактором Paint

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Рабочие тетради. Л.Л.Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  4. Карточки учета знаний (палитра).

  5. Кроссворд.

  6. Мультимедийная презентация по теме урока.

План-конспект урока:

Этапы урока (время)

$Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

1.Организационный (2 мин)

Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически приготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Пожелаю я для всех

Пусть впереди вас ждет успех.

$

Ваш светлый ум и сердце доброе

Мы в путь с собой возьмем

Ну что ж, друзья, удачи вам

Скорей урок начнем!

Сегодня у нас не совсем обычный урок, мы с вами превратимся в художников! Но у настоящего художника должна быть палитра и краски!? Чем больше художник использует в своей работе красок, тем лучше его картины!

Перед вами на столах палитра красок, но краски еще не использованы, их вы будете открывать в процессе урока, а то сколько цветов вы сможете применить на уроке, будет зависеть только от вашего внимания и знаний.

Подпишите свои палитры на обратной стороне.

$

Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются.

Подписывают палитры.

2.Актуализация знаний (7 мин)

Цель: обобщить представления учащихся об этапах создания текстовых документов; и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы учащихся.

Чтобы открыть первые цвета на пали$тре нам нужно вернуться к теме прошедших уроков — «Обработка текстовой информации».

У каждого из вас на столе лежит кроссворд, возьмите его и прежде всего, подпишите. Разгадайте кроссв$орд «Обработка текстовой информации».

На разгадывание кроссворда 5 минут.

Поменяйтесь кроссвордами и давайте проверим, что у вас получилось.

Один из вас будет записывать ответы у доски.

Кто не допустил ни одной ошибки может в своей палитре открыть 3 цвета.

Кто допустил 1-2 ошибки – 2 цвета.

Кто 3-4 ошибки – 1 цвет.

Берут кроссворды.

Разгадывают кроссворд.

Взаимопроверка.

Открывают цвета на $палитре.

3.Целеполагание и мотивация (3 мин)

Цель: поднять мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении$ учебно-познавательных задач.

Первые цвета уже открыты, можно начинать рисовать.

Ребята, откройте свои альбомы для рисования. Я думаю, что вы не забыли их взять на урок?

Ученики: а зачем нам альбомы, мы же на уроке информатике?

Учитель: как зачем? А где же мы будем сегодня рисовать?

Ученики: Мы думаем, что для этого нам альбомы не нужны. В компьютере есть специальные программы для рисования.

Учитель: Ну, вот хотела вас запутать, но ничего не получилось. Молодцы!

Программу «Художник» начнем изучать.

Друг другу мы будем всегда помогать,

Чтоб лучше учиться и больше узнать.

Учитель: Ребята, а вы обратили внимание на то, что $при разгадывании кроссворда не все слова относились к теме?

Ученики: Да.

Учитель: Какое это слово?

Ученики: Графика.

Учитель: А как вы думаете, оно случ$айно здесь было?

Ученики: думаем, что нет.

Учитель: А что такое графика?

Ученики:

Учитель: Так о чём мы будем с вами сегодня говорить?

Ученики: О графике. А так как мы на уроке информатике, то вероятно о компьютерной графике и программах с помощью которых мы сможем рисовать.

Учитель: Правильно.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое компьютерная графика.

  2. Какая программа позволяет обрабатывать графическую информацию.

А так$же научитесь создавать простейшие рисунки.

В конце вы оцените свою работу.

Тема сегодняшнего урока «Компьютерная графика. Графический редактор Paint»

Запишем в тетради число и тему урока.

Ответы учеников

$

Записывают тему урока.

4. Усвоение новых знаний

(10 мин)

Цель: дать учащимся конкретные представления о компьютерной графике, графической информации, о программе, с помощью которой обрабатывается графическая информация, рассмотреть интерфейс программы, познакомить с инструментами графического редактора.

$

$

Актуальность темы

Что $вы понимаете под компьютерной графикой?

Компьютерную графику применяют представители самых разных профессий: архитекторы при проектировании зданий; инженеры-конструкторы при создании новых видов техники; астрономы при нанесении новых объектов на карту звёздного неба; модельеры при конструировании новых моделей одежды; мультипликаторы при создании новых мультфильмов; специалисты по рекламе.

$ Важно, что при использовании программ компьютерной графики, как и программ обработки текстов, нет необходимости брать новый лист бумаги, чтобы из-за допущенной ошибки начинать все сначала. Неправильный фрагмент (элемент) просто удаляется из памяти компьютера, и работа продолжается дальше.

Средства компьютерной графики позволяют избавиться от утомительной и кропотливой работы, выполняемой при построении изображений вручную.

Учитель: Кто сможет дать определение, что такое компьютерная графика?

Ученики: Компьютерная графика – это изображения, созданные при помощи компьютера.

$ Учитель: Правильно.

Запишем в тетрадь: $Компьютерная графика – это изображения, созданные при помощи компьютера.

Объяснение нового материала

Мы познакомимся с простейшей программой, которая позволяет обрабатывать графическую информацию – это графический редактор Paint.

Как вы думаете, что можно сделать с помощью графического редактора?

Графический редактор – это программа, предназначенная для создания и редактирования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений и различных иллюстраций.

$ Учитель:

Запишем в тетрадь:

Графический редактор – программа для создания и редактирования рисунков.

$

Чтоб найти программу эту,

Нет нужды гулять по свету;

Чтобы ты ее нашел,

Рассмотри РАБОЧИЙ СТОЛ!

Жму на ПУСК внизу экрана —

Раскрывается МЕНЮ;

Надо выбрать там ПРОГРАММЫ

Мышку снова применю.

Хоть программ здесь очень много,

Мы идем своей дорогой:

$ В этот списочек войдем,

Там СТАНДАРТНЫЕ найдем.

Вот еще МЕНЮ раскрылось;

Мышь сюда переместилась.

Выберем строку мы с вами

$ Ту, где баночка с кистями,

PAINT написано на ней;

Здесь — Художник для детей.

И так, давайте запишем в тетрадях, алгоритм запуска программы Paint.

Запуск программы:

Пускà Программыà Стандартныеà Paint.

Раскрывается окно.

Сколько здесь всего дано!

На ПАЛИТРЕ много красок

У Х$удожника лежит;

Инструментов столько разных

$

Сбоку на окне висит;

Сверху надписи здесь есть —

Нужно будет их прочесть.

Справа, возле уголка,

Три знакомые значка:

Минус, крестик и квадрат,

С ними встретиться ты рад?

Знаешь, как они важны ■

И программам всем нужны.

Учитель: После запуска программы Paint на экране к$омпьютера открывается его окно, основные элементы которого показаны на слайде (изучаются элементы окна).

А сейчас проверим, как вы запомнили элементы окна?

Открываем рабочие тетради на странице 84 задание №52. Соедини стрелками надписи с соответствующими им элементами рисунка.

Проверим правильность выполнения ра$боты.

Снова берем свою палитру: если вы не допустили ни одной ошибки, то открываем еще 2 цвета; если допустили 1-2 ошибки – 1 цвет; если 3-4 – то, вы не можете открыть новый цвет.

Ответы учащихся.

Записывают определение в тетрадь.

$

Предположения учащихся.

Записывают определение в тетрадь.

Показ слайдов презентации.

Произносят и записывают алгоритм в тетрадь

$

Слайд

Слайд

Работа в тетради.

Один ученик работает у доски.

5.Физкультминутка ( 1 мин)

$

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая вас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Ученик проводит зарядку.

.Продолжение изучения новой темы.

Ребята, мы продолжим изучение темы за компьютерами.

Прежде чем мы сядем за компьютеры, давайте вспомним ТБ при работе за компьютером.

А сейчас вы усаживаетесь поудобнее за своими компьютерами.

Сели правильно: спину выпр$ямили, ноги поставьте под углом 90º. Расстояние от глаз до экрана монитора не меньше 50-60 см.

  1. Запустите программу графического редактора Paint.

Рабочая область – место, где вы будете рисовать. Ваш рис$унок может быть маленьким и занимать небольшую часть рабочей области, а может быть таким, что для доступа к его отдельным частям придётся использовать полосы прокрутки.

Найдите в меню Рисунок и выберите пункт Атрибуты и с его помощью установите разметы белого холста по ширине 20 см и высоте 15. Обратите внимание, что полосы прокрутки отсутствуют. Теперь измените размеры холста: ширина 30 см и высота 20 см. Полосы прокрутки присутствуют.

$ Выбор цвета. Посмотрите на палитру. Справа набор разных красок. Слева имеются два квадратика. Верхний основной – тот, ко-торым вы будете рисовать по холсту, — он устанавливается щелчком левой кнопкой мыши на палитре. Попробуйте установить другой цвет, например красный. Фоновый цвет – этот цвет как бы подкла-дывается под белый холст и проявляется при использовании ин-струмента Ластик, а так же в некоторых других ситуациях – он устанавливается щелчком правой кнопкой мыши на палитре. По-пробуйте выбрать зелёный цвет. Возьмите ластик, активизировав его и поработайте им. Что у вас получилось.

По умолчанию используется чёрный основной и белый фоновый цвет.

Панель инструментов. Рассмотрите внимательно панель ин-струментов. На уроках рисования, вы скорее всего, пользовались карандашами, кисточками. Похожие инструменты есть и в графиче-ском редакторе.

Карандаш (его цвет выбир$ается на палитре).

Кисть (один из двенадцати вариантов кисти выбирается в до-полнительном меню настройки).

Распылитель (можно выбрать один из трёх вариантов).

Если при работе с инструментами Карандаш, Кисть, Ра$спылитель и Заливка вы нажимаете левую кнопку мыши, то изображение выполняется основным цветом. Если нажимаете правую – фоновым.

Ещё мы сегодня познакомимся с инструментами Линия и Эллипс. Это инструменты чертёжника.

С помощью инструмента Линия удобно проводить прямые линии (отрезки). Для этого следует предварительно выбрать ширину линии (один из пяти вариантов меню настройки), щелкнуть кнопкой в начальной точке и перетащить указатель мыши в нужном направлении. Для изображения вертикальной линии, горизонтальной и линии с наклоном в 450при их создании следует удерживать нажатую клавишу $Shift.

Активизируйте инструмент Эллипс. На панели инструментов появляются три возможных способа заполнения: 1. Без заполнения, контур выполняется основным цветом; 2.заполнение фоновым цветом, контур выполняется основным; 3.и контур и заполнение выполняется основным цветомЕсли вы хотите нарисовать Круг, то необходимо нажать на клавишу Shift и удерживая её нарисовать круг.

Ширину контура можно изменять. Для этого необходимо активизировать инструмент линия и в его меню настройки выбрать требуемую ширину.

Мы немного потренировались рисовать основные элементы. Очисти весь экран.

Рисунок/Очистить.

$

Слайд

Ученик убирает лишние картинки

Занимают рабочие места за компьютером.

Запускаю программу

Следуют согласно учителю

$

6.Закрепление знаний (16 мин)

Цель: закрепит$ь в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, способствовать формированию у учащихся умений и навыков при работе с инструментами графического редактора

Ребята! А какое время года Вы любите больше всего?

А я лето. Поэтому предлагаю вам с помощью овала и кисти нарисовать Гусеницу, которая состоит только из овалов и линий.

Но прежде, чем приступить к работе, давайте немного помечтаем. Закройте глаза и посчитайте до трёх. (Звучит музыка Лето).

Ну как представили себе лето?

Приступаем все к работе.

(во время работы учащихся звучит спокойная музыка).

$ Молодцы!

Рисунок сумеем запомнить мы в ФАЙЛЕ,

Названье которого мы записали;

Когда этот файл мы потом прочитаем

То сразу же нашу картинку узнаем!

$ Сверху слово ФАЙЛ найдешь,

Мышку ловко подведешь,

Кнопку левую нажмешь

И в табличку попадешь.

СОХРАНИТЬ КАК выбирай,

Левой кнопкой подтверждай,

Найд$и папку ты свою

Имя пишешь побыстрей,

А теперь нажми «О’Key!».

Вот и выполнен заказ.

Рисуют гусеницу.

Сохраняют рисунок

Слайд

$Гимнастика для глаз ( 1 мин)

Слайд

Работа в РТ:

В рабочей тетради на странице 85 задание №53.

Вы должны подписать только те инструменты, с$ которыми мы сегодня познакомились.

Проверяем.

Кто не сделал ни одной ошибки – добавляет в палитру еще два цвета; а кто допустил 1-2 ошибки, тот ничего не получает.

Один ученик работает у доски

Самопроверка.

7. Подведение и$тогов урока. Рефлексия.

(3 мин)

Цель: подвести итог урока, оценить работу учащихся, создать условия для самооценки учебной деятельности, закрепить положительные эмоции от познания нового.

А теперь посчитаем, кто сегодня всех больше использовал на уро$ке красок, а значит показал отличные знания материала и стал настоящим художником.

Если вы открыли 7-6 цветов – вы получаете оценку «5».

Если 5-4 цвета – «4».

Если меньше 4 цветов – «3».

Поднимите руки, кто заработал оценку «5»; «4»; «3».

Эти оценки вы и поставите себе в дневники, когда будете записывать домашнее задание.

Ребята, на палитре у вас есть недорисованное лицо человечка. Что не хватает? Давайте пофантазируем и дорисуем ему ротик и человечек отразит ваше настроение и покажет было ли вам интересно на уроке.

Например, мне было очень интересно с вами работать.

$

Поднимают руки

Показывают настроение

8.Информация о домашнем задании (2 мин)

Цель: сообщить учащимся о Д/з и разъяснить методику его выполнения.

Открыли дневники и записали домашнее задание.

Домашнее задание: нарисовать рисунок с помощью

Те, у кого есть компьютеры, нарисуйте рисунок на любую тему и распечатайте его или принесите на электронном носителе. Если же нет компьютеров дома, то задание выполните как обычно в компьютерном классе.

А вот, что у меня получилось.

(в это время учитель расписывается в дневниках за оценку).

Удачи в изучении и$нформатики!

Записывают домашнее задание

Слайд

Список используемой литературы:

Босова Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Босова Л. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Босова Л. Уроки информатики в 5–7 класса$х: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Post Comment