План-конспект урока информатики в 5 классе «В мире кодов»

Содержание:

Воскобойникова Анна Павловна

МБОУ «СОШ г.Бирюча»

Учитель информатики$

План-конспект урока информатики в 5 классе «В мире кодов»

Цели урока:  

Обучающая:

  • Показать учащимся многообразие окружающих человека кодов;

  • Отметить роль кодирования информации, научиться кодировать и декодировать информацию.

Развивающая:

  • $Развитие интереса учащихся к предмету «Информатика»

  • $

  • На примере выполнения задания на ЭВМ формировать умение логически мыслить

Воспитывающая:

  • Воспитывать культуру общения, усидчивость

  • Воспитание чувства коллективизма, умения выслушивать других

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: код, кодирование информации, декодирование информации

Средства обучения: мультимедийная установка, компьютеры. Приложения: MS Word, Презентация, Рабочие листы для учащихся, б$удильник.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, чтобы на столе лежали учебник, дневник, рабочая тетрадь на печатной основе, ручка, карандаш, линейка. Присаживайтесь.

$ Ученики: проверяют, все ли приготовили, садятся.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами повторим материал, изученный на прошлых уроках. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Что такое информация?

Ученики: Информация – это зна$ния, получаемые в школе, сведения из книг, телевидения, новости.

Учитель: 

$

  1. Какие действия человек совершает с информацией?

Ученики: Человек обрабатывает, хранит, получает и передает информацию.

Учитель: 

  1. Опишите процесс передачи информации$

Ученики: есть источник информации, который предает информацию через канал связи (Информационный канал) приемнику.

Тема нашего урока — кодирование информации.  

Чем же мы с вами будем заниматься на уроке?

Кроме кодирования мы еще научимся, и декодировать информацию.
На столе перед вами рабочий лист, который вы заполняете по ходу урока.
Код — это система условных знаков для представле­ния информации.
Кодирование — это представление информации с по­мощью некоторого кода.
Множество кодов оче$нь прочно вошло в нашу жизнь. Так, для общения в нашей стране используется код — русский язык. Код исполь­зуется для оценки знаний в школе (число «5» — код от­личных знаний, «4» — код хороших зн$аний, «3» — удов­летворительных, «2» — плохих).
В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. «Буквы» этого кода выдавли­ваются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавле­ны три точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают  буквы и  могут читать.

По номерному знаку можно узнать сведения об автомобиле и его владельце.
Всем хорошо известны дорожные знаки? А что же мы кодируем с помощью этих знаков?

Свой ко$д из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт. Его следует писать на конвер­те в специально отведённом для этого месте. По коду мож­но узнать, куда отправлять письмо. Например, код города Москвы и коды всех населённых пунктов Московской об­ласти начинаются с цифры 1.
А индекс какого населенно пункта приведен последним? $В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уни­кальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «Q» имеет двоичный код 01010001, а цифра «7» — 00110111.

4. Физминутка

$ Учитель: Мы все дружно потрудились, и пришло время для физкультминутки. Встаньте ровно, стульчики задвиньте, приготовились выполнять упражнения.

Проводит ученик.

Закончили упражнения, сделали себе три веселых хлопка. Присаживайтесь.

    1. Закрепление материала.


    Учитель:  закодируем слово загадка.
    Учитель:  а теперь по исходному коду давайте узнаем$, что же скрыто за следующими цифрами.
    14  16  19  12  3  1

    Учитель: что же мы с вами сделали? Декодировали информацию. Попробуйте сами сформулировать определение декодированию.

    Задание выполняется в карточке, после выполнения учащиеся сдают карточку.

    1. Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же по­рядковым номером, расшифруйте следующие сообщения:
     12-21-12-21-26-12-1 12-21-12-21-26-16-15-12-21 19-26-10-13-1$ 12-1-17-32-26-16-15.
    (Ответ: кукушку кукушонку сшила капюшон)

    Устно:  .Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из  каждого данного слова:
    а) колос, мебел$ь, таракан;
    б) молоко, нерест, таракан;
    в) кора, лото, боксер;
    г) баран, рана, банщик;
    д)монета; лошадь, корова

    6. Постановка домашнего задания.

    Открываем дневники, записываем домашнее задание: §1.6 задания в РТ №18, 21 стр. 22-23. Откройте, пожалуйста, тетради на печатной основе на странице 22. В задании 18 необходимо декодировать записи, пользуясь таблицей азбуки Морзе. В задании 21 необходимо также декодировать сообщения, пользуясь алфавитом, записанным по кругу.

    7. Практическая работа

    Учитель: Мы сегодня уже с вами столкнулись с кодированием слов с помощью цифр. Такое кодирование используется очень часто, поэтому сегодня мы с вами познакомимся с основами ра$боты с числами в программе «Калькулятор». Для этого мы выполним практическую работу «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор». Прежде чем сесть за компьютер, давайте вспомним, как правильно сидеть за компьютером? Правила работы на клавиатуре? Подойдите каждый к своему рабочему месту.

    Перед вами лежат листы с инструкцией по выполнению практической работы и с заданиями, которые вы должны выполнить во время практической работы. На Выполнение ва$м отводится 15 минут. За 2 задания правильно и вовремя выполненных 3балла, за 3 — 4 балла, за 4 — 5 баллов и +1 балл, если вы активно работали на уроке. Практическую работу выполняем четко по инструкции. Внимательно читаем каждый пункт и выполняем.

    Пока ученики выполняют работу, хожу, смотрю ход выполнения. За 2 минуты до конца работы выставить о$ценки тем, кто сделал, и поторопить тех кто заканчивает работу.

    Учитель: Ребята, садимся на свои места за парты, не забываем привести рабочие места в порядок (клавиатуру задвинуть, стул задвинуть).

    Рефлексия.

    Учитель: Сейчас я раздам вам листочки с двумя вопросами. Первый вопрос: Что нового я $узнал сегодня на уроке? Вспомните все, о чем мы сегодня говорили, определите для себя главные моменты  и запишите их под цифрами 1.., 2.., 3… Второй: Чему я научился сегодня? 1.., 2… Пожалуйста, ответьте на них и листочки сдайте.

    Практическая работа «Знакомство с программой Калькулятор»

    $Ход работы:

    1. Запустите программу Калькулятор. Для этого выберите:

                     Пуск $ Все программы  Стандартные  Калькулятор

    1. Расположите окно Калькулятора в центре экрана и рассмотрите его элементы. Выполните задание 1 на проверочном листе.$

    2. Узнайте о назначении кнопок    , СЕ, С. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на нужной кнопке Калькулятора, переместите указатель мыши на появившийся текст Что это такое? И щелкните левой кнопкой. Сделайте запись в задании 2 на проверочном листе.

    3. Откройте меню Справка Вызов справки, выберите вкладку Содержан$ие, выберите раздел Калькулятор  Выполнение простых вычислений. Сделайте запись в задани$и 3 на проверочном листе.

    4. Выполните простые вычисления, приведенные в задании 4 на проверочном листе, декодируйте слово.

    Задание для практической работы

    1. Соедините стрелками надписи с соответствующими им элементами рисунка.

    Строка меню

    Название приложения

    $

    Строка заголовка

    Поле ввода

    2. Каким образом следует выполнять простые вычисления с помощью программы Калькулятор?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________$______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Продолжите фразы.

    1. Кнопка Backspace программы Калькулятор предназначена для             _____________________________________________________________

    2. Кнопка CE программы Калькулятор предназначена для             _____________________________________________________________

    3. Кнопка C  программы Калькулятор предназначена для          $   _____________________________________________________________

    4. Решите примеры и по кодовой таблице восстановите текст:

    6897 — 6883=

    1040 : 65 =

    69 : 3 -10=

    25 * 8 : 10 =

    600 : 120 =

    2148 : 358 =

    21480 : 895 =$

    Ответ:

    5**Решив примеры, дешифруйте сообщение:

    Post Comment