Конспект урока по Информатике «Любопытная информатика» 5 класс

$ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»

Методическая разработка по информатике

на тему: «Любопытная информатика»

$для учащихся 5-го класса

Тип урока обобщение и систематизация знаний

 

Автор разработки

учитель математики и информатики I категории

Букина Олеся Алексеевна

$

 

 

Барнаул

2014 год

Аннотация

Показать, что информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации, основным инструментом реализации информационных процессов является компьютер.

$ Пояснительная записка

Возраст участников: 5 класс. (11-12 лет)

Кол-во участников: 2 команды по 5 человек, болельщики.

Форма проведения: мероприятия: интеллектуальная игра (КВН).

$Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал: (карточки с заданиями, жетоны), оценочные листы для жюри, музыкальное оформление.

Цель:

  • повторение и закрепление изученного материала по основам информатики за 1-3 четверть 5 класса.

Задачи:

  • развить логическое мышление;

  • повысить интерес к предмету;

  • развить творческие способности учащихся;

  • воспитывать умение работать в команде (чувство ответственности за коллектив, воспитание уважения к сопернику, умение достойно вести спор; стойкости, целеустремленности, находчивости).

Подготовка к мероприятию: за неделю до начала$ мероприятия среди учеников 5-ых классов выбираются две команды и получают следующие задания:

    $

  • Выбрать капитана;

  • Придумать название команды;

  • Придумать эмблему и девиз;

Ход мероприятия:

Ведущий: Дорогие присутствующие! Сегодня вам представилась уникальная возможность стать участниками, зрителями интеллектуальной игры «Как мы знаем информатику». Это соревнование команд в духе здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды. Победа достанется стойким и трудолюбивым. Прослушайте правила игры. Необходимо за игру набрать максимальное количество баллов, выполнив быстро и правильно задания. Желаю вам успехов!

Соревноваться будут команды 5-х классов, у каждой из них с собой багаж знаний по информатике, мешок смекалки, сундук взаимовыручки, тележка дружбы и огромное желание победить. Командам будут помогать и ребята, которые находятся в зрительном зале.

Начать Турнир мне хотелось$ бы следующими словами древней китайской пословицы: Три способа стать умнее:

Ты можешь стать умнее тремя путями:

 путем опыта  это самый горький путь;

 путем подражания  это самый легкий путь;

 путем размышления  это самый благородный$ путь.

Я рада представить вам жюри сегодняшней игры: это люди высокоинтеллектуальные, умные, образованные___________________

Итак, мы начинаем!

Сначала жеребьёвка определит, какая команда будет первой приветствовать нас с вами. Капитанов команд прошу подойти к доске и нажать на кубик. Тот, у кого выпадет большее число очков, начнет наш первый конкурс «Приветствие». Жюри оценивает этот конкурс по 5-ти бальной системе.

$(команды выполняют вышеперечисленные действия)

Первой будет открывать нашу игру команда….

  1. Первый конкурс «Приветствие».

Команда «Звезды Алтая»

Девиз…..

Команда «Стрела»

Девиз……

$Подведение итогов конкурса:

Ведущий. Команды назвали себя, а теперь члены жюри объявят оценки, выставленные командам.

(жюри подводит итоги конкурса).

Ведущий: Пос$мотрим на турнирную таблицу, каков же итог за первый конкурс? (оглашает итоги турнирной таблицы).

  1. Конкурс «Разминка»

(Смешные вопросы и ответы)

Ведущий: Продолжаем. Следующий конкурс «Разминка». Командам необходимо в течение 1 минуты ответить на вопросы. За самый смешной ответ команда получает 2 балла. Болельщики так же могут отвечать, и если жюри в конце конкурса посчитает, что ответ был смешным, они вправе отдать свой заработанный балл (жетон) команде, за которую болеют.

$

1-й вопрос: Сколько надо программистов, чтобы ввинтить электрическую лампочку?

(Ответы показывать после ответа команд).

А теперь мы Вам предлагаем посмотреть возможные варианты ответов:

$ — Два — один ввинчивает, а другой устрашающе стоит рядом с дубиной, чтобы не побежал ток.

— Один держит лампочку, четверо накручивают стол, а еще четыре ходят в противоположную сторону, чтоб у первого голова не закружилась.

2-й вопрос: Почему программисты не заливают в машину 95-й бензин?

(Боятся, что повиснет)

3-й вопрос: Почему программисты не любят звонить по телефону?

(Hет кнопки «Bac$kspace»).

4-й вопрос: Опоздавший Вовочка влетает в класс. Не поздоровался, шапки не снял.

Учительница строго: Вовочка! Немедленно выйди и…. (продолжите)!!!

(снова зайди).

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Ну, а теперь послушаем жюри, которое объявит общий итог за конкурс.

(жюри объявляет общий итог за конкурс)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу. За два конкурса команда 1 …баллов, команда 2 …. баллов.

(На турнирной таблице объявляется итог за разминку и общий итог).

$ ПРИМЕЧАНИЕ!!! Если болельщики все-таки принимали участие в данном конкурсе, и их ответы оценило жюри, то им выдаются жетоны, которые в конце игры они могут отдать одной из команд).

  1. Конкурс «Закончи стихотворение»

Ведущий: Необходимо закончить стихотворение. Право ответа дается той команде, в которой один из игроков первый поднимет руку. Нельзя говорить ответ без команды ведущего. За нарушение условий снимается 1 балл с команды. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу, за каждый не$правильный – 1 балл снимается с команды.

Не оставит без ответов,

Телевизор умный этот,

Задавай вопрос быстрей

и смотри-ка на …    (дисплей)

Вправо, влево, вверх и вниз

$Выполняет без каприз.                                        

Так и скачет как зайчишка                   

По экрану Ловко … (мышка)

Чтобы мысль не потерять,

Нужно в файл всё записать,

А потом без всякой спешки

В папке сохранить на … (флешке)

Как заправский эрудит

$Он легко руководит

Вычислительным процессом

Ум компьютера — … (процессор)

На вопросы даст ответ

Наш помощник — Интернет.

Письма быстро получаем,

к телефону подключаем

$Вещь, известную ВАМ всем!

Называется … (модем)

Он решает все проблемы

И содержит микросхемы

Для компьютера –как бог$

Лучший друг –…(системный блок)

Вдруг на беленьком листочке

Появляться стали точки,

Строки выросли из слов.

Вот и текст уже готов.

Очень быстро, словно спринтер

На печать выводит …(принтер)

Кнопочки на ней всегда

Нажимаем без труда.

$Да и пальцам физкультура

Это вот — … (клавиатура)

$

Подведене итогов конкурса:

Ведущий: Сейчас уважаемое жюри огласит количество баллов за данный конкурс.

(Жюри объявляет итоги конкурса. Далее ведущий подводит общий итог за конкурсы по турнирной таблице).

IV. Конкурс «Веришь – не веришь»

Ведущий: (Ведущий использует секундомер). Следующий конкурс «Веришь — не веришь». Команды в течение 10 сек. поднимают карточку с ответом «ДА» (если верят), и «НЕТ» (если не верят). За каждый правильный ответ – 1 балла, неправильный – 1 балл снимается.

  • Верите ли вы, что информацию на компьютере хранят в виде файлов. (Да)

  • Верите ли вы, что за обработку данных в компьютере отвечает одна самая большая микросхема – память. (Нет — процессор)

  • $Верите ли вы, что одной из главной функцией компьютера является передача информации. (Нет – обработка)

  • Верите ли вы, что по-английски WINDOWS-это система. (Нет-окна)

  • Верите ли вы, что информация обрабатывается группами по 8 битов в каждой, и такая группа называется байтом. (Да)

  • Верите ли вы, что производительность компьютера в первую очередь зависит от производительности$ памяти (Нет – от процессора)

  • Верите ли вы, что Монитор это стандартное устройство для ввода данных в компьютер. (Нет – клавиатура)

  • Верите ли вы, что калькулятор имеет два режима работы обычный и инженерный. (Да)

  • Верите ли вы, что для работ с графическими данными в состав Windows входит стандартный графический редактор WORD. (Нет — Paint)

  • Верите ли вы, что лазерный проигрыватель служит для воспроизведения на компьютере музыкальных компакт-дисков. (Да)

  • Верите ли вы, что каждый файл имеет имя. Имя состоит из собственного имени файла и расширении имени. (Да)

  • Верите ли вы, что для доступа к свойст$вам объектов используется контекстное меню. (Да)

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Итак, мы обращаемся к жюри, какое общее количество баллов набрала каждая из наших команд? Общий итог за 4 конкурса…..

$(Жюри объявляет итоги конкурсов).

  1. Конкурс “Найди соответствие”

Ведущий: Конкурс «Найди соответствие». Правильно выполненное задание приносит командам 2 балла.

Сейчас вам раздадут карточки: табличка с колонками. В левой колонке – названия программ и файлов, в правой – расширение имени файла, которое$ по умолчанию присваивается при их создании. Расширения приведены произвольно. Необходимо найти соответствие.

(Жюри выдается правильный ответ)

Блокнотtxt

Microsoft Word — doc

Microsoft Power Point — ppt

Архивный файл — arj

Загрузочный файл — exe

Paint — bmp

Ведущий: Команды пр$ошу сдать мне заполненные карточки. А теперь приглашаю по одному участнику из каждой команды подойти и показать стрелочками правильный ответ на интерактивной доске (сначала команда №1, затем команда №2). А жюри должно сравнить ответы команд на карточках и на интерактивной доске (сопоставить их).

(Представители команд по очереди отмечают ответы на доске, а жюри в это время проверяет ответы команд)

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Жюри объявляет оценки за конкурс «Соответствие». Ведущий оглашает итоги турнирной таблицы.

Игра со зрителями (своеобразная физкульминутка)

$Ведущий: Теперь дадим возможность отдохнуть командам, и проявить себя болельщикам. Прошу выйти зрителей и получить задания. (болельщикам предлагается жеребьевка). Необходимо изобразить следующие ситуации:

  1. Изобразить ребенка, играющего в компьютерную игру.

  2. Изобразить ситуацию “Компьютер завис”.

  3. Изобразить неисправный принтер, печатающий без остановки.

  4. Изобразить папу, который первый раз сел за компьютер.

  5. $Изобразить мышку на коврике.

  6. Изобразить флешку, на которой нет места, а нужно записать информацию.

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Предлагаю выслушать жюри, которое подведет итоги этого конкурса.

(жюри объяв$ляет итоги конкурса)

Ведущий: Каждый участник получает баллы (жетоны); он может отдать их команде за которую болеет в конце игры.

(ведущий раздает жетоны болельщикам).

  1. Конкурс «Анаграммы»

Ведущий: Ребята, двигаемся дальше. Решите анаграммы. Если вы сделаете все правильно, то в диагонали ВТОРОГО квадрата соберется еще ОДНО слово и получите 2 балла. Дается вам на эту работу 3 минуты. Ответы нужно написать на листок, выданный вам.

(участники выполняют задание)$

Ведущий: !!!(если пройдет)Про$шло 3 минуты.!!! Прошу подойти участников ко мне и сдать правильные ответы, а также написать на доске.

Первой пишет на доске та команда, которая первой сдала ответ.

Шина, диск, меню, база

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: обратимся к жюри, справились ли команды с заданием, сколько баллов это им принесло?

(жюри подводит итоги)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу. Общий итог команд — Команда 1 -… баллов, команда 2 — … баллов.

  1. конкурс «Частушки»

$Ведущий: Теперь немного отдохнем от умственной работы. Будем петь. Командам необходимо исполнить частушки. 2 участника – поют, 3 участника – танцевальная группа. Время подготовки- 2 минуты. Максимальная оценка за конкурс- 5 баллов.

(раздать участникам напечатанные на листах частушки, время подготовки 2 минуты)

1 команда

Я в плену у Интернета,

Тает время, часть бюджета, $

Да и дома меня нет,

как войду я в Интернет!

* * *

Мил сказал, что в Интернете

$Все продукты есть на свете

Я с кошёлкой в Интернет-

Враки всё, продуктов нет

* * *

У меня с моим дружком

Работёнка клёвая:

База данных у него,

У меня торговая.

* * *

Купил давеча компьютер —

Вроде было всё » о’кей «

А недавно спохватился:

Нету кнопки any key

$

2 команда

Эту мышку даже мама

Может смело в руки брать.

У неё на спинке кнопки,

Чтоб программы выбирать.

$ * * *

Петька, жадина, не дал

Откусить конфету!

Я ему за это дам…

С вирусом дискету

* * *

Ах, зачем вам, Марь Иванна,

Бегать на уроки?!

Киньте курс ваш на компьютер

Меньше всем мороки!

 * * *

Не знакомлюсь во дворе я —

Следую совету,

Женихов всех завожу

$ Лишь по Интернету.

Подведение итогов конкурса:

$Ведущий: Посмотрим, как жюри оценило этот конкурс. Напоминаю, максимальная оценка за этот конкурс — 5 баллов.

(жюри объявляет итоги конкурса)

Ведущий: По турнирной таблице общий итог составляет….

  1. Конкурс капитанов

$

Ведущий: Наш следующий конкурс…

( звучит музыка к конкурсу капитанов из игры КВН )

Вы, наверное, уже догадались, что это конкурс капитанов.

Максимальная оценка за этот конкурс — 3 балла.

В рассказе Артура Конан-Дойля «Пляшущие человечки» преступник применял оригинальный код для записи своих угроз. Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и даже совсем разными способами. Главное, заранее договориться о том, как понимать те или иные сигналы. Если мы договорились, то уже получается код или шифр.

Сейчас за 3 минуты капитаны по$пытаются расшифровать тексты и объяснить способы кодирования.

Капитанов команд прошу подойти и получить задания, записать ответы нужно на доске.

Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования:

Поса шила ф фасе.

(Ответ: Роза жила в вазе. Способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие – на глухие)

Коляманлядаля.

(Ответ: Команда. Способ кодирования: после каждого слова вставляется слог «ля»)

Ведущий: Если капитаны не справляются, можно обратиться с этим заданием к остальным членам команд.

$Ведущий: Капитаны, спасибо. Можно вернуться к командам.

Подведение итогов конкурса:

$ Ведущий: Предоставим слово нашему жюри.

(жюри подводит итог конкурса)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу – команда 1- …. баллов, команда 2-…. баллов.

  1. Конкурс «Эстафета»

Ведущий: Командам необходимо вставить пропущенные буквы в слова, рядом прилагается определение слова. За каждое правильное слово начисляется 1 балл.

Команды получают карточки с заданием, выполняют его, затем полученный результат сдают ведущему.$

(ведущий отдает ответы жюри для выставления оценок)

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

(жюри подводит итог конкурса)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу

Команда 1- ….баллов. Команда 2 -… балло$в.

  1. Конкурс «Веселый ребус»

Ведущий: И наш завершающий конкурс – конкурс «Веселый ребус». Первой отвечает команда с меньшим количеством итоговых баллов. Нужно разгадать ребус, размещенный на интерактивной доске. Если команда не справляется с заданием, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Подведение итогов конкурса:

Ведущий: Слово предоставляется жюри.$

( жюри подводит итог конкурса)

Ведущий: Смотрим на турнирную таблицу

Команда 1 -….баллов. Команда 2 -… баллов.

( ведущий подводит итог конкурса по турнирной таблице).

Ведущий: Предлагаем болельщикам отдать жетоны командам, за которые они болеют. Команды передают их ведущему, он отдаёт их жюри. Оно прибавляет баллы жетонов к баллам команд. Каждый жетон – 1 балл.

Ведущий: Ребята, наша интеллектуальная игра – клуб веселых и находчивых подошла к финалу. Перед жюри сейчас стоит трудная задача — подвести общие$ итоги, учитывая жетоны болельщиков, назвать победителей, вручить грамоты. И пока жюри подводит итоги, мы прочитаем Вам замечательное стихотворение про компьютер.

$(В это время жюри подводит общие итоги)

Ведущий:

Раньше на машинке

Тексты набивали

И свои ошибки

Корзине доверяли.

Но пришёл компьютер:

$И стирает курсор

Глупые ошибки.

Заменяет строчки

Умная программа.

Прекрасно помогает,

Даже лучше мамы.

Он не только пишет.

$

Текст нам исправляет,

На диске сохраняет,

А потом, что нужно, —

опять нам открывает.

Может поставить картинки,

Файлы любые вставляет,

Диаграммы, графики, символы,

Когда надо предоставляет.

Вот такой компьютер –

Замечательный друг!

$Без него в 21 веке мы все

— Как без рук!

Ведущий: Слово предоставляется председателю жюри _______________$_________.

(председатель жюри подводит итоги, объявляет победителей, вручает грамоты)

Ведущий: Уважаемые участники, жюри, эксперты, болельщики, спасибо Вам за интересно проведенное время, за позитивное настроение, успехов Вам в любом начинании! А сейчас мы прощаемся с Вами. Спасибо за участие!

$

Ведущий: Просьба! всех присутствующих просим воспользоваться интерактивной доской, чтобы отметить то настроение, с которым Вы покидаете нашу игру.

Post Comment