Конспект урока по Информатике «Локальные и глобальные компьютерные сети» 10 класс

План-конс$пект урока информатики и ИКТ

10 класс

Тема урока: « Локальные и глобальные компьютерные сети»

Учитель: Куликова Л. С. (МБОУ ВСОШ при ИК-1)

Цели и задачи урока.

  1. Образовательные:

    • сформировать представления о назначении и принципах построения локальных $и глобальных компьютерных сетей;

    • сформировать знания о составе и основах функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей.

  2. Развивающие:

    • развить познавательные и творческие способности учащихся;

    • развить образное мышление;

    • развивать готовность учащихся к информационно-учебной деятельности, применять инструментальные средства и средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.

  3. Воспитательные:

    • воспитывать трудолюбие, ответственность за результаты$ своего труда;

    • воспитывать культуру делового общения при совместной работе в группе;

    • воспитывать доброжелательность среди учащихся, нацеленность на результативность обучения.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма организа$ции познавательной деятельности: групповая.

Пояснительная записка. Этот урок является первым из раздела коммуникационные технологии и имеет важное значен$ие. Урок формирует представление о назначении и принципах построения локальных и глобальных компьютерных сетей. В ходе урока учащиеся узнают о топологии сетей, научатся оценивать локальные сети с различной топологией, выявлять достоинства и недостатки различных способов организации сетей.

Итогом урока являются знания о назначении, принципах построения и функционирования локальных и глобальных компьютерных$ сетей. Совершенствование навыков групповой работы. Развитие умения делать выводы на основании полученных знаний.

Оборудование: Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети», компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска, раздаточный материал.

Учебное пособие: Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10 класса, М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Ход урока.

    1. Организационный момент (3 мин). Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Озв$учивается тема урока, определяются цель и задачи.

    2. Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации. (5 мин.)

Учитель предлагает учащимся представить себя новым сотрудником, кото$рый пришел работать в недавно созданную небольшую организацию. У каждого сотрудника есть только компьютер.

  • Как бы вы организовали обмен информацией между сотрудниками?

  • Какое периферийное оборудование вы бы предложили купить и в каком количестве?

  • Каждый ли компьютер, на ваш взгляд, должен быть подключен к Интернету?

  • $

Учитель подводит учеников к выводу о необходимости соединить компьютеры в сеть.

Учитель: Как называется сеть в одном здании, в школе?

Ученик: Локальная.

Учитель: Сегодня мы изучим локальные и глобальные компьютерные сети. Запишем тему урока. Вместе с вами сформулируем назначение локальных и глобальных компьютерных сетей.

Ученик (учитель помогает четко сформулировать):

  • Для обмена информацией;

  • $

    Для совместного использования периферийного оборудования (принтеров, сканеров, дисков, плоттеров);

  • Для совместного использования ресурсов компьютеров (файлов, программ, баз данных).

    1. Изучение нового материала (20 мин.) (презентация) (слайд 1)

С появлением компьютера у человека появился мощный инструмент для работы с информацией. Сегодня компьютеры хранят огромное количес$тво информации, позволяют найти ее по определенным признакам, просмотреть на экране, переслать другим людям.

Сегодня на уроке мы познакомимся, как передается информация с одного компьютера на другой, как могут быть связаны между собой основные в настоящее время источники и приемники информации, т.е. как соединяются между собой компьютеры.

(слайд 2) Компьютерная сеть – $это система компьютеров, связанная каналами передачи информации. Основная цель компьютерных сетей — обеспечение обмена информацией между объектами. Для этого необходимо осуществить связь компьютеров между собой.

$

(слайд 3) Выделяют локальные и глобальные компьютерные сети.

(слайд 4) Рассмотрим более подробно, что включают в себя компьютерные сети (локальные сети, региональные сети, корпоративные сети, глобальная сеть Интернет).

(слайд 5) Локальные сети — это компьютерные сети, расположенные в пределах н$ебольшой ограниченной территории (здании или в соседних зданиях) не более 10 – 15 км. Они объединяют относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук).

Локальные сети подразделяют на:

  • одноранговые;

  • с выделенным сервером.

(слайд 6) Одноранговые — это сети, в которых все компьютеры в сети равноправны, то есть сеть состоит только из рабочих станций пользователей.

(слайд 7) Для увеличения производительности, а также в целях обеспечения большей надежности при хранении информации в сети неко$торые компьютеры специально выделяются для хранения файлов и программных приложений. Такие компьютеры называются серверами, а локальная сеть — сетью с выделенным сервером.

(слайд 8) Важнейшей характеристикой локальных сетей является скорость передачи информации по сети.

Скорость передачи информации по локальной сети $обычно находится от 10 до 100 Мбит/с.

(слайд 9) Компьютеры можно соединять в сеть разными способами. Схема соединен$ия компьютеров в сеть называется топологией сети. Запишем определение.

Виды топологий:

    • Кольцевая

    • Радиальная («звезда»)

    • Шинная

    • Древовидная

(слайд 10) Это топология — кольцо. Зарисуем схему и запишем название схемы. Что произойдет, если в рассмотренной схеме, выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров? (Сеть перестанет работать.)

(слайд 11) Это топология – звезда.

(слайд 12) Такая схема называется линейная шина. Зарисуем схему и запишем название топологии. Здесь так же, ка$к и в топологии «кольцо», если выйдет из строя сетевой кабель одного из компьютеров, вся сеть перестанет работать.

(слайд 13) Это древовидная топология.

Давайте обсудим, какие достоинства и недостатки имеет каждая топология. (Выслушиваются мнения обучающихся). Заполняем таблицу в тетрадях.

Достоинства и недостатки:

$

Топология

Достоинства

$

Недостатки

Кольцо

Простота добавления новых узлов.

Большое количество компьютеров.

Выход из строя 1 компьютера ведет прерывание работ.

Обрыв кабеля ведет к выходу из строя всей сети.

$

Звезда

Выход из строя 1 компьютера не отражается на функционировании сети.

Не происходит затухания сигнала.

Все точки подключения собраны в одном месте, что позволяет находить неисправности, контролировать работу сети.

$

Выход из системы центрального компьютера прерывает работу всей сети.

Ограничение количества периферийных компьютеров.

Расход кабеля.

Шинная

$

Недорогое сетевое оборудование.

Простота добавления новых узлов.

Сеть продолжает функционировать при выходе из строя отдельных компьютеров.

$

Обрыв кабеля влечет выход из строя всей сети.

Ограничение на длину связи (потери сигнала).

Древовидная

Заполняют самостоятельно

Заполняют самостоятельно

(слайд 14) Рег$иональные сети — это сети объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента).

(слайд 15) Корпоративные сети. Их создают многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, вое$нные, банковские и пр.)

Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах (в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft)

(слайд 16) Интернет — это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая сотни миллионов компьютеров.

Интерн$ет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами), которыми пользуется около миллиарда человек во всех странах мира.

IV. Проверка усвоения материала (5 мин.). (слайд 17-20) Тестовые задания.

V. Подведение итогов урока (5 мин.).

Учитель: Проводит фронтальный опрос, что нового узнал каждый ученик, какие $новые понятия усвоены, что изменило прежние представления. Выставление оценок в журнал.

VI. Домашнее задание (2 мин.) (слайд 22)

§ 2.1., 2.2. + вопросы после § (устно).
учебник Угриновича Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень (10 класс)

Спасибо за внимание, урок окончен.

Литература:

Учебник: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Дополнительная литература:

  • Информатика: весь курс: для подгот$овки к ЕГЭ / О. Ю. Заславская, И. В. Левченко. – М.: Эксмо, 2009.;

  • Информатика. 5 – 11 классы: материалы к урокам, внеклассные мероприятия. / авт.-сост. Е. А. Пышная. – Волгоград: Учитель, 2009.;

  • Персональный компьютер. $Лучший самоучитель / Е. Н. Гузенко, А. С. Сурядный. – изд. 7-е, доп. и перераб. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.;

  • Теория и методика обучения информатике: учебник / под ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Post Comment