Конспект урока по Информатике «Представление числовой информации с помощью систем счисления» «Информация и информационные процессы» 10 класс

Разработка уроков №3-4

«Представление числовой информации с помощью систем счисления»

$ по теме: «Информация и информационные процессы». 10 класс

Цели уроков темы:

  1. Познавательная- выяснить степень знакомства учащихся с кодированием информации, в т.ч. с кодированием с помощью знаковых систем, познакомить с позиционными и непозиционными СС, переводом из различных СС (на примере двоичной) в десятичную и наоборот.

  2. Развивающая- развивать умение анализировать, обобщать, систематизировать, способность к самооцениванию.

  3. $Воспитательная- развивать умение самостоятельно находить проблему и решать её, вести диалог.

$

Урок №3

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Проверка имеющихся знаний учащихся (5 мин)

Задаются вопросы:

-что такое цифровые знаковые системы

— какие знаковые системы используются чаще всего

— в каком виде хранится и обрабатывается информация в компьютере. Почему именно в двоичном виде (простота, надежность, помехоустойчивость, использование аппарата булевой алгебры$).

«…Вычисления с помощью двоек…является для науки основным и порождает новые открытия…при сведении чисел к простейшим началам, каковы 0 и 1, везде появляется чудесный порядок» (Лейбниц)

$

— единицы измерения количества информации

— суть алфавитного подхода к определению количества информации

— составление таблицы степеней числа 2 (с возможностью добавления в таблицу степеней чисел 4, 8, 16).

  1. Объяснение нового материала (15 мин).

3.1. Системы счисления. Составление таблицы алфавитов цифр для различных СС.

3.2. Позиционные и непозиционные системы счисления. Образование целых чисел в позиционны$х системах счисления.

3.3. Позиционные десятичная и двоичная СС.

3.4. Ис$пользование в компьютере для представления информации двоичного кодирования (т.к. удалось создать надежные устройства, которые могут сохранять и распознавать не более 2 различных состояний (электромагнитные реле, поверхности магнитных и лазерных носителей, триггер)).

3.5.Перевод десятичных чисел в двоичную СС (рассматриваем два подхода- делением на 2 с выписыванием остатков и разложением по степеням двойки) и обратно.

4. Актуализация новых знаний (6 мин). Работа по переводу де$сятичных чисел в двоичную на доске (1 учащийся, остальные корректируют работу при необходимости, задают вопросы), работа в парах.

5. Самостоятельная работа учащихся (10 мин). Самооценивание (по количеству переведенных чисел).

  1. Домашнее задание (4 мин): подготовить короткие сообщения (на 2-3 минут) на темы: СС Древнего Египта, алфавитные системы нумерации, римская система счисления, Вавилонская шестидесятеричная система счисления

  2. Завершающий этап (2 мин).

  3. Выставление оценок (1 мин).

Урок №4

  1. Организационный момент (1 мин)$

  2. Проверка имеющихся знаний учащихся (3 мин)

Задаются вопросы:

— что такое СС

— позиционные и непозиционные системы счисления. Образование целых чисел в позиционных сист$емах счисления.

— как осуществляется перевод десятичных чисел в двоичную СС

-в чем преимущество одной системы счисления от другой (по мере увеличения основания уве$личивается алфавит, усложняется «арифметика», в т.ч. перевод чисел в эту систему счисления, но уменьшается количество знаков)

— добавление в таблицу степеней числа 2 степеней чисел 4, 8, 16. Поиск совпадающих значений. Анализ

  1. Сообщения учащихся (12 мин). Выставление оценок.

  2. Объяснение нового материала (15 мин). $

4.1. Почему в компьютерах используются также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

4.2. Как перевести десятичное целое число в любую позиционную СС (с пояснением на примере восьмеричной и шестнадцатеричной СС).

4.3. Как перевести двоичное число в восьмеричное и шестнадцатеричное.

4.4 Составление сводной таблицы переводов целых чисел из одной системы счисления в другую

  1. Актуализация новых знаний (3 мин). Работа по переводу десятичных чисел восьмеричную и шестнадцатеричную через двоичную из задания прошлого урока на доске.

  2. $

    Самостоятельная работа учащихся (10 мин). Самопроверка (с использованием инженерного калькулятора на ПК и самооценивание (по количеству переведенных чисел).

  3. $Завершающий этап (1 мин).

P.S.Перевод десятичной дроби в любую другую СС и выполнение арифметических операции в позиционных СС факультативно.

Post Comment