Конспект урока по Информатике «Знакомство с растровым графическим редактором Paint. Создание, редактирование и преобразование изображения» 8 класс

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» города Бийска Алтайского края

Учитель информатики: Антипов Владимир Анатольевич

Урок информатики для 8 класса

$Тема урока: «Знакомство с растровым графическим редактором Paint. Создание, редактирование и преобразование изображения».$

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами технологии проблемного обучения (входит в комплекс разработок уроков по системе модульно-рейтингового обучения).

Цели урока:

  • познакомить учащихся с интерфейсом программы г$рафического редактора Paint, его назначением и возможностями;

  • развивать умения работы с инструментами графического редактора, осуществлять операции открытия, закрытия файлов, сохранения файлов в различных графических форматах, осуществлять основные операции над фрагментом рисунка (копирование, перемещение, вставка, удаление, отражение, поворот, наклон); развивать навыки владения мышью, умение запуска приложений;

  • $воспитывать аккуратность при работе за ПК, эстетику создаваемых графических образов.

Используемое оборудование:

  1. Персональный компьютер учителя + мультимедийный проектор;

  2. Интерактивная доска (или настенный экран);

  3. Персональные компьютеры учащихся.

План урока:

  1. $Подготовительный этап

  2. Этап актуализации знаний

  3. Этап изучения нового материала$

  4. Этап закрепления изученного материала

  5. Этап подведения итогов урока

  6. Этап выдачи домашнего задания

Ход урока

  1. Здравствуйте, ребята. Я вижу, ч$то все готовы к занятию и остается проверить только присутствие. /Проверка присутствующих на уроке/

  2. Дети, посмотрите на экран.

— Что вы там видите? /рисунок, фотографию, изображение клоуна/ СЛАЙД 1.$

— Верно. А как нам вручить букет цветов в руку клоуна? /дорисовать/

— А как, с помощью чего мы сможем это сделать? /с помощью электронного карандаша/.

— Давайте это сделаем. Кто желает вручить букет нашему клоуну? /один из детей дорисовывает в руку клоуна букет/. СЛАЙД 2.

$— Очень хорошо! Перейдем к следующему изображению /переход на следующую страницу/. СЛАЙД 3.

— Что такое!? Клоун здесь, а букета снова нет! Почему, как вы думаете? /потому, что букет был нарисован только на предыдущей странице/

— Верно. Но как же сделать так, чтобы наш клоун всегда был с цветами в руках? /использовать компьютерную программу/.

— Совершенно точно. Кто-нибудь из вас слышал про такие программы или работал в них? Для чего они нужны? /перечисление детьми/

СЛАЙД 4.Одним из видов$ информации, с которой компьютер позволяет нам работать, это графическая информация. Ведь наш мир – это мир образов, мир красок и компьютер является отличным инструментом, позволяющим работать с образами и цветами. А наша задача сегодня – научиться работать с графической информацией, научиться её редактиров$ать, сохранять, изменять.

СЛАЙД 5. Для редактирования графики, как и в случае с текстами, служат специальные программы-редакторы. Количество таких программ на компьютерном рынке огромно – от самых простых, предназначенных для начинающего пользователя, до сложных, предназначенных для профессиональной работы с графикой – для художников, фотографов, дизайнеров, например, такой популярный программный продукт, как редактор PhotoShop от компании Adobe, который мы будем изучать позже. Сегодня же мы познакомимся с одной из таких программ, наиболее простой в изучении и применении – редактором «Paint».

Запише$м тему урока. СЛАЙД 6.

/на руках у детей карточки-заготовки изображения открытого окна редактора/

$

  1. Итак, назначение Paint’а, как и любого другого графического редактора, это создавать графические файлы, просматривать их, изменять, тот есть редактировать и сохранять на диск.

Давайте посмотрим из чего, из каких элементов, состоит данное окно. СЛАЙД 7.

/беседа с учащимися по выявлению назначения элементов рабочего окна программы/

Интерфейс програ$ммы очень прост. Он, как и все программы MS Windows, является оконным. Вверху окна расположено главное меню, за каждым словом которого скрывается набор команд, слева – панель инструментов, внизу – панель выбора цвета.

$

СЛАЙД 8. Первый пункт главного меню, как и в Word’е, называется «Файл» и предназначен для работы с графическими файлами. Основные пункты данного меню – это «Создать» — служит для создания нового изображения; «Открыть» — для открытия графического файла, находящегося на внешнем носителе и «Сохранить» и «Сохранить как» — для сохранения изображения на диск. Эти операции аналогич$ны подобным командам в текстовом редакторе Word.

А теперь присядьте за компьютеры. Дальнейшая наша работа будет строиться в совместных практических действиях.

Итак, мы познакомились с рабочим окном графического редактора на бумаге, а теперь давайте активизируем его на ПК. Кто знает путь к программе? /варианты ответов детей/. СЛАЙД 9. Итак, конкретизируем: Пуск/Программы/Стандартные/Paint. Данная программа является стандартным приложением и присутствует на любом ПК.

Перед нами окно графического редактора Paint. Но, где же наш клоун? Давайте вставим его из файла. Для этого нужно выполнить следующие действия: Правка/Вставить из файла/Е:/Рисунки/Наш клоун. СЛАЙД 10.

$— Итак, изображение вставлено. Давайте все таки вручим нашему клоуну букет. Для этого будем использовать панель инструментов. Какие инструменты вы видите? СЛАЙД 11.

/перечисляют дети/

$Давайте попробуем разобраться, для чего нужен каждый из инструментов: СЛАЙД 12

Панель инструментов имеет 16 кнопок. Наша задача сегодня – остановиться на некоторых из них. Первая нужная нам кнопка – это «Карандаш». Он позволяет рисовать произвольные линии основными цветом, для этого нужно лишь нажать левую кнопку мыши и удерживать ее в процессе рисования. Другая кнопка – «Кисть», для нее можно отрегулировать толщину и вид штриха в специальном окошке под панелью инструментов. Следующие важные для нас кнопки – это «Прямоугольник» и «Эллипс$», позволяющие рисовать соответствующие графические объекты, для чего нужно нажать левую кнопку мыши, и удерживая ее, определить контуры объекта.

$Итак, давайте дорисуем букет цветов. Будем использовать инструменты «Карандаш», «Кисть», «Прямоугольник», «Эллипс».

Внимание! Будьте осторожны при заливке областей и не попадайте заливкой на границу рисунка, иначе вы зальете весь рисунок.

Если вы допустили ошибку воспользуйтесь командой Правка/Отменить.

  • Если вы нарисовали неудачную линию и вам трудно ее стереть, не портя других частей рисунка;

  • Если вы хотели залить область, а краска разлилась по всему рисунку;$

  • Если вы стирали ЛАСТИКОМ, а потом передумали.

Но имейте в виду, что программа PAINT может отменить только до 4-х последних действий. СЛАЙД 13

/дети рисуют цветы, учитель при необходимости осуществляет индивидуальные консультации, затем появляется изображение клоуна с букетом на доске/

$

Молодцы!

Чтобы на арене рабочей области нашему клоуну было не одиноко, давайте добавим еще клоунов.

Вручную это делать утомительно. Для выполнения такой работы, как и в случае с текстовыми редакторами, служат команды редактирования «Копирование» и «Вставка». Эти команды находят$ся в главном меню под пунктом «Правка».

Но мы с вами помним, что для того, чтобы скопировать любую информацию в буфер, мы должны произвести над ней какую операцию? /Выделения/

$ Правильно. Для выделения графических фрагментов служит специальные кнопки панели инструментов «Выделение». С помощью кнопки прямоугольного выделения мы можем, нажав и удерживая левую кнопку мыши, обвести контуры выделяемого участка и далее применять команды редактирования Копирование» и «Вставка».

Сделаем это. СЛАЙД 14.

$

1. 2.

Переместим второго клоуна простым нажатием и удерживанием левой кнопки мыши в любое место рисунка. СЛАЙД 15.

А теперь, давайте сделаем так, чтобы наши клоуны смотрели друг на друга. Для этого воспользуемся командой Рисунок/Отразить и отразим рисунок слева направо. СЛАЙД 16.

$

Аналогично можно произвести преобразование рисунка или его фрагмента в направлении «Повернуть/наклонить».

Для того, чтобы удалить ненужные фрагменты рисунка, нужно выделить его и нажать кнопку на клавиатуре DELETE. Давайте удалим одного из клоунов. СЛАЙД 17.

$Сохраним наш рисунок.$

Paint позволяет хранить созданный им документ в виде файла на жестком диске.

Название файла, как вы знаете, придумывает сам пользователь, а расширение присваивается («*.bmp». ).

Paint работает с основными форматами хранения графики: «*.jpg», «*.gif» и «*.bmp». Мы будем сохранять нашу работу в виде файла с расширением . gif.

СЛАЙД 18. Для этого выберем меню «Файл», команду «Сохранить как…». СЛАЙД 19. В открывшемся окне выберем папку «Мои рисунки». СЛАЙД 20. В строк$е «Имя файла» введем имя «Наш клоун». СЛАЙДЫ 21, 22. В сроке «Тип файла» выберем расширение .gif. Нажмем кнопку «Сохранить».

$

  1. Для закрепления предлагается ученикам произвести еще одну операцию редактирования – внести дополнения в рисунок с помощью изученных инструментов. СЛАЙД 23.

Учитель индивидуально работает с учащимися.

  1. Учитель подводит итог урока. СЛАЙ 24.

$ – Мы узнали сегодня, что для создания, хранения и редактирования графической информации служат специальные программы – графические редакторы, среди которых есть достаточно простой редактор Paint, позволяющий открывать, изменять (то есть редактировать) графические файлы и сохранять их на диск. Научились производить эти операции, овладели некоторыми важными инструментами рисования. Научились выделять элементы рисунка, копировать выделение в буфер, вставлять из буфера, производить преобразование фрагмента рисунка, сохранять рисунок в выбранном расширении. Какие основные проблемы при изучении темы у вас воз$никали? Почему?

Ребята, кому сегодня на уроке было все интересно и понятно присоедините к букету нашего клоуна желтый цветок, у кого возникали небольшие затруднения – синий, если кто-то совсем ничего не понял или не получил от работы никакого удовлетворения – красный.

$/В данном случае, также как и в рисовании букета клоуна на втором этапе урока, целесообразно для сбора букета в целях рефлексии использовать интерактивную доску/

  1. Домашнее задание (модульно-рейтинговая система, задания выдаются учащимся в распечатанном виде, сроки выполнения задания – в течение изучения темы). Задание выдается с комментарием по его выполнению, с ответами на вопросы учащихся.

$

— Ребята, мы начали изучение новой темы и вы получаете новый модуль домашнего задания:

$- Из каких основных цветов формируется вся палитра?

— Из чего формируются растровые графические изображения?

— Какие вы знаете основные инструменты рисования и каковы их возможности?

— В чем состоят основные различия между форматами графических файлов?

— Опишите $алгоритмы открытия, вставки, удаления, копирования, преобразования фрагментов рисунка или рисунка в целом.

— Создать рисунок на свободную тему.

Post Comment