Конспект урока по Информатике «Определение количества информации» 8 класс

Конспект урока по информатике$

«Определение количества информации»

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25»

Предмет информатика

Класс

Тема урока Определение количества информации (урок изложения нового материала)

Характеристика класса В классе обучается 20 человек, класс на подгруппы не делится. У учащихся 8б класса высокий уровень учебной мотивации. Атмосфера в классе доброжелательная, учащиеся с большим интересом и творчество$м подходят к выполнению домашних заданий.

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: компьютер, классная доска, медиапроектор, слайдовая презентация, учебник для 8 класса Информатика и ИКТ,Угринович Н.Д., карточки для самостоятельной работы.

Цель урока: создание условий для организа$ции деятельности учащихся, направленной на овладение системой знаний и умений по теме «Определение количества информации».

Задачи:

  • дать понятие количества информации, познакомить с вероятностным и алфавитным подходом при определении количества информации, познакомить с единицами измерения информации, формировать практические навыки по определению количества информации.

  • продолжить формирован$ие научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация».

  • формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении$ трудностей в учебной работе.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

  3. Изучение нового учебн$ого материала

  4. Закрепление учебного материала

  5. Задание на дом

$

1. Организационный момент

Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя учащихся

Задачи: Доброжелательный настрой учителя и учащихся. Готовность класса и оборудования к уроку.

Методы и формы: словесный, наглядно-иллюстративный, фронтальные.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

Приветствие учителя

$

П$риветствие учащихся.

Отметка отсутствующих в классе в журнале с помощью дежурных учащихся.

Ожидаемый результ: полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель этапа: создать ситуацию успеха, путем проверки владения материала прошлых уроков

Задачи: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Методы и формы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная

Вспоминают ранее изученный материал$, отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

1. знаковая система – определенный алфавит (набор знаков) и правил выполнения операций над знаками.

2. Языки и системы счисления.

3. Процесс преобразования $информации из одной формы представления в другую.

4. Код является результатом кодирования (т.е. последовательность знаков данной знаковой системы).Количество знаков в коде –длина кода.

Фронтальный опрос

Вопросы:

1.Что такое знаковая система?

2. Какие знаковые системы вы знаете?

3. Что такое перекодирование информации?

4. Поясните слов код и длина кода?

$Ожидаемые результаты: Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

3. Изучение нового учебного материала

Цель этапа: С$пособствовать осознанию практической ценности изучаемого материала.

Задачи: Показать учащимся, что изучаемая тема важна в жизни.

Методы и формы обучения: словесный, объяснительно — иллюстративный

Ученики слушают учителя, делают записи в тетрадях.

Процесс познания приводит к накоплению информации (знаний), то есть к уменьшению незнания.

Измерить объём накопленных знаний нельзя, а вот оценить уменьшение незнания можно, если известно количество возможных вариантов исхода.

($презентация слайд №2)

Количество информации – мера уменьшения неопределённости знаний при получении информационных сообщ$ений.

Единица количества информации – бит.

1 бит – это количество информации в сообщении, которое уменьшает неопределённость в два раза.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несёт полученное сообщение:

формула Хартли

N – Количество вариантов исхода;

I – Количество информации, которое несёт сообщение.

Учитель приводит примеры:

При бросании монеты возможны два варианта исхода (орёл или решка). Зара$нее не известен результат, мы имеем некоторую неопределённость. После падения монеты виден один вариант вместо двух (неопределённость исчезла).

До проверки контрольной работы учителем возможны четыре вариант исхода («2», «3», «4», «5»). После получения оценки остался один вариант (неопределённость исчезла).

Рассмотренные примеры позволяют сделать вывод: чем больше неопределённости первоначальной ситуации (чем больше вариантов исхода), тем больше количество информации содержится в сообщении, снимающем эту неопределённость.$

Единица количества информации – бит.

1 бит – это количество информации в сообщении, которое уменьшает неопределённость в два раза.

1 случай: i=2 бита (4=22)

2 случай: i=4 бита (16=24)

i – количество информации при различном количестве вариантов исхода.

формула Хартли

где N – количество вариантов исхода;

I – количество информации, которое несёт сооб$щение.

Существуют кратные байту единицы измерения количества информации:

1 Кбайт = 210 = 1024 байт;

1 Мбайт = 210 = 1024 Кбайт

1 Гбайт = 210 = 1024 Мбай$т

Существуют также более крупные единицы: Терабайт, Петабайт, Эксабайт.

4. Закрепление учебного материала

Цель этапа: формирование навыка применения полученных знаний при решении задач.

Задачи: Проверка полноты знаний, сформированности умений.

Методы и формы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная

Анализируют предложенные задания, составляют алгоритм решения.

Учащиеся выполняют задания и проверяют свои ответы.

(презентация, слайд №4)$

Решение задач:

При приёме некоторого сообщения получили 5 бит информации. Сколько вариантов исхода было до получения сообщения?

Решение:

i=5 бит, N — ?

N=2i, N=25=32

Ответ: 32 варианта исхода

Далее предлагает самостоятельно выполнить задания №1,2,3 по карточкам.

Проверка учащимися осуществляется самостоятельно (презентация, слайд №5)

$

Учитель поощряет самостоятельность, дает время обучающимся на поиск ответа.

$

Выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала

Подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности (с подробным комментарием), выделяя удавшиеся моменты

$

Ожидаемый результат: Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

5. Задание на дом

Цель этапа : Обеспечить понимание содержания домашнего задания

Методы и формы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный

Записывают домашнее задание, производят взаимопроверку записи домашнего задания.

Задают вопросы по содержанию и выполнению домашнего задани$я.

Учебник: §1.3.1, 1.3.2.

Письменно: Приведите примеры сообщений, уменьшающих неопределённость в 2 раза, 4 раза, 8 раз.

№1.3, 1.4 стр.29

Ожидаемый результат: Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.

$Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1: Определить количество информации, полученное при вытаскивании одного шарика из коробки с шариками разного цвета, если в коробке 4 шарика; 8 шариков; 16 шариков.

Задание 2: Сколько бит информации получено из сообщения «Вася живёт на пятом этаже», если в доме 16 этажей?

Задание 3: Сколько различных изображений лежало в стопке, если сообщение о вытащенной картинке несёт 3 бита информации?

$Задание 4: Производится бросание симметричной четырёхгранной пирамидки. Какое количество информации мы получаем в зрительном сообщении о её падении на одну из граней?

Post Comment