Конспект урока по Информатике «Правила общения в коммуникационных службах Интернета» 10 класс

$Учитель: Саркисян Марина Владимировна
Место, город: МАОУ «СОШ №83», г. Пермь
Предмет: информатика
Класс: 10 (база, урок проводится с учётом деления класса на группы)
Тема урока: Правила общения в коммуникационных службах Интернета.
Место урока: общая тема «Информационно – коммуникационные технологии в компьютерной сети» (глава 3, учебник Н.В. Макаровой), урок №7-8, изучение нового материала.

Продолжительность урока: 90 минут (уроки даются парами)

Ход урока

  1. $Организационный момент (2 мин.)

Учитель: Здравствуйте. Садимся. Отключаем и убираем мобильные телефоны. Для работы вам сегодня понадобятся тетрадь, ручка, линейка. Приготовьте их, пожалуйста.

II. Вызов (15 мин.)

  1. Введение в тему

Учитель: На прошлых уроках мы изучили и обсудили такие понятия как, локальная и глобальная сеть, службы сети Интернет, правила поиска информации. Сегодня мы продолжим изучение темы «Компьютерные сети». Тему урок$а и его цель вы определите сами, после того, как мы с вами проведем небольшой опрос.

  1. Приём «Верные и неверные утверждения»

Учитель: Я буду задавать вам вопросы, а вы кратко на них отвечать. Ответы необходимо оформить в тетради в виде таблицы, проставляя вместо ответа «Да» знак «+», а вместо ответа «Нет» знак «-». Это не тест, ответы не оцениваются, они д$олжны отражать ваше личное мнение.

Итак, открываем тетради, пишем число, чертим таблицу: 12 столбцов по 1 см, вниз три строки по 1 см. В первой строке таблицы записываем числа от 1 до 12, это номера вопросов. Ответы на вопросы записываем во второй строке таблицы.

Учитель изображает пример таблицы на доске.

1

2

$

3

4

5

6

7

8

$

9

10

$

11

12

$

$

Учащиеся чертят таблицу в тетради.

$Учитель: Внимание!

Учитель читает вопросы, учащиеся заполняют вторую строку таблицы.

Вопросы:$

  1. Верите ли Вы, что этикет – это набор норм и правил, без которого невозможно общение людей?

  2. Верите ли Вы, что в связи с стремительным развитием сети Интернет, сложилось новое понятие — сетевой этикет?

  3. Верите ли Вы, что один из принципов организации общения в Интернет звучит так «Индивидуализм уважается и поощряется»?

  4. Верите ли Вы, что один из принципов организации общения в Интернет основывается на фразе «Сеть следует защищать»?

  5. Верите ли Вы, что для использования служб Интернет необходимо знать правила общения в каждой $службе?

  6. Верите ли Вы, что для использования услуг информационных и коммуникационных служб Интернет действуют единые правила?

  7. Верите ли Вы, что высказывание Мэри Уилсон Литтл «Вежливость — лишь одна половина хороших манер. Другая половина — тонкая ложь» отражает суть общения в сети Интернет?

  8. $Верите ли Вы, что Вы знаете правила общения в электронной почте?

  9. Верите ли Вы, что Вы знаете правила общения в чатах?

  10. Верите ли Вы, что Вы знаете правила общения в телеконференциях?

  11. Верите ли Вы, что Вы сможете$ соблюдать все правила сетевого общения?

  12. Верите ли Вы, что соблюдение правил сетевого этика делает использование Интернет полностью безопасным?

Учитель: Отвечая на вопросы, вы, конечно, анализировали их смысл. Попробуйте, опираясь на это, сформулировать тему урока.

Учащиеся с мест высказывают свои предположения.

Учитель фиксирует их на доске и предлагает одному из обучающихся обобщить предположения и чётко сформулировать тему урока.

$Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель: Думаю, что каждый из вас имеет опыт общения в сети Интернет, исходя из своего личного опыта и темы урока запишите в тетрадь цель урока, которую вам бы хотелось сегодня достичь.

Учащиеся определяют и записывают индивидуальные цели урока.

Учитель просит 3-4 учащихся озвучить $их цели.

III. Этап «Осмысление» (40 минут)

Приём «Концептуальная таблица»

1) Определение объектов сравнения, линий сравнения, подготовка таблицы (5-6 мин.)

Учитель: Давайте вспомним как$ие коммуникационные службы предлагает нам сеть Интернет?

Ученики называют коммуникационные службы, которые были изучены на предыдущих уроках.

Учитель: Исходя из темы урока и, имеющихся у Вас знаний, предложите линии сравнения этих служб. Например: цель общения и т.д.

Учащиеся предлагают линии сравнения$.

Учитель фиксирует их на доске. Желательно, чтобы было 6-7 линий сравнения.

Учитель: Хорошо. Теперь расставим приоритеты предложенных линий сравнения и выделим 5 наиболее значимых.

Учащиеся предлагают номера приоритетов.

Учитель расставляет их.

Учитель: Итак, мы определили по каким характеристикам можно сравнить службы для общения. На основе ваших предложений построим таблицу сравнения. Ваша задача – заполнить таблицу, основываясь на информации, полученной при чтении текст$а. Текст находиться в общем электронном ящике, папка Диск, файл «Правила сетевого этикета»

Давайте подготовим таблицу для р$аботы.

Учитель чертит таблицу на доске.

Учащиеся чертят таблицу в тетради.

Линии сравнения

Электронная почта

Чат

$Телеконференция

$

$

Учитель: на изучение текста и заполнение таблицы отводится 25 минут

$ 2)Самостоятельная работа учащихся (25 мин.)

Учащиеся садятся за ПК, скачивают файл из общего электронного ящика, изучают текст и заполняют таблицу.

Учитель отвечает на вопросы учащихся, возникающие по работе с текстом, просматривает ход выполнения задания и, при необходимости, корректирует заполнение учащимся таблицы – не указывает ему правильные ответы, а помогает четко и компактно выполнить заполнение таблицы.

$Текст файла:

Правила сетевого этикета

Сетевой этикет

При использовании Интернет нужно по$мнить, что средства глобальной сети являются всего лишь средствами связи между людьми и никаким образом не отменяют правила, принятые в реальном мире. Однако специфические условия сети Интернет налагают дополнительные условия т требования при использовании сетевых служб. В связи с развитием Интернет, ростом количества людей, которые пользуются сетевыми ресурсами, сложилось новое понятие — сетевой этикет.

Сетевая этика основана на двух главных принципах:

  • Индивидуализм уважается и поощряется.

  • Сеть следует защищать.

$Общение по электронной почте

В настоящее время электронная п$ереписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной.

Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом.

В обычной деловой переписке есть общепринятые правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки.

  • Обязательно заполняйте графу «Тема письма». Она должна п$ривлечь внимание получателя, быть краткой – не более 50 знаков – и по существу. Из-за опасения получить в письме вирус или спам, многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.

  • Обязательно пишите приветствие, состоящее из приветственного слова и имени получателя, перед основным текстом письма.

  • Правильно структурируйте свое письмо. Разбивайте Ваш текст на логические абзацы и вместо чересчур длинных предложений используйте несколько коротких. Старайтесь, чтобы Ваши предложения содержали не более 15-20 слов. Отделяйте абзацы друг от друга отступом или пустой строкой.

  • Будьте краткими и выражайте мысли по существу. Ес$ли Вам необходимо переслать важную информацию, содержащую большой объем, то лучше составить краткий сопроводительный текст в электронном письме, а саму информацию оформить в виде вложения.

  • $Прикреплённые файлы должны иметь минимальный объем и ссылку на их содержание в тексте письма. Сообщения электронной почты могут иметь вложения. Так, например, к электронному письму может быть приложен файл с фотографией или, например, с программой. Не пересылайте большие файлы без предварительной архивации. В тексте письма обязательно указывайте какой файл Вы прикрепили и зачем. Иначе, получатель письма может подумать, что Ваше вложение — это самовольно прицепившийся вирус, и уничтожит его, не читая, так как открывать возможный вирус опасно.

  • Прежде чем отправить письмо, проверьте орфографию, грамматику и пунктуацию. Это важно не только потому, что неграмотно написанное письмо может испортить впечатление о Вас, и потому, что очень трудно читать текст без запятых и точек.$

  • На электронные письма обязательно нужно отвечать. Отвечать знакомым людям следует в течении суток. Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует прямо об этом сообщить, не затягивая с ответом.

  • Если обращение поступило о$т незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет. Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней. Если обращение необоснованно (например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в коем случае.

  • Не пишите ПРОПИСНЫМ ШРИФТОМ. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, рассматривается как крик.

  • $В конце письма обязательно ставьте свою подпись. Подпись — это небольшой блок текста, добавляемого в конец Ваших сообщений, который идентифицирует Вас и содержит Вашу контактную информацию. Делайте подпись краткой: не более четырех — семи строк.

Общение в телеконференции

Телеконференции (или группы новостей) — это глобальные или локальные форумы, в которых люди с общими интересами обмениваются информацией, обсуждают различные темы и задают друг другу вопросы. Основным достоинством телеконференц$ий является возможность получения практически любой информации в достаточно короткие сроки.

Правила, которые используются при общении в телеконференции:

  • При первом знакомстве необходимо представиться, для этого формируется список участников телеконференции.

  • Во время обсужд$ения нужно хорошо понимать предмет обсуждения.

  • Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.

  • В высказывании критических замечаниях по отношению к другим руководствуйтесь не эмоциями, а здравым смыслом, будьте справедливы.

  • Умейте признавать свои ошибки.

  • $Отстаивая свое мнение используйте доказательства, а не амбиции.

  • Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.

  • Сообщения должны быть краткими. Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.

  • Самореклама недопустима.

  • Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам. Для частных писем есть электронная переписка.

  •  Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.

$Общение в чатах

Чат (chat — разговор) — это ресурс Интернет, на котором посредством программ и скриптов реализована возможность одновременного общения большого количества пользователей в реальном времени.

Каждый присутствующий в чате имеет свой ник (от англ. nickname — прозвище), т.е. прозвище, которым его называют в чате. Фразы набираются с клавиатуры в соответствующее поле ввода и таким образом происходит общение пользователей.

При общении в чатах желательно выполнять следующие правила:$

  • Обращаясь к кому-либо, пишут его ник с двоеточием в начале фразы.

  • Здоровайтесь, ко$гда появляетесь в чате.

  • Не повторяйте реплики по несколько раз, если на них нет ответа, чтобы не показаться назойливым и нетерпеливым.

  • Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих. Это касается как иностранных языков, так и сленга.

  • Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.$

  • Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.

  • Никогда не пишите то, что вы не сказали бы человеку в лицо при личной встрече. Никогда не говорите то, что вы не хотели бы услышать от других в свой адрес.

  • Если вы находитесь на чат — сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора. Для желающих просто пообщаться существуют специальные серверы.

  • Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения доступа на сервер.

  • Не переполняйте экран, в котором происходит чат, своими сообщениями – дайте возможность высказаться другим.

  • $

    Не пишите ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, так как это эквивалентно крику.

  • Уходя из чата, принято попрощаться с собеседниками.

  1. Обсуждение результатов заполнения таблицы (8-9 мин.)

$Учитель: Время работы с таблицей сравнения закончено. Давайте обсудим полученные результаты.

Учащиеся озвучивают записи, сделанные ими в таблице. В ходе обсуждения ответов возможно внесение дополнений каждым учащимся в его таблицу.

Учитель: Молодцы. Теперь переходим к закреплению полученных знаний$ на практике.

IV. Этап: Практикум (20 мин.)

Учитель: Для выполнения практической работы вам необходимо распределиться в группы по 3 человека. (учитывая, что урок проводится для половины класса, таких групп получается 4-5$).

Учащиеся распределяются по группам.

Учитель: Каждой группе необходимо выполнить задание: (текст задания выдается каждой группе в виде распечатки)

  • Проанализировать входящие письма в общем почтовом ящике, найти те, в которых есть нарушения правил этикета для службы «Электронная почта», дать рекомендации по исправлению нарушений.

  • Исходя из собственного опыта, привести 3-4 примера нарушения правил общения при использовании службы «Чат». Определить причины невы$полнения правил сетевого этикета.

  • Обозначить тему телеконференции, в которой ваша группа хотела бы принять участие. Составить текст первого сообщения от вашей группы для участия в этой конференции.

Работа в группах продолжается 10-12 минут. Затем, в каждая гр$уппа представляет результаты своей работы. На обсуждение работы в группах отводится 8-10 минут.

Учащиеся работают в группах.

Учитель помогает учащимся, отвечая на их вопросы.

Затем идет обсуждение результатов работы.

От каждой группы выступает один учащийся. Участники других групп высказывают свои замечания, пожелания, мнение о представленном результате работы.

Учитель обращает внимание учащихся, что их критика должна быть обоснованной и носить конструктивный характер.

Учитель подводит итоги работы в группах, обращая внимание на «+» и «-» работы кажд$ой группы.

V. Этап «Рефлексия» (10 мин.)

Возвращение к приему «Верный и неверный ответ»

Учитель: Возвращаемся к первой таблице в тетради, в которой вы отмечали ответы на мои вопросы. Я снова зачитываю вопросы, а вы заполняете третью строку таблицы, вновь проставляя вместо «Да» знак «+», а вместо «Нет» знак «-».

$Учитель читает вопросы.

Учащиеся фиксируют свои ответы в таблице.

Учитель: Давайте обсудим, изменились ли результаты ответов на вопросы, после изучения вами нового материала и закрепления его на практике? И ,если да, то почему?

Учащиеся комментируют полученные результаты и делают выводы.

Учитель: А теперь, вернитесь к цели уро$ка, которую вы себе поставили. Достигли ли вы её выполнения? Если «Да», поставьте рядом с ней знак «!», если нет знак «?».

Учитель: Теперь прошу обратить ваше внимание на результат ответа на последний вопрос. Поднимите руки те, у кого оба ответа на этот вопрос знак «+», у кого «-», у кого есть и «=» и «-».

Учащиеся поднимают руки.

Учитель: Итак, мы видим, что мнения по ответу$ на вопрос различны. Значит нам необходимо изучить и обсудить этот вопрос. Как вы думаете, какая тема будет на следующем уроке?

Учащиеся высказывают сво$и предположения.

Учитель: Итак, мы определили направление для следующего урока.

Давайте запишем домашнее задание.

Д/З: конспект в тетради, пар. 3.4, вопросы после параграфа. Тем, у кого рядом с целью урока поставлен знак «?» необходимо сформулировать вопросы, на которые вы не смогли получить ответы и в результате не достигли поставленной цели. С этих вопросов мы начнём следующий урок.

Учитель: Оценки за активную работу на уроке, за умение анализировать информацию и применять полученные знания на практике поставлены следующим учащимся (называет фамилии).

$Спасибо за урок.

Post Comment