Конспект урока по Информатике «Создание базы данных «Генеалогическое древо семьи»»

1. Галимова Роза Викторовна.

2. МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Кукмор»$ Республики Татарстан

3. Учитель информатики и математики

Тема урока: Создание базы данных «Генеалогическое древо семьи»

Общеобразовательная цель:

Формировать:

  • Основные принципы проектирования баз данных.

  • Навыки работы с приложением GenoPro

  • $Способы манипулирования данными;

Развивающая цель:

  • Развивать навыки проективного мышления при оперировании с информационными объектами;

  • Навыки аналитического мышления.

Воспитывающая цель:

  • Формировать и воспитывать познавательный интерес путём описания окружающего мира автоматическими средствами представления данных.

  • Формировать индивидуальность, самостоятельность, компьютерную грамотность.

  • Формировать гордость за свою семью.

  • $

По структуре урок комбинированный, с использованием новой технологии целеполагания и традиционных групповых и индивидуальных форм и методов работы.

План урока:

    1. Организационный момент. (1 – 2 минуты)

    2. Проверка домашнего задания. (4 минут)

    3. Объяснение нового материала:

  • актуализация знаний; (3 минут)

  • формулировка целей; (3 минуты)

  • этап усвоения новых знаний; (9 минут)

    $4) Закрепление нового материала; (20 минут)

    5) Домашнее задание; (4 минуты)

    6) Подведение итогов урока; (4 минуты)

    Оборудование:

    Раздаточный материал по теме (см. приложение), компьютер, мультимедийный проектор, рабоч$ая тетрадь, письменные принадлежности.

    Ход урока:

    Структура

    урока

    Действия учителя

    Предполагаемые действия учеников

    Методические рекомендации

    1. Орг. момент (1 – 2 минуты)

    $

    Приветствие.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

    Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

    Организация внимания (небольшая пауза 10 – 15 секунд).

    Определение отсутствующих.

    Учащиеся приветствуют учителя.

    На столах приготовлены тетрадь, письменные принадлежности.

    Санитарно – гигиеническое состояние класса, включены компьютеры.

    Заметили т$вёрдое намерение без задержки перейти к уроку.

    Дежурный класса докладывает об отсутствующих на уроке.

    Учебно – воспитательная задача:

    • Формирование умения мобилизоваться, сосредоточит$ься, внутренне организоваться;

    • Формирование ответственного отношения к обучению.

    Цель:

    • Не только отметить отсутствующих, но и показать своё отношение к факту отсутствия того или иного ученика;

    • Кратковременность, быстрое включение учащихся в деловой ритм;

    • Доброжелательный настрой учителя и учеников.

    2. Проверка домашнего задания.

    (4 минут)

    $Фронтальный опрос:

    1. Дайте определение базе данных.

    2. Какие способы создания базы данных вам известны?

    3. Каково основное назначение базы данных?

    4. Каковы объекты Microsoft Access? Какова их функциональность?

    $Если есть вопросы записываем их на доске, так как на эти вопросы другие учащиеся класса отвечают сами.

    Учебно – воспитательная задача:

    Проверить правильность и сознательность выполнения домашнего задания;

    Мотивировать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху;

    Формировать настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

    Используемые формы и методы работы:$

    Опрос учащихся

    Каждый кто ответит получит отметку в журнал.

    4. Объяснение нового материала:

    а) Актуализация знаний: (этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала)

    $

    $б) Формулировка целей:

    В) Этап усвоения новых знаний (9минут)

    ВОПРОС: Какие базы данных еще могут быть? Приведите примеры.

    ВОПРОС: Какие базы данных могли бы вы создать сейчас с практической пользой для вас?

    ВОПРОС: А для чего это вам нужно?

    ВОПРОС: Как выдумаете какова тема нашего урока и какую цель мы будем преследовать в течении всего урока?

    Вопрос: А не знаете ли вы с помощью какой программы можн$о создать это древо?

    Запишите у себя в тетради сегодняшнее число и тему сегодняшнего урока: «Создание базы данных «Генеалогическое древо семьи» с помощью прикладной программы GenоPro»

    Учитель отображает тему урока на экране, с помощью мультимедийного проектора.

    Посмотрите внимательно на тему урока и скажите на какие вопросы вы хотели бы услышать ответы сегодня на уроке.(По мере ответов учащихся учитель отображает их последовательно, с помощью мультимедийного проектора)

    ВОПРОС: Как вы думаете, а зачем нам надо знать ответы на эти вопросы?

    $Родословное или генеалогичекое древо — схематичное  представление $родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветв$ях» — различных линииях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, $когда родоначальник располагается в верхней части таблицы.

    (показать генеалогическое древо какой-нибудь семьи с помощью проектора)

    Задача:

    Создание базы данных «Генеалогическое древо семьи»

    Как вы будете выполнять это задание?

    Вы, конечно, же, заметили, что перед вами располагаются листы с частичными этапами практической работы.

    $Учитель отображает их на экране.

    Ваша задача сейчас попробовать составить свою родословную на трех уровнях .

    ОТВЕТ: Базы данных школы и т.д.

    ОТВЕТ: Базы данных фильмов, генеалогическое древо..

    ОТВЕТ: для того, чтобы знать свою родословную, это позволит расширить наши представления о различных БД.

    ОТВЕТ: тема связана с созданием базы данных, а в частности с создание генеалогического древа семьи и к концу урока мы ее должны создать.

    Ответ: С помощью текстового редактора и т.д.

    Учащиеся записывают себе в тетрадь: «Создание базы данных «Генеалогическое древо семьи» с помощью прикладной программы GenоPro»

    1. Что такое генеалогическое древо?

    2. Что это за программа GenоPro?

    3. $

    4. Как она работает?

    ОТВЕТ:

    Будем знать новые программы создания базы данных; уметь создавать генеалогическое древо средствами компьютера.

    $Проблема в том. Что в первый раз сталкиваемся с этой программой, а также составлением родословной.

    Учащиеся записывают себе в тетрадь:

    Родословное или генеалогичекое древо — схематичное  представление $родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева»

    $

    $

    Учащиеся записывают себе в тетрадь:

    Программа GenоPro (Живая Родословная) предназначена для создания , редактирования, распечатывания и представления в Интернете больших генеалогических деревьев, которые являются сетевыми данными.

    Выполняют задание

    Практической работы

    Учебно – воспитательная задача:

    • Организовать, целенаправить познавательную деятельность учащихся;

    • Формировать целенаправленный характер учебной деятельности;

    • Учить формулировать цель и конкретные средства для её достижения.

    Метод работы:

    Проблемно – поисковый учебная ситуация «делай сам»

    $

    $

    Учебно – воспитательная задача:

    • Дать конкретное представление о необходимости того, зачем нужны базы данных на примере составления генеалогического древа;

    • Добиваться усвоения учащимися навыков работы с программой GenоPro ;

    • На основе приобретённых знаний совершенствовать навыки работы с готовым теоретическим материалом;

    • $

      Осуществлять формирование навыков описания своей родословной.

    Используемые методы и формы работы:

    • Словесный;

    • Проблемный;

    • Индивидуальная работа.

    $

    5. Этап закрепления новых знаний. (8 минут)

    Итак, сегодняшняя практическая работа по новому материалу будет производиться в парах и индивидуально.

    Обратите внимание на алгоритмы работы, которые имеются у вас в приложении

    Если есть вопросы по практической работе, то задайте их.

    $Возьмите в руки алгоритмы выполнения работы. Пройдите за машины и начинайте выполнять практическую работу.

    Выполняют практическую работу, пользуясь алгоритмом из приложения .

    Учебно – воспитательная задача:

    • Закрепить в памяти учащихся знания и умения, полученные на уроке;

    • Формировать практические навыки работы с компьютером в рамках данной темы.

    Используемые формы работы:

    • Практикум;

    • Работа индивидуально;

    • Взаимообучение.

    6. Э$тап информации для учащихся о домашнем задании. (4 минуты)

    Задача:

    Базовый уровень

    «на 3»

    Создать БД из трех уровней.

    «на 4»

    Создать $БД из нескольких уровней с разветвлениями.

    Повышенный уровень «на 5»:

    Создать такую БД в которой учитывались бы все нашедшиеся родственники.

    Учащиеся записывают задание в дневник и в тетрадь, задавая при этом вопросы.

    Учебно – воспитательная задача:

    • $Сообщить учащимся о домашнем задании;

    • Развивать познавательные способности;

    • Мотивировать к дополнительной работе.

    7. Подведение$ итогов урока. (4 минуты)

    ВОПРОС: Посмотрите внимательно на вопросы, которые мы поставили перед собой, какое у вас мнение по этому поводу?

    ВОПРОСЫ:

    Вопросы:

    1. Как вы думаете просто ли работать с программой?

    2. Как создаётся древо ?

    3. Какой информацией для этого надо обладать?

    $

    ОТВЕТ:

    Мы ответили на все вопросы, которые поставили перед собой.

    Рефлексия.

    Практическая работа

    Создание генеалогического древа с$емьи

    1. Запустить программу GenоPro

    2. В появившемся диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя , т.е. воспользоваться кнопками (Новый мужчина) или (Новая женщина)

    3. С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей

    4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, то есть бабушек и дедушек.

    5. Поочередно выделить всех родственников в генеалогическом древе и в контекстном меню объектов выбрать пункт Сведения. В появившемся окне ввести сведения о родственнике.

    6. В результате мы получим генеалогическое древо семьи, которое является примером сетевой базы данных.$

    Практическая работа

    Создание генеалогического древа семьи

    1. Запустить программу GenоPro

    2. В появившемся диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя , т.е. воспользоваться кнопками (Новый мужчина) или (Новая женщина)

    3. С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей

    4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, то есть бабушек и дедушек.

    5. Поочередно выделить всех родственников в генеалогическом древе и в контекстном меню объектов выбрать пункт Сведения. В появившемся окне ввести сведения о родственнике.

    6. В результате мы получим генеалогическое древо семьи, которое являе$тся примером сетевой базы данных.

    Практическая работа

    Создание генеалогического древа семьи

    1. Запустить программу GenоPro

    2. В появившемся диалоговом окне программы на Панели инструментов выбрать себя , т.е. воспользоваться кнопками (Новый мужчина) или (Новая женщина)

    3. С помощью кнопки на Панели инструментов вставить в генеалогическое древо своих родителей

    4. Поочередно выделить родителей и с помощью той же кнопки вставить в генеалогическое древо родителей своих родителей, то есть бабушек и дедушек.

    5. Поочередно выделить всех родственников в генеалогическом древе и в контекстном меню объектов выбрать пункт Сведения. В появившемся окне ввести сведения о родственнике.

    6. В результате мы получим генеалогическое $древо семьи, которое является примером сетевой базы данных.

  • Post Comment