Конспект занятия «Реклама – двигатель торговли»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества Октябрьского административного округа г.Омска»

$

$

Разработка занятия по предмету информатика

на основе технологии деловой игры

«Реклама – двигатель торговли»

(14 — 17 лет)

подготовила

$ педагог дополнительного образования

Скребцова Ирина Сергеевна

$Омск 2011

$ ТЕМА занятия: Деловая игра «Реклама – двигатель торговли»

ВРЕМЯ занятия: 1 час 30 мин.

ЦЕЛЬ занятия: моделирование профессиональной деятельности в сфере маркетинговых услуг.

ЗАДАЧИ занятия:

  • использовать знания и умения в области ИКТ на практике для создания конкурентоспособного продукта;

  • организовать эффективное взаимодействие внутри и между группами;

  • разви$вать навыки презентационной культуры и рефлексии.

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, 9 компьютеров, отдельный стол для Конференции.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ: чистые листы бумаги, ручки, бланки электронные и бумажные, лотерейные билеты, банковские карты.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: электронный тест, программа «Синонимы», ребусы, карточки с заданиями, маршрутные листы участников, бланки банковских карт.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ:

  • Знать основы работы в программах Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint, Publisher (Adobe Photo$shop); уметь вести переписку по электронной почте.

  • Владеть теоретическими знаниями по базовым разделам: информация и информационные процессы, прикладные программы, телекоммуникации, устройства компьютера. Пользоваться принтером и сканером.

  • Уметь работать в коллективе, принимать совместные решения, анализировать результаты собственной деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

$

Этапы

Цель этапа

Время

Содержание$

Средства

Форма

Методы

занятия

$ игры

деятельности педагога

$ деятельности учащихся

1

Организационный

Распределение по ролям.

Знакомство с основными требованиями и обязанностями в зависимости от роли.

5-7

мин.

$

Обосновывает значимость проведения занятия в форме деловой игры

Ставит перед детьми цель работы на занятии

Распределяет детей на подгруппы-фирмы, раздает частные маршрутные листы

Объявляет регламент игры

Получают информацию.

Распределяются по ролям:

— две Фирмы «Разработчики рекламы» по 3-4 учащихся;

$ — четыре Частных предпринимателя по 1-2 учащихся;

— один Банк – 1-2 учащихся

  • Маршрутные листы

Фронтальная

2

$

Деятельностный

55-60 мин.

Планирование деятельности

$

1. Знать приемы работы в программах Microsoft Office: Word, Excel, Publisher.

2. Уметь работать в коллективе, взаимодействовать в группе.

3. Уметь принимать групповое решение.

4. Уметь работать с принтером.

7-10

мин.

$

Направляет ход игры, консультирует

Фирмы «Разработчиков рекламы разрабатывают стратегию работы: придумывают название фирмы, подбирают наименование видов рекламы, разрабатывают визитки.

Частные предприниматели организовывают собственное дело: придумывают вид деятельности, название фирмы, категорию клиентов, наименование услуг, систему скидок и пр.; открывают счета в Банке.

Банк знакомится с программой для автоматического подсчета расходов и доходов клиентов (машинный вариант) или расчерчивает таблицу на альбомном листе (безмашинный вариант); открывает счета.

  • $Компьютеры

  • ПО: Publisher, Word, Excel

  • Бланки в электронном или бумажном виде для ЧП

  • Программа или листы бумаги для банкира

  • Лотерейные билеты

  • Бла$нки для прейскурантов услуг и цен

Групповая, межгрупповая

Самостоятельная работа

Дискуссия в группах

Начальный капитал

1. Владеть базовыми знаниями по информатике.

2. Уметь устанавливать деловые отношения.

3. Уметь пользоваться ксероксом.

10

мин.

$

Направляет ход игры, консультирует

Фирмы «Разработчиков рекламы встречаются на конференции, на которой устанавливают расценки на виды рекламы.

Частные предприниматели зарабатывают начальный капитал, выполн$яя электронный тест.

Банк пополняет счета, выстраивает рейтинги.

  • Компьютеры

  • Стол с табличкой для Конференции

  • Бланки для прейскурантов услуг и цен

  • Электронный тест

  • Лотерейные билеты

Презентация услуг

$ 1. Уметь представлять и защищать свои идеи.

2. Уметь анализировать информацию, делать обоснованный выбор.

5-7

мин.

$Направляет ход игры, консультирует

Фирмы «Разработчиков рекламы организуют презентацию своих услуг, раздают прейскуранты цен.

Частные предприниматели присутствуют на презентации, выбирают понравившуюся фирму Разработчика рекламы, берут у нее визитку в порядке очереди.

Банк объявляет порядок очереди, распечатывает и выдает визитки.

Примечание: каждый Разработчик рекламы может иметь не больше трех клиентов.

  • Проектор

  • Визитки

  • Лотерейные билеты

  • $

Сотрудничество I

1. Уметь составлять деловое письмо, используя шаблоны текстового редактора Word.

2. Уметь вести переписку по электронной почте (при наличии выхода в Интернет).

3. Уметь искать папки на локальных дисках (при использовании локальной сети).

5-7

мин.

$

Направляет ход игры, консультирует

Фирмы «Разработчиков рекламы открывают счета – начальный капитал зависит от количества предлагаемых видов рекламы.

Частные предприниматели пишут выбранной фирме Разработчику рекламы деловое письмо с заказом только на один вид рекламы и отправляют одним из трех способов (в зависимости от варианта игры):

— по электронной почте (при наличии выхода в Интернет),

— по локальной сети (можно имитировать наличие электронных ящиков в виде папок на локальных дисках и организовать их поиск),$

— через курьера (безмашинный вариант).

Банк работает с клиентами

Примечание: чем дороже с$тоит реклама, тем больше ЧП получает доход от ее использования (для данных подсчетов в Банке имеется соответствующая справка)

  • Компьютеры

  • Интернет или локальная сеть или листы бумаги

  • Лотерейные билеты

  • Справка для банкира и ЧП (о подсчете доходов с реализации рекламы)

Сотрудничество II

1. Уметь р$аботать в программе Publisher

2. Знать основные понятия, используемые в информационных технологиях.

25-30 мин.

Направляет ход игры, консультирует

Фирмы «Разработчиков рекламы получают деловые письма, приступают к выполнению заказав.

Ча$стные предприниматели ведут трудовую деятельность: разгадывают ребусы, выполняют задания программы «Синонимы», отвечают на дополнительные вопросы, которые могут получить в Банке, если остается время.

Банк выполняет дополнительные задания для ЧП для дальнейшей проверки; работает с клиентами

  • Компьютеры

  • Проектор

  • ПО: Publisher

  • Ребусы в электронном виде

  • Программа «Синонимы»

  • Бланки с дополнительными вопросами$

  • Лотерейные билеты

3

Демонстрационный

Доходы — подведение итогов

1. Уметь представить результаты работы перед аудиторией.

2. Уметь отстаивать свое мнение.

10-12 мин.

Направляет ход игры, консультирует

Представители Фирм «Разработчики рекламы» презентуют выполненные заказы

Частные предприниматели оценивают и обсуждают выполненную работу, если работа понравилась, то покупают ее.

Банк пополняет счета клиентов.$

  • Компьютер

  • Проектор

Фронтальная

Демонстрация

Обсуждение

$

4

Итоговый

1. Уметь анализировать, высказывать свое мнение.

2. Уметь анализировать результаты собственной деятельности.

10

мин.

$

Благодарит участников игры, подводит итоги, озвучивает победителей, вручает грамоты.

Проводит анализ игры, обсуждая с учащимися значимость данного занятия, что получилось / не получилось, что понравилось / не понравилось.

Подвод$ят итоги, оценивают результаты, высказывают пожелания и идеи для проведения данной игры.

Грамоты (медали)

Фронтальная

Дискуссия

Самооценка

$

ХОД ИГРЫ

Участники игры:

  1. Фирма «Разработчик рекламы 1» – 3-4 человек (дизайнеры) – 2 компьютера, стол для работы. Требования к знаниям и умениям: MS Publisher (Adobe Photoshop, MS Power Point).

  2. Фирма «Разработчик рекламы 2» – 3-4 человек (дизайнеры) – 2 компьютера, стол для работы. Требования к знаниям и умениям: MS Publisher (Adobe Photoshop, MS Power Point)..

  3. Частные предприниматели – 4-8 че$ловек (могут быть пары) – 4 компьютера. Требования к знаниям и умениям: MS Word.

  4. Банк – 1-2 человека – 1 компьютер. Требования к знаниям и умениям: MS Excel.

Участники игры имеют индивидуальные маршрутные листы, согласно которым могут выполнять дополнительные задания и не ждать соперников: фирмы «Разработчики рекламы» – Приложение 1, Частные предприниматели – Приложен$ие 2.

В роли банкира может быть, как сам педагог, так и обучающийся (педагог контролирует и помогает).

I этап. Планирование деятельности.

Каждый из частных предпринимателей

  1. Организовывает собственное дело. Продумывает и оформляет в Microsoft Word структуру своей фирмы:

  • Вид деятельности;

  • $ Название фирмы;

  • Потенциальные клиенты;

  • Наименование услуг;

  • Система скидок;

  • И т.д.

  1. Открывает счет в банке, получает банковскую карту (Приложение 3).

Фирмы «Разработчики рекламы» разрабатывают стратегию работы:

  • Придумывают название фирмы;

  • Подбирают наименование видов рекламы, указывают без стоимости в бланке «Прейскурант цен на рекламу» (Приложение 4) в электронном виде, распечатывают один вариант в Банке;

  • Разрабатывают визитки фирмы в Microsoft Publisher (здесь указывают название фирмы, ФИО разработчиков и виды рекламы), распечатывают – количество визиток = числу частных предпринимат$елей.

Банк.

  1. Банкир знакомится с программным обеспечением (Приложение 5) или создает самостоятельно по образцу.

  2. $ Открывает счета, выдает банковские карты, продает лотереи (Приложение 6), распечатывает визитки.

Примечание:

  • в банк клиенты обращаются в порядке очереди;

  • за один визит можно приобрести одну лотерею.

II этап. Начальный капитал.

  • Каждый из частных предпринимателей зарабатывает начальный капитал для рекламы своей фирмы, выполняя тест «Общие знания по информатике» (Приложение 7). Каждый правильный ответ оценивается в 1000р. В завершении теста программа сама посчитает заработанные средства, сведения о которых подаются в банк курьером (тест остается на экране, что бы можно было проверить правильность данных).

  • Фирмы «Разработчики рекламы» — встречаются на Конференции, на которой устанавливают расценки на виды рекламы. Виды рекламы, которые у фирм совпадают, могут оцениваться от 500 до 3000 рублей, если одна из фирм придумала вид рекламы, которой нет у другой фирмы, то цена устанавливается на усмотрение данной фирмы (не больше 5000 р.), при этом вторая фирма не имеет права продавать такой вид рекламы. Фирмы заполняют столбец «Стоимость» в бланке «Прейскурант цен на рекламу» (Приложение $4). В Банке делают 6 ксерокопий (для каждого Частного предпринимателя и в Банк).

  • Банкир работает с клиентами.

III этап. Презентация услуг.

  • Фирмы «Разработчики рекламы» организуют презентацию своих услуг, используя проектор, придерживаясь регламента – 2-3 мин; раздают прейскурант цен Частным предпринимателям и Банкиру.

  • Банкир озвучивает доход фирм на данный момен$т игры, объявляет порядок выбора частными предпринимателями фирм «Разработчиков рекламы».

  • Частные предприниматели присутствуют на презентации фирм «Разработчиков рекламы», выбирают понравившуюся фирму и берут у нее визитку в порядке очереди, которую объявляет Банкир.

Примечание: каждый разработчик рекламы может иметь не больше трех клиентов.

$

IV1 этап. Сотрудничество.

  • Частные предприниматели:

Пишут выбранной фирме «Разработчику рекламы» деловое письмо:

а) в бумажном варианте и отправляют его с курьером;

б) по электронной почте, если есть доступ к Интернету;

в) возможна имитация электронной почты в локальной сети.

  • $ Фирмы «Разработчики рекламы»

  1. Открывают счета, получают Банковские карты (Приложение 3). Начальный капитал зависит от количества видов рекламы, указанных в «Прейскуранте цен на рекламу» — одно наименование стоит 1000р.

  2. Принимают деловые письма с заказами от клиентов.

  • Банкир работает с клиентами.

IV2 этап. Сотрудничество.

  • $ Фирмы «Разработчики рекламы» приступают к выполнению заказов. О выполненной работе фирмы сообщают в письме заказчику.

  • Частные предприниматели ведут трудовую деятельность:

  1. Разгадывают Ребусы (Приложение 8), проецируемые на экран проектором, на каждый ребус отводится одна минута (ребусы появляются на экране автоматически: браузер, файл, мегабайт, колонтитул, программное обеспечение). Ответы записывают на листы бумаги и, один из представителей фирмы подает их в банк в порядке очереди. Каждый правильно разгаданный ребус оценивается в 500 руб.

  2. Выполняют на компьютере задания программы «Синонимы» (Приложение 9), каждый из правильных ответов оценивается в 600 руб. После выставления компьютером баллов, сведе$ния подаются в банк курьером (программа остается на экране, что бы можно было проверить правильность данных).

Дополнительно:

  1. Отвечают на вопросы в письменном виде на бланках, получить которые можно в Банке (Приложение 10), подают в Банк результаты, каждый правильный ответ стоит 700р.

  • Банкир выполняет дополнительные задания для частных предпринимателей (ответы проверяет педагог), проверяет работу предпри$нимателей и пополняет их счета.

V этап. Доходы – подведение итогов.

  • Фирмы «Разработчики рекламы» представляют результаты выполненной работы фирме-заказчику, на проекторе, при этом все участники игры являются зрителями презентации работ. После каждого представления вида рекламы идет обсуждение качества и значимости и путем голосования утверждается работа (однако, последнее слово за заказчиком) – фирма-заказчик выкупает работу, пополняя банковский счет фирмы «Разработчика рекламы».

  • Частные предприниматели участвуют в оценке работ фирм «Разработчиков рекламы», выкупают понравившиеся работы.

  • Банкир пополняет счета в банке

  1. $

    Фирмы «Разработчики рекламы» получают доход от проданной рекламы.

  2. Доход частных предпринимателей зависит от тех денег, которые они затратили на рекламу, расценки написаны в «справке для Частных предпринимателей и Банкира» (Приложение 11).

Деятельность педагога.

  • Куратор игры – педагог:

    $

    1. На протяжении всей игры следит за участниками, делая пометки в специальных бланках (Приложение 12), для дальнейшего анализа; оказывает помощь; Особое внимание уделяется Банкиру.

    2. После окончания V этапа игры, участникам объявляется пятиминутный перерыв, для проверки работы Банкира по подведению итогов.

    3. $ Объявляются результаты, таблица рейтинга отображается на экране: в игре две категории победителей – Частный предприниматель и Фирма «Разработчик рекламы». Победители получают грамоты.

    4. Проводится анализ игры: что получилось / не получилось, что понравилось / не понравилось, пожелания и идеи для проведения данной игры.

Список использованной литературы

  1. Запольских И. А. Деловая игра как способ развития ключевых компетенций учащихся // Информатика и образование 2008, №2

Post Comment