Конспект урока по Информатике «Способы кодирования информации. Метод координат» 5 класс

Открытый урок в 5 классе

«Способы кодирования информации. Метод координат»

Цель урока:

  • показать детям многообразие кодов в окружающем мире;

  • отметить роль кодирования информации.

Основные понятия:

  • $ условный знак;

  • код;

  • кодирование.

План урока

1. Орг. момент: взаимное приветствие, отметка присутствующих, сообщение темы, целей и плана урока.

2. Актуализация знаний, проверка усвоения материала прошлого урока.

3. Запись домашнего за$дания.

4. Изучение нового материала

5. Закрепление полученных знаний

6. Рефлексия: работа в группах

7. Подведение итогов, вывод, заключение.

Ход урока

Этапы урока

$

$

$

$

$Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент: взаимное приветствие, отметка присутствующих, сообщение темы, целей и плана урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

Отметка присутствующих детей.

На прошлом уроке мы говорили с вами об информации, о методах$ работы с информацией, а сегодня мы должны выяснить: что такое «код», познакомиться с различными видами кодирования информации, научиться кодировать информацию разными способами.

Итак, тема сегодняшнего урока «Способы кодирования информации. Метод координат».
Презентация: слайд 1

Садятся за рабочие места.

Открывают рабочие тетради, слушают учителя и записывают число и тему урока.

2. Актуализация знаний, проверка усвоения материала прошлого урока.

$Ребята, я предлагаю провести перекрестный опрос по теме «Передача информации». Напоминаю: я задаю вопрос первому уч$ащемуся, он отвечает, а потом задает вопрос другому однокласснику и так по очереди.

Учитель: Что такое информация?

Ученик 1: устно дает определение информации, затем задает вопрос своему однокласснику по теме прошлого урока.

Ученик 2: отвечает на вопрос своего одноклассника и задает свой вопрос следующему ученику.

3. Запись домашнего задания.

Спасибо. Молодцы.

А сейчас откройте дневники и запишите задание на дом: § 1.8., РТБ: № 99 (1, 2, 3)

Презентация: слайд 2

Дети откр$ывают дневники, записывают домашнее задание, убирают дневники на край стола.

4. Изучение нового материала

Ребята, что мы видим на слайде?

Презентация: слайд 3.

Предполагаемые ответы учащихся: книги нарисованы и написаны на русском и английском языках. Пример записан на русском языке и в математическом виде.

Ребята, кто из вас знает, что такое азбука М$орзе?

Предполагаемые ответы: точки и тире, буквы, которые записываются с помощью точек и тире, азбука для моряков, возможность передачи информации с помощью передатчика и др.

$

С помощью азбуки Морзе алфавит можно представить в зашифрованном виде. В такой форме можно передавать сообщения с помощью передатчика (тире – длинный сигнал, тока – короткий).

Презентация: слайд 4. Посмотрите, как представляется слово «Код» с помощью азбуки Морзе.

Запишите в тетрадях определение: код – это система условных знаков для представления информации

Кодирование – это представление информации с помощью некот$орого кода.

Смотрят на экран, сверяют код слова.

Записывают в тетрадях определения (код, кодирование).

Скажите, ребята, а можно ли считать нотную азбуку кодом? Обоснуйте.

Презентация: слайд 5

П$редполагаемые ответы: нотную азбуку можно считать кодом, т.к. каждая нота обозначает определенную ноту. С помощью нот можно записывать и исполнять музыку.

Под музыку песни «Улыбка» – физкутминутка.

Дети выполняют упражнения под руководством учителя.

Какие бывают способы кодирования информации?

По мере ответов, на экране появляются названия способов (графический, символьный, числовой)

Презентация: слайд 6

$Предполагаемые ответы учащихся: текстовая (символьная) информация, графическая, числовая.

Ребята, скажите, пожалуйста, в каком виде представлена информация в форме схем?

Презентация: слайд 7

Предполагаемый ответ учащегося: схема – графическая форма представления информации

Как вы считаете, в каком виде представлена схема кровеносной системы животного?

Презентация: слайд 8

Предполагаемый ответ учащегося: схема кровеносной системы животного – графическая форма представления информации

Познакомьтесь с азбукой Брайля (азбукой для «слепых» людей).

Презентация: слайд 9

Смотрят на экран, знакомятся с записью фразы «я читаю», записанной с помощью азбуки Брайля.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие объяснения. Любая, в т.ч. и графическая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы связать числа и точки можно использовать систему координат. Мы рассмотрим прямоугольную систему координат, называемую декартовой в честь французского математика Рене Декарта.

Презентация: слайд 10

Начертите в тетрадях оси коорд$инат. Горизонтальная называется OX, вертикальная — OY. Точка пересечения обозначается 0.

Перечерчивают систему координат в тетрадь.

Оси X и Y разбивают плоскость на 4 части, которые называются координатными плоскостями.

Презентация: слайд 11

Делают записи в тетрадях

Чтобы правильно записывать координаты точки, представьте, что вы идете в гости к другу. Что вы делаете для этого: сначала поднимаетесь н$а этаж, а потом идете к нужному подъезду или наоборот: сначала идете к подъезду, а потом поднимаетесь на этаж?

Предполагаемые ответы: сначала идем к подъезду, а потом поднимаемся на нужный этаж.

$

Правильно. Сначала мы идем к подъезду (горизонтально), а потом поднимаемся на нужный этаж (вертикально).

Презентация: слайд 12

Смотрят на экран, получают визуальную информацию.

5. Закрепление полученных знаний

$Ребята, посмотрите на шахматную доску. Вдоль ее нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого – ряд цифр. С их помощью можно однозначно определить положение любой фигуры на шахматной доске.

Скажите, пожалуйста, что будем определять сначала букву или цифру?

Предполагаемые ответы: сначала определяем букву, т.к. она располагается по горизонтали, а потом цифру, т.к. она располагается по вертикали.

Правильно: сначала определяем букву (по горизонтали), затем цифру (по вертикали).

Посмотрите, где будет расположена фигура с координатой d7, в коорд$инатой f4.

Презентация: слайд 13

Определите координаты белых и черных фигур

Определяют координаты белых фигур, черных фигур и записывают их в тетрадях.

Визуальная проверка выполнения задания в тетрадях.

Давайте проверим, справились ли вы с заданием.

Презентация: слайд 14

Сравнивают свои записи с правильными ответами, представленными на экране.

$

Давайте подытожим: какие виды информации вы знаете?

Презентация: слайд 15

Предполагаемые ответы: рисунки, чертежи, схемы, графики

Презентация: слайд 16

Запишите. Метод координат – один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел

Записывают определение в тетрадь.

6. Рефлексия: работа в группах

$

А сейчас нужно разбиться на группы по 4 человека и выполнить задания по вариантам.

Ребята разбиваются на группы по 4 человека в каждой.

Посмотрите на экран.

Презентация: слайд 17

$Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, а второе – номер строки следующей кодовой таблицы. Расшифруйте, что написано в ваших заданиях с № 1.

Ребята выполняют задания.

Презентация: слайд 18

Посмотрите на экран. Здесь представлены правильные ответы (ПРОЦЕССОР, КОМПЬЮТЕР, ПРОГРАММА)

Ребята проверяют свои работы (если ошиблись, исправляют ошибки)

Задание № 2.$

Постройте точки в координатных осях и соедините их в указанной последовательности.

Презентация: слайд 19

Ребята в группах выполняют задания.

Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задания.

Презентация: слайд 20$

Проверка выполнения задания № 2 учениками 1 варианта.

$Презентация: слайд 21

Проверка выполнения задания № 2 учениками 2 варианта.

Презентация: слайд 22

Проверка выполнения задания № 2 учениками 3 варианта.

Задание № 3. Необходимо разгадать кроссворд.

Презентация: слайд 23

Ученики выполняют задание.

$

Для проверки учитель переходит по гиперссылке в приложение Excel. Здесь можно отображать слова (кнопки с числами от 1 до 10 в случае, е$сли дети угадали слова) или кнопки с отдельными буквами, если они не знают правильного ответа.

По окончании проверки закрыть окно Excel без сохранения.

Проверка выполнения задания № 3: решения кроссворда.

7. Подведение итогов, вывод, заключение.

Ребята, скажите, пожалуйста, понравился ли вам урок?

Что понравилось?

Чего вы узнали на уроке? Чему научились?

Какие трудности возникли и как вы их преодолели?

Поднимите руки, кто считает, что понял тему на «5»…, на «4»…, на «3». Поставьте себе оценки в дневники.

На следующем уроке мы будем говорить о представлении текстовой информации.

Презентация: слайд 24

Спасибо за работу. До свидания.

Ребята с помощью учителя подводят итоги, делают выводы, производят самооценку знаний.

Post Comment