Конспект урока по Информатике «Условный оператор в Паскале» 9 класс

Бурдастых Лариса Михайловна МБОУ «СОШ №14» Приморский край г. Находка

Урок по информатике в 9 классе

по теме «Условный оператор в Паскале»

Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

$Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа),  практическая работа, применение здоровье сберегающих технологий.

Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учителя и учащихся, интерактивная доска.

Программное обеспечени$е: презентация к уроку.

Цели урока:

  • Научить реализовывать ветвления в Паскале с помощью оператора Ifthenelse.

  • Развивать память, внимание, мышление.

Задачи урока:

Познавательная

  • $Формировать навыки и умения составления программ с использованием условного оператора.

Развивающая

  • Учить строить аналогии, связывать материал с полученными в других ситуациях знаниями, выделять главное, ставить и решать проблемы; развитие навыков аналитического и логического мышления.

Воспитательная

  • Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

$Оздоровительная

  • Соблюдать допустимое количество времени  работы за компьютерами учениками 9 класса (не более 30 мин); следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке; следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т.д.)

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас.

Актуализация знаний.

Предлагаю вам разминку для ума и для повторения. (Слайд 2). Расположите в правильном порядке строки программы. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки программы в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)

Мотивация изучения темы урока.

Решим задачу. Составить программу, которая будет запрашивать возраст Маши, возраст Саши и выводить на экран фразу «Маша старше Саши» или «Саша старше Маши» (предполагаем, что кто-нибудь из них обязательно старше).

-Что мы должны сделать для решения задачи?

Ученики — Сравнить возраст Маши и Саши .

-А как это записать в программе?

$

Объяснение нового материала.

Тема урока: «У$словный оператор». (Слайд 4)

Условный оператор помогает нам осуществить «ветвление» программы, т.е. передать управление по условию.

Условный оператор имеет вид :

IF условие THEN операторы1> ELSE операторы 2>

Если условие истинно, то выполняется операторы1>, в противном случае —операторы 2>.$

Разветвляющимся алгоритмам отвечают 2 структуры:(Слайд 5)

  1. ПОЛНАЯ. При выполнении УСЛОВИЯ выполняется один блок действий, а при невыполнении – другой блок.

  2. НЕПОЛНАЯ, которая начинается с вопроса-УСЛОВИЯ, имеющая вариант ответа ДА, по которому выполняется некоторый ОПЕРАТОР, а веточка НЕТ отсутствует.

Полная форма записи оператора:

IF ус$ловие THEN оператор1ELSE оператор2;

Краткая форма записи оператора:

IF условие THEN оператор;

Это мы запишем в тетради.

Полная форма соответствует полному ветвлению, а неполная форма – неполному ветвлению в алгоритмах.

Запомните! Перед служебным словом ELSE знак ; не ставится.$

Построим блок-схему для нашей задачи о возрасте детей. (Слайд 6)

Рассмотрим фрагмент программы на Паскале. (Слайд 7)

Закрепление материала.

Решим задачу. Дан фрагмент программы, найдите значение переменных X и Y

$X:=21;

Y:= 32;

IF X>Y THEN X:=X*Y ELSE Y:=Y+X;

Прежде хочу напомнить, что переменная величина в понимании информатики – это ячейка памяти, которая имеет свое имя и текущее значение. В результате выполнения оператора X:= 21; значение ячейки с именем X станет равным 21. Ребята, подскажите, что получится в результате выполнения команды Y := 32? Какое значение получат переменные X ,Y после выполнения условного оператора?

Ученики X=21, $Y=53

(Слайд 8)А теперь займем места за компьютерами, запустим программу PascalABC и попробуем решить задачу. Вычислить значение функции

Составим алгоритм решения совместно, а затем вы наберете текст программы, отладите ее и проверите, как она работает.

(Слайд 9) Решим следующую задачу: Написать программу, проверяющую, принадлежит ли число, введенное с клавиатуры интервалу (0;5)

$Рассмотрим интервал на рисунке

Запишем неравенство А теперь запишем это н$еравенство в виде логического выражения на математическом языке X>0 И XIF (X>0) AND (X

Составим блок-схему (Слайд 13)

$Запишем программу на языке программирования Pascal (Слайд 14)

PROGRAM FUNCZIY;

VAR X:INTEGER;

BEGIN

WRITELN (‘Введите число’);

READLN (X);

IF (X>0) AND (X$

THEN WRITELN (‘Число принадлежит промежутку’)

$ELSE WRITELN (‘Число не принадлежит промежутку’);

END.

Самостоятельная работа.(Слайд 15)

Запишите условный оператор, в котором значение переменной вычисляется по формуле: a+b, если а— нечетное и a*b если $а— четное.

Если у вас возникли трудности при составлении программы, можете воспользоваться подсказкой на доске.

Рефлексия. (Слайд 16)

Расположите элементы условного оператора. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки условного оператора в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)

Отметим самые важные моменты сегодняшней темы:

  • Как реализуется алгоритм с ветвлением в Паскале?

  • Как записывается оператор ветвления в Паскале?

  • Что представляет$ собой полное ветвление(неполное) в Паскале?

Д/з(Слайд 17)

Объяснение Д/з

Вопросы учеников.

$Ответы на вопросы учащихся.

Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

(Слайд 18)Спасибо за урок. До свидания, ребята!

Список литературы.

  1. Семакин И.Г., Л.А. Залогова и др Информатика и ИКТ – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

  2. Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах. Практикум по программированию – Волгоград: Изд. Учитель, 2004

Post Comment