Конспект урока по Информатике «Знакомство с клавиатурой. Группы клавиш» 5 класс

$

Урок изучения нового материала по теме «Знакомство с клавиатурой. Группы клавиш»

Раздел программы: Компьютер для начинающих.

Цели урока:

  • закрепить знания воспитанников об устройстве компьютера;

  • познакомить воспитанников с устройствами ввода информации в память компьютера;

  • изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер.

Задачи урока:

  • воспитательные – воспитание доброты, бережливости, аккуратности при работе с компь$ютером.

  • обучающие – повторение, закрепление и углубление знаний воспитанников; формирование практических умений в текстовом редакторе;

  • развивающие – развитие логического мышления, наблюдательности, памяти, самостоятельности;

$Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • компьютеры;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • Информатика. Учебник для 5 класса. Л.Л. Босова. 2009г;

  • $карточки “Устройства компьютера”; (Приложение).

  • карточки – опорный конспект:

  • кроссворд; (Приложение ).

  • $карточка “Произноси правильно” (Приложение).

  • презентация к уроку (

    Проверьте, пожалуйста, себя: у каждого на столе должен быть учебник, тетрадь, дневник, пенал. На лице — улыбка, и в душе — хорошее настроение. Если все на месте, то мы начинаем наш урок.

    Эпиграфом нашего урока я взяла слова известного французского писателя – лингвиста Гюстава Гийома “Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий”

    1. Актуализация знаний

    Учитель.

    $А чтобы эту дорогу осилить, я предлагаю с некоторыми из вас поработать с карточками самостоятельно.

    • Карточка 1. Из предложенн$ых на рисунках устройств компьютера найдите устройства ввода информации. 

      Учитель.

      А с остальными ребятами мы просто побеседуем. На прошлом уроке мы с вами познакомились с компьютером.

      Для чего можно использовать компьютер? (Ответы ребят. Играть, рисовать красивые картин$ки, печатать, как на пишущей машинке, задачки по математике решать, ракетой управлять.)

      А где ты и твои друзья встречали компьютеры?  А подробнее расскажет, выступит с сообщением Клочков Александр.

      (Люди придумали компьютеры, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ.

      Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Человек научил их управлять космическими кораблями, различными машинами, механизмами и даже целыми заводами. Сейчас и дома компьютеры становятся незаменимыми помощниками. А сколько разных сведений хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой мом$ент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем может помочь компьютер).

      Учитель.

      Сейчас я вам устрою небольшую проверку. Я читаю стихотворение, показываю устройство компьютера, а вы даете название это устройства. (Учитель читает стихотворение, ребята хором называют устройство, показанное учителем.)

      Оглянись, дружок, вокруг!
      Вот 
      компьютер – верный друг.
      Он всегда тебе поможет:
      Сложит, вычтет и умножит!


      Может он ребят учить,
      Может он станок включить,
      Папе, дедушке и тёте
      Он поможет на работе:


      Стало легче с ним, чем прежде,
      Дом построить, сшить одежду.
      И послать ракету к звездам
      Без него не так-то просто!


      Даже в$ылечить больного
      Он поможет – что ж таког$о!”
      Наверху машины всей
      Размещается 
      дисплей 
      Словно смелый капитан!
      А на нем – горит 
      экран.


      Яркой радугой он дышит,
      И на нем компьютер пишет
      И рисует без запинки
      Всевозможные картинки.


      Под дисплеем – главный блок,
      Там бежит электроток
      К самым важным микросхемам.
      Этот блок зовут “
      системным”.

      Вот, познакомьтесь – дисковод!
      Если с дисководом дружен –
      $То и справочник не нужен:
      В упаковке, как конфета,
      Быстро вертится 
      дискета 


      Там записаны программы
      И для папы, и для мамы!
      Там веселых игр десятки
      Друг за другом по порядку!


      Блок системный всё, что нужно,
      У нее узнает. Дружно
      Трудятся они вдвоем
      Утром, вечером и днем!


      Это вот – 
      клавиатура.
      Вот, где пальцам физкультура
      И гимнастика нужны!
      Пальцы прыгат$ь тут должны!


      Вот теперь, дружок, немного
      Ты с компьютером знаком.
      Если дальняя дорога
      Приведет его в твой дом,
      То скажи ты всем вокруг:
      “Вот компьютер – верный друг!”

      Проверка выполненного задания.

      1. Объяснение нового материала

      $

      Отвечая по ходу стихотворения, вы назвали такое устройство компьютера, на котором удобнее всего печатать текст. Это устройство называется как? Клавиатура, правильно, ребята. А как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке. Правильно, и тема сегодняшнего урока будет называться «Знакомство с клавиатурой. Группы клавиш».

      $И сегодня я предлагаю подробнее познакомится с этим устройством.

      Внимательно рассмотрите клавиатуру компьютера.

      Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

      1. алфавитно-цифровые клавиши;

      2. функциональные клавиши;

      3. клавиши управления курсором;

      4. цифровые клавиши;

      5. управляющие клавиши.

      В центре расположены $алфавитно-цифровые клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы, буквы русского алфавита, латинские буквы. С помощью этих клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы.

      $В нижней части клавиатуры находится большая клавиша без символов на ней – пробел, который используется для отделения слов и выражений друг от друга.

      Функциональные клавиши F1–F12, размещенные в верхней части клавиатуры, запрограммированы на выполнение определённых действий (функций). Так очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

      Место ввода очередного символа на экране монитора отмечается мигающей черточкой – курсором. Для перемещения курсора служат клавиши управления курсором, на них изображены стрелки, направленные вверх, вниз, влево и право. Эти клавиши перемещают курсор на одну позицию в соответствующем направлении. Клавиши $PageUp[пейдж ап ] и PageDown[пейдж даун ] позволяют листать документ вверх и вниз.

      Delete [дэлет] – удаляет символ справа от курсора. Удаляет все что выделено.

      End [энд] – перемещает курсор в конец строки.

      $Home [хоум] – перемещает курсор в начало строки.

      Tab [таб] – устанавливает курсор на определенное место в строке, служит для отступа красной строки.

      Малая цифровая клавиатура – при включенном индикатор$е NumLock [нам лок] удобная клавишная панель с цифрами и знаками арифметических операций. Расположенные как на калькуляторе.

      Очень часто используются специальные клавиши. Они не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

      Enter$ [энтер] – вводит команду или текст. В текстовом редакторе переводит курсор на следующую строку.

      Esc [эскейп] – отменяет текущее действие. Обеспечивает выход из программы.

      Alt [альт] – самостоятельного действия не имеет, действует только при совместном нажатии с буквой или управляющей клавишей.

      $Ctrl [контрэл] – самостоятельного действия не имеет, действует только при совместном нажатии с буквой или управляющей клавишей.

      Caps Lock [капс лок] – включает/выключает режим прописных букв.

      Shift [шифт] – при одновременном нажатии с буквенной клавишей позволяет получать прописные буквы. При одновременном нажатии с цифрой – символы.

      $BackSpace [бэкспейс] – удаляет символ слева от курсора.

      Для переключения раскладки клавиатуры используются клавиши Ctrl [контрэл] + Shift [шифт] или Alt[альт] + Shift[шифт], т.е. сочетания этих клавиш используются для того, чтобы поменять язык ввода с клавиатуры (с русского на английский и с английского на ру$сский).

      (Объясняя, учитель обращает внимание детей на плакат “Говори правильно”).

      1. $Физкультминутка

      Учитель.

      Вы немного устали, и я предлагаю вам отдохнуть.

      А теперь давайте поиграем! Для этого, пожалуйста, встаньте и выйдете в проход. Я буду говорить рифмы, а вы внимательно слушаете и повторяете движения за мной:

      Робот думал и гадал,

      Почему он так устал?

      Покрутился, потянулся,

      Всем вокруг он улыбнулся,

      Шар большой надул, огромн$ый,

      Сдулся тот такой негодный,

      Но наш Робот не грустит,

      И за парту сесть спешит!

      А теперь с новыми силами садимся на свои места.

      1. Компьютерный практикум. Практическая работа.

      Учитель.

      А тепер$ь опять за работу. Сейчас вы постараетесь с помощью клавиш выполнить рисунок. Но сначала давайте вспомним технику безопасности при работе за компьютером.

      Воспитанники вместе с учителем выполняют практическую работу. С помощью символов, расположенных в верхней части цифровых клавиш, выполняют рисунок на компьютере в текстовом редакторе MS Word.

      $

      Затем каждый воспитанник самостоятельно выполняет практическую работу №2.

      1. $Физминутка для глаз.

      Выполняется электронная физминутка для глаз.

      1. Итог урока.

      Учитель.

      А теперь давайте вспомним то, что мы сегодня изучили на уроке. (Ответы на загадки)

      Вот сижу я за компьютером
      И хочу писать слова.
      Жаль, что тут язык английский.
      Помогите мне, друзья.

      С помощью, каких клавиш можно поменять язы$к ввода с клавиатуры? (Ctrl + Shift, Alt слева + Shift.) Каким еще способом это можно сделать? (С помощью индикатора языка на панели задач.)

      Имя свое я хочу запи$сать.
      Где бы заглавную букву сыскать?

      (Для ввода заглавной буквы следует нажать одновременно клавишу с нужной буквой и клавишу Shift.)

      Вновь проблема — в конце строчки
      Я забыл поставить точку.
      Как быстро мне туда попасть опять,
      Чтобы время даром не терять?

      (Нажать клавишу End.)

      Два слова слились.
      Что наделал — беда!
      Скорей разделите
      Мне их, детвора.

      $(Подводим курсор в нужное место и нажимаем клавишу пробела.)

      Учитель.

      Оценки за сегодняшний урок получают ____________________________________________________________________________________________________________________________________ оценка складывается из балов за работу на уроке и за практическую работу.

      Домашнее задание.

      Учитель.

      Чтобы закрепить то, что мы изучали сегодня на уроке, на самоподготовке вы п$рочитаете § 2.3 на стр. 70 – 72, выучите группы клавиш. А также выучите название клавиш, которые у вас написаны на карточках, которые вы должны приклеить в конце тетрадки.

      1. Рефлексия

      $Учитель.

      Наш урок подходит к концу. Давайте поделимся своими впечатлениями и ощущениями. Что вам понравилось, а может, что то и не понравилось на сегодняшнем уроке.

      На этом наш урок окончен. С вами было очень приятно работать. Всем спасибо, до свидания.

Post Comment